Методическая разработка: "Лекарственные растения"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Методическая разработка: "Лекарственные растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_23.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

- Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья, так же проверим ваши знания о лекарственных растениях.

 Давно заметил человек, что многие растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже растениями лечатся, а среди великого множества нужные для себя разыскивают. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растенияДикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещенРастения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

- Давайте  мы с вами разгадаем  лекарственных растениях и назовем их свойства.

1. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

Ответ: Подорожник

2. Какое растение получило название «мяун-трава»?

Какое лекарство из него изготавливают?

 Ответ: Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

Ответ: Калина, в ней есть лимонная кислота.

4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? Найдите это растение.

Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи — хорошее средство от кашля.

5. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

Ответ: Шиповник.

6. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.

Ответ: Чистотел большой.

7. Какое растение поможет укрепить волосы?

Ответ: Лопух большой, крапива двудомная

8. О каком растении в народе говорят«Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

 Ответ: Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

9. Быстро убивают вредные бактерии.

Ответ: Лук и чеснок.

10. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. 

 Ответ: Мята.

11. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

Плоды чёрной смородины.

Загадки о растениях.

С молоком, а не коровушка;

Летает, а не совушка (одуванчик).

«Кошачья травка» –

Больным поправка.

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку (валериана).

Цветок - как бубенчик,

Беленький венчик…

Цветёт он не пышно,

Звенит ли - не слышно (ландыш).

Цветок жёлтенький, лучистый,

Тело делает он чистым (чистотел)

Найду синенький цветок,

Найду стебель, как пруток,

Брошу корень на поджарку

Да в кофейник, на заварку (цикорий)

Отгадайте…

1. Какое растение применяется при небольшом порезе?

1) земляника

2) ромашка

3) вороний глаз

4) подорожник

2. Настой этого растения применяют для укрепления и быстрого роста волос.

1) лопух

2) берёза

3) пастушья сумка

4) пижма

3. Травой от 99 болезней называли в старину:

1) тысячелистник

2) валериана

3) полынь

4) зверобой

4. Это лекарственное растение является ядовитым.

1) мать-и-мачеха

2) ландыш

3) малина

4) липа

5. Цветы этого растения используют в медицине.

1) крапива

2) календула

3) лопух

4) шиповник

6. Это лекарственное растение растёт на подоконнике.

1) алоэ

2) шалфей

3) мята

4) клевер

7. Мамы купают маленьких детей в отваре этой травы

1) череда

2) душица

3) цикорий

4) одуванчик

8. Это лекарственное растение применяют при сильном кашле.

1) чистотел

2) дуб

3) цикорий

4) мать-и-мачеха

9. Плоды какого растения богаты витамином С?

1) репейник

2) каштан

3) ежевика

4) шиповник

10. Самое вкусное и сладкое лекарство даёт это растение.

1) клюква

2) хвощ полевой

3) малина

4) медуница

Дай правильный ответ

Какие болезни лечит красавица берёза? (Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

Назовите самое распространенное лекарственное дерево?(липа)

Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?

( Шиповник и черёмуха.)

Какие лекарственные растения носят "звериные” названия? (Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: «Растения-производители».

 Изучение темы «Растения-производители» входит в раздел №4 « Живые участникикруговорота веществ» по программе «Мир и человек» А.А.Вахрушев.Урок «Растения-производители» проводится первым в разделе« Жи...

Методическая разработка проекта Экологическая тропа «Реликтовые растения пришкольного участка»

        В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования и экологической культуры в начальной школе как ответствен...

методическая разработка урока по окружающему миру "Растение - живой организм"

Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"...

Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"

В 2009 - 2010 учебном году я участвовала в конкурсе педагогических достижений "Учитель Петроградского района", в котором заняла I место. В первом туре  конкурса все участники  давали открыты...

Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"

В 2009 - 2010 учебном году я участвовала в конкурсе педагогических достижений "Учитель Петроградского района", в котором заняла I место. В первом туре  конкурса все участники  давали открыты...

Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"

Данная методическая разработка применялась учителем (Ахпателова В. В. - ГБОУ № 47 Петроградского района г. Санкт-Петербург) на открытом уроке, который проходил в 2009 - 2010 учебном году в рамках райо...

Методическая разработка занятия из цикла " Ознакомление детей с миром растений "тема занятия "Комнатные растения, условия роста, потребности, особенности ухода"

Продолжаем знакомить детей с миром растений,уточняем представления детей об основных потребностях растений.Рассматриваем растение,называем части,сравниваем такие растения как фиалка, фикус,бальзамин.В...