Методические рекомендации к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: «Растения-производители».
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Гарайшина Ирина Непесовна

 

Изучение темы «Растения-производители» входит в раздел №4 « Живые участникикруговорота веществ» по программе «Мир и человек» А.А.Вахрушев.

Урок «Растения-производители» проводится первым в разделе« Живые участникикруговорота веществ». На изучение данного раздела отводится 10 уроков:

1.Растения – производители.

2. Животные маленькие и большие.

3. Маленькие рыцари.

4. Первый шаг из моря на сушу.

5. На суше – как дома.

6. Пернатые изобретатели.

7. Наши братья.

8. Осторожно: животные!

9. Прирождённые разрушители.

10.Как нам жить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

подготовила Гарайшина Ирина Непесовна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №22»

город Октябрьский Республики Башкортостан,

irgaraichina@yandex.ru

 

Методические рекомендации

к уроку окружающего мира в 3 классе по теме:

«Растения-производители».

I. Место урока.

Изучение темы «Растения-производители» входит в раздел №4 « Живые участники круговорота веществ» по программе «Мир и человек» А.А.Вахрушев.

Урок «Растения-производители» проводится первым в разделе« Живые участники круговорота веществ». На изучение данного раздела отводится 10 уроков:

1. Растения – производители.

2. Животные маленькие и большие.

3. Маленькие рыцари.

4. Первый шаг из моря на сушу.

5. На суше – как дома.

6. Пернатые изобретатели.

7. Наши братья.

8. Осторожно: животные!

9. Прирождённые разрушители.

10.Как нам жить.

II. Цель урока:

Осмысление блока новой учебной информации.

III. Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с различными группами растений и особенностями их строения;

 2. Закрепить знания учащихся о круговороте веществ в экосистеме аквариум;

 3. Прививать чувство бережного отношения к природе;

 4. Развивать интерес детей к чтению энциклопедической литературы.

IV. Характеристика урока.

Методы обучения: проблемный, деятельностный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Урок проводится с использованием проблемного метода. У ребят рождаются вопросы, для ответа на которые необходимо выполнить задания.

Этапы урока:

  • Организационный и мотивационный этап.
  • Этап проверки знаний.
  • Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  • Постановка проблемы.
  • Усвоение новых знаний.  
  • Решение проблемного вопроса. 
  • Рефлексия. 
  • Домашнее задание.

V. Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, мох, еловая и сосновая шишки, лист бумаги для записи ответов на тест, домашнее задание (приложение 1).  Учитель закладывает на компьютере электронный материал урока - презентацию.

VI. Структура урока: 

           1. Организационный этап.

В начале урока учитель с помощью выполнения простых упражнений снимает у детей излишнее напряжение и создает доброжелательную, рабочую обстановку в классе.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, добрый день! Очень рада снова видеть вас на уроке «Окружающего мира». Перед началом урока давайте сделаем наклон назад с глубоким вдохом, а потом выпрямимся, руки поднимем вверх, сделаем наклон вперед и глубокий выдох. Повторим это упражнение еще 2 раза.

 Ученики  выполняют упражнение и занимают свои места. (Напряжение снято – можно приступать к учебной деятельности).

2. Проверка домашнего задания.

Используя тест «Аквариум» учитель проводит фронтальную проверку подготовки учащихся домашнего задания. Учитель организует взаимопроверку тестов. Этап работы вносит элементы сотрудничества и объективной оценки.

3. Введение в тему.

В ходе беседы учитель выясняет степень готовности учащихся к восприятию новой темы урока.

4. Объявление темы.

5. Постановка проблемного вопроса.

Беседа по содержанию вопросов проводится с целью заставить учащихся подумать, каким образом растения отличаются от других живых организмов?

В ходе беседы учитель выясняет лексическое значение слова орган, просит учащихся обратиться к словарю учебника на стр. 62.  Учитель просит назвать известные детям органы растений.

6. Работа по изучению новой темы.

На этапе введения в новую тему используется интерактивное задание «Проверь себя - назови правильно». Учитель просит назвать органы цветкового растения. Учащийся располагает с помощью мыши названия частей растения в соответствующие места, отмеченные прозрачным прямоугольником, нажимает на значок «готово», после чего появляются на экране слова «Молодец» или «Попробуй ещё раз!» Задание может активно использоваться учителем при фронтальной работе с классом.

