Технологическая карта урока окружающего мира "Творческий союз" (УМК "Перспектива", 4 класс).
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Прохач Ангелина Владимировна

Цель урока:

формирование у обучающихся знаний о деятельности культуры края; формирование толерантного отношения к культуре, традициям народов России.

Задачи урока: 

Дидактические:

1. Формировать представления о деятельности культуры края.

2. Формировать знания о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края, как создателях общего культурного наследия России.

Развивающие:

1. Развивать мышление при выполнении задания.

2.Развивать внимание при чтении биографии автора.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к изучению окружающего мира;

2.Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты: 

Предметные: научатся:

1. Понимать произведения писателей своего края, создателей общего культурного наследия России.

2. Различать, чем знамениты К.Л. Хетагуров, Ю.С. Рытхэу как участники диалога культур народов России. 

Личностные:

1. Осознавать необходимость новых знаний.

2. Проявлять чувство ответственности за свои поступки, интерес к окружающему миру.

3. Формировать способность к оценке своих действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 10.10.2023

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 4 «А»

Урок: 4

Время: 10:40-11:20   Кабинет: 113

Студент: Прохач Ангелина

Группа:  41

Учитель: Ведерникова Ольга Геннадьевна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Творческий союз»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о деятельности культуры края; формирование толерантного отношения к культуре, традициям народов России.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представления о деятельности культуры края.

2. Формировать знания о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края, как создателях общего культурного наследия России.

Предметные: научатся:

1.Понимать произведения писателей своего края, создателей общего культурного наследия России.

2. Различать, чем знамениты К.Л. Хетагуров, Ю.С. Рытхэу как участники диалога культур народов России. 

Развивающие:

1. Развивать мышление при выполнении задания.

2.Развивать внимание при чтении биографии автора.

Личностные:

1. Осознавать необходимость новых знаний.

2. Проявлять чувство ответственности за свои поступки, интерес к окружающему миру.

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к изучению окружающего мира;

2.Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

УМК: «Перспектива», учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 4 класса, 1 часть, УМК «Перспектива»,  рабочая тетрадь А.А. Плешаков, презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. (слайд №1)

Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Перед тем как начнём наш урок, давайте прочитаем девиз. (Слайд №2)

- Как вы понимаете девиз нашего урока?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- В мире много интересного,

Нам порою неизвестного,

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

- В мире много неизвестного и интересного и нужно стремиться обо всём узнать.

УУРД: выработать учебную мотивацию.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(3 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Повторение пройденного материала.

- Для начала давайте вспомним, что вы изучили на прошлом уроке и ответим на вопросы. (слайд №3)

Посмотрите на слайд.

1. Какой устойчивый признак отличает один народ от другого?

2. Почему важно сохранение и изучение языков народов России?

3. Кто является хранителем языков народов России?

 - Отлично, молодцы.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

- Родной язык.

- Потому что "история языка" связана с историей России , а мы должны знать историю нашей Родины. 

- Люди, которые говорят на этих языках.

УУРД: выработать учебную мотивацию;

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Презентация

Постановка учебной задачи
(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

Формулирование темы и определения цели урока обучающимися.

- Сегодня мы продолжим разговор в разделе «Мы –  граждане единого отечества», а какой будет тема нашего урока, вы мне скажете, разгадав ребус. (слайд №4)

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд и разгадайте ребус.

Творческий

- Тогда подумайте и скажите, какова тема нашего сегодняшнего урока? (слайд №5)

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы поговорим о творческом союзе народов России, познакомимся с творчеством разных деятелей культуры.

 - Отлично! Как вы думаете, какую цель поставим, чему мы научимся сегодня на уроке? Обратите внимание на слова-помощники:

Узнать …

Учиться … (слайд №6)

- Также нам нужно составить план на урок, но пока я шла, пункты плана перепутались, поставьте пункты плана в правильном порядке. (слайд №7)

План:

  1. Познакомимся с творчеством Константина Левоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхеу.
  2. Узнаем, что такое творческий союз.
  3. Сделаем выводы.
  4. Выполним самостоятельную работу.

