4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Добро и зло".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Добро и зло" и информационные ресурсы, используемые на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl._orkse._dobro_i_zlo._tehnologicheskaya_karta.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Добро и зло

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Определение сущности добра и зла и в чём они могут  проявляться; умение разбираться в своих поступках.

П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; сравнение этических понятий добра и зла; умение анализировать нравственную ценность поступка.

Р. Умение адекватно воспринимать оценку результата выполненного задания; контроль и коррекция.

К. Умение работать в группе; согласовывать свои действия с товарищами по команде; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Формирование ценностного отношения к доброте и позитивного образа самого себя, как доброго человека. Развитие ответственности за свои слова и поступки. Способность оценивать свои поступки.

Цель урока

Формирование у учащихся представлений об этических категориях добра и зла.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро, зло.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Проектор, компьютер учителя, интерактивная доска, классная доска с магнитами, карточки с буквицами и их старинными названиями.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Запись песни «Споры о добре и зле» (стихи, музыка, исполнение Ю. Новикова), сказка В.А. Сухомлинского «Маль-чик и колокольчики ландышей», изречения мыслителей и др.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

12 минут.

Диагностика эмоционального состояния учащихся посредством использования карточек цветов. Коррекция эмоционального состояния.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания.

Прослушивание песни «Споры о добре и зле» (слова, музыка, исполнение Ю. Новикова )

Беседа с классом.

О чём песня, которую вы только что прослуша-ли? Какова её тема? Основная мысль?

Кто уже понял, какова сегодня тема нашего урока?

- Послушайте притчу. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». 
- Как вы думаете, что хотел сказать этими словами мудрец? 
- Как вы думаете, для чего нужны людям руки? 
- А можно ли с помощью рук общаться? Какими бывают наши руки? 
- Могут ли руки быть добрыми? 
- А злыми? 
- Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? 
- Можно ли обидеть человека, если у него такие теплые, добрые руки? 
- Какие руки бывают, когда они злые? 
- Могут ли руки помочь подружиться? А если хочется обидеть кого-нибудь из товарищей: стукнуть, толкнуть, о каких руках нужно вспомнить? 

Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то что служит сохранению и развитию жизни, а зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

Что из этого следует? Согласны ли вы с тем, что человек должен творить  добро?

Ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З – «Земля», Л – «Люди», М – «Мысли-те», буква Д обозначалась словом «Добро». Аз-бука как бы призывала: «Люди Земли, мысли-те, думайте и творите Добро!»

В чём происходит это творение добра? Как может проявиться в простых ежедневных поступках человека добро или зло? Обязательно ли оно будет большим, заметным, важным? Оно может быть даже незаметным, но оставить свой след обязательно, потому что окажет своё благотворное или неприятное действие на человека. В чём это может выражаться?

Регулятивные УУД:

«Карточки» (рефлек-сия своих чувств).

Личностные компе-тенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Познавательные УУД: «Приём инфо-рмации»

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

13 минут

Работа с текстом сказки В.А. Сухомлинского «Мальчик и колокольчики ландышей».

Что понял, но не смог выразить мальчик?

Почему говорят, что красота спасёт мир?

В каждом человеке много хороших, добрых качеств. Очень важно проявлять их в своих поступках, в отношениях с людьми и стремиться к добру.

Самостоятельное индивидуальное выполне-ние действий учащимися.

С этой точки зрения попробуйте  проверить себя.

Ответьте на 5 «сколько» и сами проанализи-руйте свои ответы:

- Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?

- Сколько раз и кому уступил дорогу?

- Сколько раз и по отношению к кому ты удержался от грубости (или не удержался)?

- Сколько раз ты назвал по кличке своего одно-классника (или одноклассницу)?

- Сколько раз ты проявил внимание к другому человеку (выслушал, помог, показал дорогу и т.д.)?

Что у вас получилось?

Подумаем над этим. Учли ли вы, что:

- Поздороваться важно дома со своими близкими, в школе с одноклассниками и со всеми взрослыми, а не только с учителями?

- Уступить дорогу можно девочке перед дверью в школу, в раздевалке, учителю?

- Не грубить необходимо также сверстнику, если ты даже очень раздражён и, конечно, недопустимо ни маме, ни людям, ни учителю и т.д.?

Получается, что добро и  в словах, и поступках всегда окрашивает поведение человека.

Какой вывод для себя здесь важно сделать?

Вспомним слова В. Гюго: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце.»

Что вы думаете об этом?

Пожелайте друг другу доброго словами поэта Алима Кешокова:

Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,

Как свет весенний, как тепло костра:

Пусть для тебя источником добра

Не станет то, что для другого - зло.

