ПРОГРАММА Развитие внимания
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Говорина Елена Михайловна

Внимание обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, сложные формы памяти не возможны без участия мышления, выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием, соответственно внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vnimanie.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Развитие внимания

у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Научная обоснованность.

Внимание обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Мыслительные процессы опираются на восприятие и память, сложные формы памяти не возможны без участия мышления, выполнение любого познавательного действия сопровождается вниманием, соответственно внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы.

 Детское внимание, подчеркивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные. Л.С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как о внимании, так и о рассеянности и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе [2]. “Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное”. Перед учителем-дефектологом начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

 Пояснительная записка

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).

Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

У умственно отсталых детей внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение доступного для них объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться не подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт ребенка со взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действовать по образцу, необходимо с самого начала проводить игры и упражнения, способствующие формированию внимания.

Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в последующих дидактических играх ставится задача и на запоминание. Для формирования устойчивого внимания, способного обслуживать ту или иную деятельность, необходимо вводить такие задания, которые требуют внимательного рассмотрения предмета (игрушки), его свойств, положения в пространстве, т. к. эти действия нужны ребенку для ориентировки в окружающем.

Программа применима для работы с группой учащихся и для индивидуальной работы и строится с учетом общих закономерностей психического развития ребенка, современных принципов коррекционно-развивающей работы.

Оптимальное количество детей в группе – 5-7 чел. При этом в группе могут находиться дети с различной степенью нарушения внимания. Продолжительность занятия – 20 мин., 1 раз в неделю в соответствии с утвержденным расписанием.                Использование  программы нецелесообразно при наличии у ребенка РАС . 

 Цель коррекционной программы: развитие основных свойств внимания детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Задачи коррекционной программы:

- Развитие способности концентрации внимания на определенном объекте (объектах).

- Развитие способности удерживать внимание на объекте длительное время.

- Развитие способности получать максимально большое количество информации от предмета внимания.

- Развитие способности охватывать вниманием один, два или большее количество объектов.

- Развитие способности распределять внимание между объектами или в пространстве.

  Программа состоит из 13 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:

1. Вводная часть -   приветствие – разминка, создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.                                                                                                       2. Основная часть - проведение игр и упражнений на развитие коррекцию основных свойств внимания детей младшего школьного возраста.                                                                            3. Итоговая часть - подведение итогов занятия, релаксационный.  

   Предполагаемые результаты

1. Повышение школьной успеваемости.

2. Повышение уровня познавательных процессов

3. развитие основных свойств внимания. 

 

Задачи занятия

Содержание занятий

Занятие 1.

«Внимательно слушаем и  переключаем внимание»

  1.  Учить точно и правильно называть предметы, копировать образец;
  2.  Развитие концентрации, устойчивости, переключаемости внимания; пространственных представлений (усвоение понятий «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу», в центре).
  3. Воспитывать мотивацию к занятию, культуру вежливых слов.

Ритуал приветствия.
Упражнение мозговой гимнастики  

«Перекрестные движения»

Основная часть
Задание 1. «Назови предметы»
Задание 2. «Найди слова»

 Упражнение: « Четыре стихии»
Задание 3. «Нарисуй такой же коврик»
 

Задание 4 «Нарисуй такой же коврик»

Задание 5. «Летает не летает»

Упражнение: «Цветок настроения»
Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 2.

«Развитие произвольного внимания»

  1.    Учить внимательно слушать и исправлять ошибки; выполнять задания по словесной инструкции.  
  2. Развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия; способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений;
  3. Воспитывать мотивацию к занятию, культуру вежливых слов.        

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики
«Качание головой»

 Основная часть
Задание 1.  «Исправляем ошибки»

Задание 2. «Домики» Упражнение 3 «Руки-ноги»

Задание 4. «Корректурная проба» (геометрические фигуры)

Задание 5 «Группировка слов»

Упражнение: «Цветок настроения»
Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 3.

 Развитие устойчивости внимания

 1. Учить действовать по показу-образцу, словесной инструкции.