- Отлично, тогда начинаем нашу работу.

Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.

- «Творческий союз»

-Узнать, что такое творческий союз. Познакомиться с творчеством Константина Левоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхеу.

 - План:

1. Узнаем, что такое творческий союз.

2. Познакомимся с творчеством Константина Левоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхеу.

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Сделаем выводы.

УУПД:

формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументировано высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (10-12 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

 Показ презентации, учебник

Внешний контроль

Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле. Об этом и говорили великие сыны и дочери России. Давайте вспомним наших великих писателей и поэтов. (слайд №8)

-Чтобы принести пользу человечеству, нужно служить своей стране. Тех, кто делает это лучше других, называют великими людьми. Таким был Коста Хетагуров, выразивший в своих стихотворениях мечты и надежды Осетии.

- Давайте прочитаем стихотворение.(слайд №9)

«Не верь, что я забыл родные горы…»

Люблю я целый мир, бесспорно,

Люблю беспомощных обиженных сирот,

Но больше всех, люблю, чего скрывать позорно?

- Тебя, родной аул и бедный наш народ.»

Коста Леванович Хетагуров

- Великий сын осетинского народа

Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи,  и декоративно – оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа. (слайд №10)

Организует работу с учебником в парах.

-Для того, чтобы узнать о нем побольше, я предлагаю вам поработать с учебником в парах.

-Для всех на доске нить  вопросы, на которые вы ответите, прочитав материал учебника на стр.44-45. Ваша задача очень внимательно прочитать текст и правильно ответить на вопросы. А остальные должны внимательно слушать и запоминать, так как позже я задам вам вопросы. На выполнение задание 5 минут. (слайд №11)

1. В каком созвездии находится звезда, названная в честь Константин Левановича Хетагурова?

2. Какими языками владел Константин Леванович Хетагуров?

3. В каких городах есть улицы, названные в честь Хетагурова?

 

- Теперь давайте познакомимся с ещё одним замечательным писателем – Юрием Сергеевичем Рытхэу.

- Мысль о братской дружбе народов советской страны проходит через всю книгу Ю. Рытхэу, в различных аспектах раскрывается во многих произведениях. (слайд №12)

- Чувство «семьи единой», взаимопонимания и взаимопомощи людей разных национальностей составляет одно из основных достоинств повестей и рассказов сборника «В тени айсберга».

Давайте прочитаем об авторе на стр. 46-47 в учебнике и ответим на вопросы. (слайд №13)

1.Что обозначает имя Рытхеу в переводе с Чукотского?

2.Произведения каких авторов перевёл Рытхеу на чукотский язык?

- Отлично, ребята.

Отвечают на вопросы учителя.

- Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой и др.

Читают стихотворение.

Слушают учителя.

- В созвездии Дракона.

- Несколько кавказских языков, русский язык.

- В Санкт-Петербурге, Пятигорске,
Херсоне, Владикавказе.

Слушают учителя.

-«Неизвестный»

- А. С. Пушкина, рассказы Л. Н. Толстого и М. Горького.

УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить.

УУПД: работать по предложенному плану.

УУКД: планирование сотрудничества с учителем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить.

УУПД: выявление причинно- следственных связей.

Презентация, учебник

Динамическая пауза

1 мин

Предупреждение общего утомления и снижения работоспособности

Практический: физкультмитутка

- Давайте немного отдохнем, встаём. Повторяем движения.

Выполняют динамическую паузу.

Л: отдых, активизация деятельности на уроке.

Видеофрагмент

Первичное закрепление
(7 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации.

Внешний контроль

Формулирует задание на закрепление.

 - Посмотрите на слайд. (слайд №14)   Прочитайте.

С волшебной горой сравнил Ю. С. Рытхеу русскую культуру, которую он хорошо знал и с которой стремился познакомить свой народ. Попробуй кратко объяснить смысл этого сравнения.

Выполняют задание в парах.