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».

Регулятивные УУД:

Рефлексия и саморефлекия.

Личностные компе-тенции: «Якорение»

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Выполнение группами задания учителя.

Сделаем ещё одну попытку разобраться  в своих поступках. Встречались ли вы с похожими моментами в своей  повседневной жизни?

1.Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой-то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберите из перечисленных? ( Даны варианты ответов). Обоснуйте,  почему вы выбрали этот вариант?

2.Классный руководитель объявила ребятам, что в цирк удалось достать 18 билетов и сказала: «Вас в классе 31 человек. Я вас всех люблю и не могу сама решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому». Как вы поступите? Обоснуйте выбранный вариант.

3.Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

Коммуникативные УУД: работа в малой группе (умение работать в команде; умение согласовывать свои действия с другими людьми).

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

8 минут

Выступление групп по своим вопросам.

Теперь попробуйте разнести выбранные вами варианты по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива.

Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решение?

Как они соотносятся с народной мудростью: Поспешай делать добро?

Проанализируйте, какой вариант поступка в каждой ситуации говорит о доброте в отношении к другому человеку.

Какой вывод вы готовы сделать, оценивая свои мысленные поступки?

Познавательные УУД: «Приём информации» (осознанное построение речевых высказываний; выска-зывание своего собственного мнения)

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

Индивидуальная и групповая рефлексия:

Сегодня я узнал(а)…

Я понял(а)…

Я почувствовал(а)…

Я научился(лась)…

Я смог (смогла)…

Было интересно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Вырежете из бумаги солнечный лучик и напи-шите на нем добрые слова, обращённые к учителю, родителям или одноклассникам. Подарите им этот лучик.

Коммуникативные УУД:форма групповой рефлексии.

Личностные компе-тенции: «Вижу, слышу, чувствую»

Домашнее задание

2 минуты

Прочитайте дома и вдумайтесь в мудрые советы человеческого опыта. Вспомните свои добрые поступки. Объясните, почему вы совершили эти поступки.

Методический материал к уроку № 5

Споры о добре и зле

Ю.Новиков 

Как часто мы спорим, не зная значения слов.
А суть их поймёшь — и ответ очевидный готов.
Вот так же с вопросом важнейшим о зле и добре.
Все спорят, а смысл исчезает, как в чёрной дыре.
Но этот вопрос нам нельзя отложить на потом.
Иначе неясно, зачем на Земле мы живём.
Источник добра — совершенный и вечный Творец,
А зла — Разрушитель, кого ждёт бесславный конец.
Добро — гармоничный, живой, многокрасочный мир.
А зло — разрушенье, болезнь, паразит и вампир.
И ясно, что злу равноправным с добром не бывать.
И сущность свою злу приходится вечно скрывать.
Избытка добра не бывает нигде, никогда.
И лучше для всех, чтобы сгинуло зло навсегда.
И зло «нужно» миру, как людям — несчастья, беда,
Болезни, пороки, преступность, война и вражда. 
И цель нашей жизни — гармонию мира крепить,
От зла отказаться, не дать ему мир погубить.
Но снова твердят о медали и двух сторонах,
О двух порождающих жизнь силовых полюсах…
Возможно, хотят утвердить своё право на зло,
Мечтают, чтоб зло им хоть в чём-нибудь, да помогло.
Но жизнь дал Творец, отвечать нам придётся пред ним.
А мы здесь всё спорим и правды признать не хотим…

Мальчик и колокольчики ландышей

В.А. Сухомлинский

   Наступила весна. Из земли показалась зелёная стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький, тонкий росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвёл белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландышей.

   Белые колокольчики ландышей увидел маленький мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветы. Цветы прошептали:

   - Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?

   - Вы мне нравитесь. Вы очень красивые, - ответил мальчик.

   - Хорошо, - сказали колокольчики ландышей, тихо вздохнув. – Срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые.

   Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были прекрасны. Они были похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и ещё на что-то удивительно красивое. Мальчик всё это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле колокольчиков ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал.

  - Растите, колокольчики, - тихо вымолвил мальчик.

Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра,

Для нас не станет ложем.

                                     Фирдоуси

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней.

                                      Фаррухи

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу, -

От доброго добро,

От злого зло родится.

                                      Поговорка

Добро, сколь ни было оно мало.

Гораздо лучше, чем большое зло.

                                      Низами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Свобода и моральный выбор человека"

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Свобода и моральный выбор человека" и информационные ресурсы, используемые на уроке....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...

Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...