4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Свобода и моральный выбор человека"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Свобода и моральный выбор человека" и информационные ресурсы, используемые на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Свобода и моральный выбор человека

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание свободы как возможности выбирать с учётом нравственных позиций, морального выбора как результата сознательной деятельности человека.

П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение анализировать и систематизировать полученную информацию; умение анализировать нравственную ценность своего поступка.

Р. Умение адекватно воспринимать оценку результата выполненного действия; осуществление контроля достигнутых результатов и их корректировка при необходимости.

К. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать право каждого иметь свою точку зрения.

Формирование представления о свободе как основе нравственного выбора человека. Формирование умения выбора между нравственным и безнравственным поведением человека. Развитие ответственности за своё  поведение и слова. Уважительное отношение к моральному выбору другого человека.

Цель урока

Формирование представления о свободе как основе нравственного выбора человека.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Свобода, моральный выбор.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Проектор, компьютер учителя, интерактивная доска.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Запись песни – притчи «Окно» (стихи, музыка, исполнение Светланы Копыловой), рассказ В. Осеевой «Плохо», иллюстрация художника А. Пахомова к рассказу, высказывания известных людей и др.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

   Диагностика эмоционального состояния учащихся с использованием карточек с лицами.

   Коррекция состояния.

   Проверка готовности к уроку.

   Проверка домашнего задания.

   Чтение эпиграфа к уроку.

Глаза у нас намного выше ног.

В том смысле вижу я особый знак:

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг.

                                                    Р. Гамзатов

Беседа с классом.

- О чём хотел сказать автор?

- Что такое выбор?

- Часто ли в жизни нам приходиться выбирать?

- Что мы выбираем?

   Сегодня на уроке мы с вами поговорим о выборе, свободе; узнаем, что такое «моральный выбор» человека и к чему нас может привести неправильный выбор.

Регулятивные УУД:

«Карточки» (рефлексия своих чувств)

Личностные компетенции:»Позитивная установка».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

18 минут

   Первое понятие, о котором мы поговорим, «свобода». Прослушайте слова: выбор – уважение – каникулы – птицы – небо – простор – ветер.

- Какие бы из перечисленных слов вы отнесли к слову «свобода»? Почему?

- Добавьте свои слова. Объясните свой выбор.

- Подумаем над высказываниями по этому поводу мудрых. (см. приложение).

- Что же нам поведал опыт поколений?

- Так что же обозначает слово «свобода»? Обратимся к словарям.

Прослушайте рассказ В. Осеевой «Плохо» (см. приложение).

- Как вы думаете, почему женщина пристыдила мальчиков?

- К каким последствиям могло бы привести бездействие мальчиков?

-Можно ли сказать, что бездействие – это равнодушие, а равнодушие – это порок?

- А был ли у мальчиков выбор как поступить?

- Они были свободны в своём выборе?

- В чём суть нравственного выбора?

Обсуждение песни – притчи «Окно» (см. приложение).

- Каких два пути было у больного?

- Какой выбор сделали бы вы? Почему?

Вывод: моральный выбор – всегда в пользу жизни и блага, часто другого человека.

- Что вы представляете себе, когда слышите слова – моральный выбор? Что думаете по этому поводу?

- Приходилось ли вам делать моральный выбор? При каких обстоятельствах? Какие чувства вы при этом испытывали? Кто или что заставили вас сделать тот или иной выбор?

Резюме: человек делает свой выбор, основываясь на тех нормах, ценностях, которые он усвоил и принял, как свои.

Познавательные УУД: «Приём информации», операция анализа и сравнения, «Визуализация понятия».

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Коммуникативные УУД:

«Распознавание эмоций», «Вербализация эмоций»

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Выполнение задания и обсуждение его в классе.

- Подумайте над своим выбором в следующих ситуациях:

1.Когда у вас на пути стоит человек, мешая пройти, как вы поступите:

а) обойду, не потревожив,

б) отойду и пройду,

в) смотря какое будет настроение.

2.Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты сделаешь:

а) пройду мимо: я тороплюсь в школу,

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду,

в) позвоню по телефону «03», остановлю прохожих.

3.Твои соседи переезжают на новую квартиру. Что ты сделаешь:

а) предложу свою помощь,

б) меня это не касается,

в) если попросят, я, конечно, помогу.

4.Ты покупаешь клубнику, забирая последний килограмм. Сзади слышишь голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Твоя реакция:

а) сочувствую, конечно, но клубнику возьму,

б) предлагаю уступить половину,

в) не знаю, всё зависит от настроения.

5.Ты пришёл на субботник и видишь, что все орудия труда разобраны. Что ты предпримешь:

а) поболтаюсь немного, потом видно будет,

б) уйду немедленно домой, если присутствующих отмечать не будут,

в) присоединюсь к кому нибудь, поработаю вместе с ним.