- Русская культура представлялась чукотскому писателю как гора, потому что она такая же огромная, великая, может быть, даже непостижимая. Гору видно издалека, нельзя пройти мимо и не заметить гору, как и нельзя пройти мимо русской культуры. Волшебная гора таит в себе множество богатств и загадок, как и русская культура. Вот почему Ю.С. Рытхэу сравнивал русскую культуру с волшебной горой.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку.         УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.              УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: презентация, раздаточный материал.

Взаимоконтроль

Формулирует задание для закрепления знаний

- Теперь вам необходимо выполнить тест по нашей теме. В нём 5 вопросов, читайте их внимательнее!

Критерии оценивания:

Без ошибок ‒ 5

1 ошибка ‒ 4

2-3 ошибки ‒ 3

(слайд № 15)

1 вариант

1. Ю. С. Рытхеу создавал свои произведения на … языке.

   А) Русском

   Б) Украинском

   В) Чукотском

   Г) Английском

2.Как Ю. С. Рытхеу назвал русскую культуру?

   А) Знаменитая гора

   Б) Любопытная гора

   В) Волшебная гора

   Г) Фантастическая гора

3.Какой год был назван Годом Коста Хетагурова?

   А) 2003

   Б) 2010

   В) 2009

   Г) 2019

4.Какими языками владел Коста Хетагуров?

  А) Несколькими кавказскими, английский, русский

  Б) Несколькими кавказскими, французский, русский

  В) Несколькими украинскими, французский, русский

  Г) Африканский, русский, кавказский

5.Что обозначает имя Рытхеу в переводе чукотского?

  А) «Неизвестный»

  Б) «Выдающийся»

  В) «Умный»

  Г) «Известный»

2 вариант

1.Как Ю. С. Рытхеу назвал русскую культуру?

   А) Знаменитая гора

   Б) Любопытная гора

   В) Волшебная гора

   Г) Фантастическая гора

2. Ю. С. Рытхеу создавал свои произведения на … языке.

   А) Русском

   Б) Украинском

   В) Чукотском

   Г) Английском

3.Что обозначает имя Рытхеу в переводе чукотского?

  А) «Неизвестный»

  Б) «Выдающийся»

  В) «Умный»

  Г) «Известный»

4.Какими языками владел Коста Хетагуров?

  А) Несколькими кавказскими, английский, русский

  Б) Несколькими кавказскими, французский, русский

  В) Несколькими украинскими, французский, русский

  Г) Африканский, русский, кавказский

5.Какой год был назван Годом Коста Хетагурова?

   А) 2003

   Б) 2010

   В) 2009

   Г) 2019

- Давайте проверять. Обменяйтесь листочками соседом по парте.

- Поднимите руку, у кого 5, у кого 4, у кого 3?

Какие трудности у вас возникли?

Выполняют задание.

 1 вариант

1) А, В

2) В

3) В

4) Б

5) А

2 вариант

1) В

2) А, В

3) А

4) Б

5) В

Проверяют.

Поднимают руку.

Отвечают на вопрос учителя.

УУРД: предвосхищение результата; саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа.

УУПД: рефлексия способов действия.

УУКД: уметь отвечать за себя.

 Раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

(3 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал, учебник

Внешний контроль

Предлагает  выполнить задания на закрепление пройденного материала.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю прочитать статью «Сделаем вывод» на стр. 47

-Как русский язык содействует взаимному обогащению культур народов России?

-Как русский язык способствует взаимному уважению народов? (слайд №16)

В дневниках запишите домашнее задание: учебник, стр.47, 1-4?. (слайд №17)

Читают.

- Он содействует взаимному познанию духовных сокровищ разных народов России.

- Даёт каждому человеку выход не только к культуре своих сограждан, но и к культуре всего мира, способствует доверию и взаимному уважению соотечественников.

Записывают домашнее задание.

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

выявление причинно- следственных связей.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою

Презентация

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Итак, ребята, подведем итоги нашего урока.

- Какой была тема нашего урока?

- А какие цели мы ставили? (слайд №16)

- Вы достигли поставленной цели?