Далее учитель организует работу с учебником, где учащиеся находят ответ на вопрос: «За какую работу отвечает каждый орган растения: лист, стебель, корень?». Новыми знаниями в данном этапе являются ответы, прописанные на слайдах презентации.

Электронный модуль : Сказка «Цветок-недотрога» (анимация про   самодовольный цветок, который не подпускал к себе пчел) используется на этапе изучения новой темы. Учитель демонстрирует эпизод или комментирует мультипликацию, рассказывает сказку о том, что распустился на ветке красивый и ароматный цветок. Со всех сторон на запах устремились пчелы, желая добыть сладкий нектар, питательную пыльцу. Но неприветливо их встретил цветок, закрыл свои лепестки, глядит сердито. Полетели пчелы к другим цветкам. Через некоторое время на них образовались плоды. А цветок-недотрога так и засох в одиночестве. Для просмотра всех компонентов эпизода необходимо щелкать мышью активный экран. Деятельность учащихся: обсуждение сказки, ответ на вопрос, для чего растениям цветки и почему не из всех цветков образовались плоды. Обсуждение сказки должно подвести детей к выводу, что цветки необходимы для образования плодов.

Электронный модуль «Образование плода» используется на этапе изучения новой темы. Учитель демонстрирует эпизод. Для просмотра всех компонентов эпизода необходимо щелкать мышью активный экран. Организация обсуждения проблемы взаимосвязи строения цветка и плода. Учитель обращает внимание детей на наличие семян в плоде, их роли в жизни растения. Затем учитель предлагает детям сформулировать определение, что такое плод.

Дети участвуют в обсуждении. Необходимо подготовить детей к восприятию научного определения плода.

7. Физминутка. Игра «А верите ли вы?».

Игра «А верите ли вы?». Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, дети        отвечают словами «верим», «не верим».

Муз. пауза. Чайковский П.И. «Вальс цветов». (под музыку П.И.Чайковского            дети исполняют вальс).

8. Работа по изучению новой темы.  Многообразие растений.

На данном этапе учитель даёт дополнительные сведения о многообразии растений. Прослеживается межпредметная связь, учащиеся подсчитывают, сколько суток без отдыха и сна мы будем перечислять все виды растений?

Электронный модуль «Многообразие цветковых растений» используется на этапе работы по новой теме. Для просмотра всех компонентов  эпизода необходимо щелкать мышью активный экран. Модуль содержит видеоряд: цветущие крокусы, башмачки, ожинка, сабельник, родиола розовая, ива, камнеломка, одуванчик, эдельвейс. Деятельность учителя: демонстрация видеоряда, привлечение внимания детей к многообразию цветковых растений, их названиям. Вопрос к детям: «Для чего растениям цветы?». Деятельность учащихся: Просмотр видеоряда. Дети высказывают предположения о роли цветов в жизни растений. Задача учителя на этом этапе привлечь внимание детей, актуализировать их знания о цветковых растениях, создать проблемную ситуацию.

Далее идёт работа по разделению растений на несколько групп: цветковые, хвойные (голосеменные), споровые, водоросли. Выстроенные ответы в целом раскрывают содержание данного этапа (все группы относятся к царству растений, т.к. они способны к фотосинтезу).

9. Итог урока.

 Ответы на вопросы являются логическим завершением урока.

10.. Рефлексия.

Главная цель урока (осмысление блока новой учебной информации решение) решена. Презентация играла роль дополнительного мультимедийного средства для организации работы.

11.  Выставление отметок.

Учащиеся получили отметки за д/з, дополнительную отметку получили активные дети.

12. Домашнее задание. (Приложение 1).

Материал домашнего задания подобран с учётом интересов учащихся, подводит итог изученного, развивает интерес детей к чтению энциклопедической литературы.

Приложение 1.

Домашнее задание: (каждому ученику учитель раздаёт план работы)

-   Выбрать одного представителя из царства растений и составить рассказ по плану:

План.

1. Название растения.

2. Назови органы данного растения.

3. К какой группе растений относится и почему?

4. Как размножается растение?

5. Кто помогает растению распространять их семена (споры).

6. Дополнительные сведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Методическая разработка урока окружающего мира 4 класс

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Российский народ» для обучающихся 4 класса. Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «народ» и признаками принадлежности к одному нар...

Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...

методическая разработка урока окружающего мира 1 класс

Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс "Россия-наша Родина". УМК  "Перспектива". Разработка содержит презентацию к данному уроку....

Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс по теме "ПОЖАР"

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическимихарактеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальнымиособенностями обучающихся, способных осваивать учебный...