2. Развитие   продуктивности и устойчивости внимания, объема внимания, умения ассоциировать предметы;          

3. Воспитывать мотивацию к занятию, культуру вежливых слов.        

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений»

Основная часть
Задание 1. «Найди и вычеркни»
Задание 2.   «Назови и проверь постукиванием»
Задание 3.  «Головоломка: фигуры и слова»

Задание 4.  «Ассоциации»  

Упражнение: «Цветок настроения»
Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 4.

 «Развитие концентрации внимания»

 1. Учить действовать по словесной инструкции

2. развитие концентрации и устойчивости внимания; пространственных отношений (следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу и т.д.).

3. Воспитывать культуру поведения

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга»  Основная часть
Задание 1 «Жук на полянке»
Задание 2. «Раскрась правильно»
Задание 3.
 «Что? Где?» Задание 4 «Слушай мой голос»                                                   Задание 5 "Раскрась вторую половинку"
Упражнение: «Цветок настроения»
Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 5.

«Узнаём звуки окружающей действительнос-ти»

  1.  Учить узнавать на слух звуки окружающей действительности.
  2.  Развитие слухового внимания, непосредственной вербальной памяти.
  3. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики  «Ленивые восьмерки»

Основная часть
Задание 1 «Узнай и назови звуки природы»                                      

Задание 2. «Угадай, кто говорит»

 Задание 3. «У кого ряд длиннее?»

Задание 4.  «Телефон»  
Задание 5.  «Угадай звук»  Упражнение: «Цветок настроения»
Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 6.

«Развиваем зрительное внимание»

  1.  Учить выполнять действия по показу-образцу
  2. Развитие зрительного внимания, понятийного мышления, фонетико-фонематического восприятия;
  3. Вызвать мотивацию, умение доводить начатое дело до конца.        

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
Основная часть
Задание 1. «Конкретизация понятий»

 Задание 2.  «Повтори рисунок»

Задание 3. «Найди ошибку»

 Задание 4.  «Кто какое занял место»

Задание 5. Игра «Повторяем движения»

 Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 7.

«Развиваем внимательность и наблюдатель -         ность»

  1. Учить действовать по словесной инструкции
  2.  Развитие концентрации и распределения внимания, слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого);
  3. Воспитывать мотивацию, умение доводить начатое дело до конца.

         

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмёрки»

Основная часть
Задание 1. «Найди отличия»

Задание 2. «Повтори рисунок»

Задание 3.« Четыре стихии»
Задание 4. «Спиши без ошибок»

Упражнение: «Цветок настроения»
Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 8.

«Развиваем  и распределяем внимание»

 1.Учить выполнять графический диктант по клеточкам.

2.Развитие распределения внимания, зрительного и слухового восприятия.

3.Вызвать мотивацию к занятию, умение доводить начатое дело до конца

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия»
Основная часть
Задание 1.  «Найди на чью удочку попалась рыбка?»

Задание 2.    «Найди по два одинаковых предмета»
Задание 3. «Нарисуй по клеточкам»
                                       Задание 4. «Съедобное  –  несъедобное»

Задание 5.«Смысловой ряд»
Упражнение: «Цветок настроения»
Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 9.

«Развитие  концентрации и распределения внимания»

  1.  Учить  выполнять задания по словесной инструкции;
  2. Развитие  концентрации и распределения внимания; логического мышления
  3. Воспитывать мотивацию к заданию, умения доводить начатое дело до конца.

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмёрки»
Основная часть
Задание 1. «Найди различия»

Задание 2. « Найди спрятанные слова»

Задание 3.  «Продолжи узор»

 Задание 4. «Не пропусти растение»
Задание 5.   «Поиск закономерностей»
Упражнение: «Цветок настроения»
Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятие 10.

«Развитие устойчивости внимания»

  1.   Учить действовать по словесной инструкции.
  2.  Развитие таких свойств внимания, как сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение;
  3. Вызвать мотивацию к занятию, умение доводить начатое дело до конца.

Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель»  

Задание 1. «Помоги Буратино найти буквы» Задание 2. «Расшифруй слова»                                                       Задание 3.  « Расставь буквы в алфавитном порядке»
Задание 4. «Раздели «склеенные» между собой слова»                                        Задание 5.