- А давайте обратимся к нашему плану, все ли пункты мы выполнили?

Организует самооценивание деятельности обучающихся.

- Посмотрите на слайд, кто  считает, что поработал сегодня на уроке на зелёный/ оранжевый/ красный карандаш. (слайд №17)

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились и теперь с уверенностью можете путешествовать! До новых встреч! (слайд№18)

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

- «Творческий союз»

- Узнать, что такое творческий союз. Познакомиться с творчеством Константина Левоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхеу.

- Да.

- Все.

Проводят самооценивание.

УУРД: оценка результатов работы;

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Девиз урока Смекай, считай, отгадывай. Пусть победит смекалка. Думай, пробуй и ищи, Будет трудно – не пищи!

Слайд 3

Повторение изученного 1. Какой устойчивый признак отличает один народ от другого? 2. Почему важно сохранение и изучение языков народов России? 3 . Кто является хранителем языков народов России?

Слайд 4

Творческий

Слайд 5

Тема – Цель: у знать познакомиться «Творческий союз» , что такое творческий союз. с творчеством Константина Левоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхеу .

Слайд 6

План: Познакомимся с творчеством Константина Левоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхеу . Узнаем , что такое творческий союз. 3. Сделаем выводы. 4. Выполним самостоятельную работу.

Слайд 7

План: 1. Узнаем, что такое творческий союз. 2. Познакомимся с творчеством Константина Левоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхеу . 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Сделаем выводы.

Слайд 8

Великие писатели и поэты: Александр Сергеевич Пушкин Антон Павлович Чехов

Слайд 9

Коста Леванович Хетагуров «Не верь, что я забыл родные горы…» Люблю я целый мир, бесспорно, Люблю беспомощных обиженных сирот, Но больше всех, люблю, чего скрывать позорно? - Тебя, родной аул и бедный наш народ.»

Слайд 10

Коста Леванович Хетагуров Великий сын осетинского народа .

Слайд 11

Ответьте на вопросы 1. В каком созвездии находится звезда, названная в честь Константин Левановича Хетагурова? 2. Какими языками владел Константин Леванович Хетагуров? 3. В каких городах есть улицы, названные в честь Хетагурова?

Слайд 12

Юрий Сергеевич Рытхеу Советский российский и чукотский писатель.

Слайд 13

Ответьте на вопросы 1.Что обозначает имя Рытхеу в переводе с Чукотского? 2.Произведения каких авторов перевёл Рытхеу на чукотский язык?

Слайд 14

Динамическая пауза

Слайд 15

Попробуй кратко объяснить смысл этого сравнения. С волшебной горой сравнил Ю. С. Рытхеу русскую культуру, которую он хорошо знал и с которой стремился познакомить свой народ.

Слайд 16

Тест 1 вариант 1) А, В 2) В 3) В 4) Б 5) А 2 вариант 1) В 2) А, В 3) А 4) Б 5) В

Слайд 17

Критерии оценивания: Без ошибок ‒ 5 1 ошибка ‒ 4 2-3 ошибки ‒ 3

Слайд 18

1. Как русский язык содействует взаимному обогащению культур народов России? 2. Как русский язык способствует взаимному уважению народов?

Слайд 19

Домашнее задание Учебник , стр.47, 1-4?.

Слайд 20

Тема – Цель: у знать познакомиться «Творческий союз» , что такое творческий союз. с творчеством Константина Левоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхеу .

Слайд 21

План: 1. Узнаем, что такое творческий союз. 2. Познакомимся с творчеством Константина Левоновича Хетагурова и Юрием Сергеевичем Рытхеу . 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Сделаем выводы.

Слайд 22

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Как зимой помочь птицам?"

На данном уроке дети познакомятся с признаками живого мира  и условиями, необходимыми для жизни организмов, с простейшими правилами кормления птиц и заботой о зимующих птицах. Урок построен...

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения» учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема«Как изучают окружающий мир»ЦельПознакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира;- побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, изм...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...