6.Тебе дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше:

а) забываю о нём, вспомню, когда потребуют отчёт,

б) выполняю, конечно,

в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнить.

7.Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для коллектива работу. Ты знаешь, что способен её сделать. Твои действия:

а) поднимаю руку и сообщу о своём желании,

б) сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию,

в) не соглашусь, придумав какую-то причину.

8.С тобой разговаривают в оскорбительном тоне. Как ты к этому отнесёшься?

а) отвечу тем же,

б) не замечаю, это не имеет значения,

в) разрываю связь с собеседником.

Познавательные УУД:

«Приём информации» (осознанное построение речевых высказываний, высказывание своего собственного мнения).

Коммуникативные УУД:

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, вести диалог.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5 минут

- Определите, насколько полезен в таких случаях вековой человеческий опыт. Способствует он вашему выбору с учётом нравственных позиций?

*Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. (И. Гёте)

*Один добрый опыт важнее семи правил мудрости.(Арабское изречение)

Подведение итогов обсуждения и выводы:

- моральный выбор всегда непрост,

- моральный выбор всегда заставляет человека вспомнить, что для него важно и ценно,

- выбор в пользу правды и блага другого  делает человека лучше и др.

Познавательные УУД:

«Приём информации»

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

3 минуты

Индивидуальная и групповая рефлексия:

Сегодня я узнал(а)…

Я понял(а)…

Я почувствовал(а)…

Я научился(лась)…

Я смог (смогла)…

Было интересно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

Приведите примеры из рассказов и сказок, когда героям приходилось делать моральный выбор. Подумайте, как бы вы поступили на месте героев историй.

Методический материал к уроку № 9

Плохо

В. Осеева

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо.

Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

Притча «Окно»

Светлана Копылова

Лежали в больнице в палате одной 
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой – 
У двери, где не было света. 
Один постоянно в окошко глядел, 
Другой - лишь на краску дверную, 
И тот, что у двери, узнать захотел,
Про жизнь за окошком другую. 
С готовностью первый больной рассказал, 
Что видно ему из окошка: - 
Там тихая речка, дощатый причал, 
И ходит по берегу кошка. 
По синему небу плывут облака, 
Причудливые, как зверушки, 
Сидят на причале там два рыбака, 
И с внуком гуляет старушка. 
И так каждый день - то про сказочный лес 
Рассказывал, то про влюблённых… 
Другой же сосед перестал даже есть, 
Считая себя обделённым. 
Он мучился злобой, и зависть росла, 
Его постепенно съедая, 
Не мог он понять, почему же была 
Тут несправедливость такая. 
Однажды сосед у окна занемог, 
Что не было сил разогнуться, 
Он стал задыхаться и даже не мог 
До кнопки своей дотянуться. 
У двери сосед мог на кнопку нажать 
И вызвать сестру милосердья, 
Но он не нажал, а остался лежать, 
Глаза закрывая усердно. 
Наутро сестра милосердья пришла 
Постель поменять за покойным, 
Сосед попросил, и она помогла 
Занять эту самую койку. 
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел, - 
На шее задёргалась вена: 
Увидел он вместо того, что хотел, - 
Глухую высокую стену. 
Он был потрясён и сестре рассказал, 
Про тихую чистую речку, 
Про сказочный лес, про дощатый причал 
И небо в кудрявых овечках… 
-Ах, если б он видел, - сказала сестра, - 
Всю жизнь он слепым оставался. - 
Зачем же тогда?..- тут больной прошептал. - 
Да он вас утешить старался…

C:\Users\Admin\Desktop\e78aeec9cb31.jpg

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер)

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.  (Цицерон)

Свобода и распущенность – понятия одно другому совершенно противоположные. (Квинтилиан)

Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий. (Лабрюйер)

Свобода есть право делать всё, что дозволено законами.  (Монтескье)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы светской этики. Урок-презентация "Свобода и моральный выбор человека"

Основы светской этикиУрок-презентация по теме "Свобода и моральный выбор человека" В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы....

ОРКСЭ Урок 9. «Свобода и моральный выбор человека»

Сформировать знания учащихся по теме «Свобода  и моральный выбор» Уметь грамотно формулировать свои мысли,  мотивировать свою точку зрения. Способствовать развитию мышления и грамотной реч...

Технологическая карта урока технологии по теме:"Приспособление первобытного человека к окружающей среде". 2 класс

Урок технологии . Приспособление первобытного человека к окружающей среде. 2 класс является первым уроком во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока окружающий мир. "Как устроен организм человека. Путешествие в мир клеток" 4 класс. ПНШ

Технологическая карта урока окружающий мир. "Как устроен организм человека. Путешествие в мир клеток. 4 класс. ПНШ. План, конспект урока....

4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Добро и зло".

Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Добро и зло" и информационные ресурсы, используемые на уроке....