 «Цветок настроения»
Итоги занятия. Ритуал прощания.

Занятия Вариант 2

Занятие 1. «В гостях у мышки»

  1.  Учить действовать по показу-образцу
  2. Развитие концентрации, устойчивости, переключаемости внимания, ориентировки в пространстве.
  3. Вызвать мотивацию к занятию

 Вступление «Скажи- покажи кто так пищит»

Задание 1. «Найди   мышку и обведи»

Задание 2. «Найди одинаковых мышек и раскрась»

Задание 3. «Замри!»

Задание 4. Релаксация «Поза покоя»

Заключительная часть. Прощание с мышкой

Занятие 2.

«В гостях у белки»

  1.  Учить складывать р/картинки из 2-4 частей, реагировать на звуковые сигналы.
  2. Развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве.
  3. Воспитывать мотивацию к занятию.

 Вступление, создание настрой встречи с белкой

Задание 1. «Сложи белочку»

Задание 2. Найди домик белки»

Задание 3. « Карлики и великаны»

Задание 4. «Раскрась вторую половинку»

Заключительная часть Прощание с белкой

Занятие 3. 

 

«В гостях у собачки»

  1.  Учить действовать по показу-образцу, словесной инструкции
  2.  Развитие концентрации и распределения внимания.
  3. Воспитывать мотивацию к занятию.

Вступление. Создание настроения. Встреча с собачкой

Задание 1. «Найди домик собачки»

Задание 2. «Ухо-нос»

Задание 3. «Найди тень»

Релаксация «Поза покоя»

Задание4. «Раскрась собачку»  (По показу- образцу)

Заключительная часть Прощание с собачкой

 

Предполагаемые результаты:

 1. Дети концентрируют своё внимание одновременно на нескольких предметах, удерживают их в уме.

 2. Дети сохраняют внимание, не отвлекаются, не ослабляя внимание; концентрирована устойчивость внимания.  

 3. У детей развита избирательность внимания; умение концентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

 4. Дети переключаются с выполнения одного вида деятельности на другой; переключают внимание.

5.  Дети распределяют внимание, выполняют одновременно несколько дел.

6. Дети могут сосредоточить внимание по требованию; развитие  произвольного  внимания.  

Система оценки результативности программы:

Результативность программы отслеживается с помощью тестовых заданий, самостоятельных работ детей, выполнению упражнений на развитие всех видов внимания.

Литература:

  1. Локалова Н.П., «Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов». - М. («Ось-89», 2006).
  2.  Забранная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках. (М., 2000).
  3.  Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. (АРКТИ, 2005).
  4. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М. (ТЦ Сфера 2004).
  5.  Шевердина Н,А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек Серия «Психологический практикум». (Ростов н/Д: Феникс, 2004).  
  6.  Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. (М.: Генезис, 2003).  
  7. Н.Я.Семаго, М.М.Семаго «Организация и содержание деятельности психолога специального образования. Методическое пособие». (М.Айрис-пресс, 2005).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа развития внимания

При проведении программы  учитывались следующие принципы:Принцип возрастания сложности заключался в том, что каждое задание проходило ряд этапов от простого к сложному. Урове...

Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2-3 классы). Программа составляет 20 занятий, продолжительность 1 час.

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды...

Экспериментальная программа. Развитие внимания и мышления учащихся.

Экспериментальная програма направлена на развитие внимания и мышления учащихся....

Развитие внимания. Упражнения для развития внимания.

Внимание! – как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, с тем, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что он им говорит и показывает, и организовать их деятельность для...

Презентация к уроку-тренингу по развитию внимания "Внимание-лучик к познанию"

В презентации показаны некоторые виды работ по развитию внимания на уроках русского языка...

Выступление на тему "Как помочь ребенку развить внимание и память.Демонстрация упражнений, направленных на развитие внимания и памяти у детей с ДЦП"

Доклад на данную тему был представлен на Семейном ресурсном объединении "Взаимодействие". Автор: Пономаренко Л.Н....