Конспект урока окружающего мира "Жизнь луга"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Валерия Алексеевна Воробьева

Конспект урока окружающего мира в 4  классе "Жизнь луга".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_luga.docx68.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 4

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о луге, как природном сообществе.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить учащихся с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей и интерес в процессе выполнения заданий на уроке.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знают разнообразие  живых организмов луга и роли человека.

Метапредметные:

Познавательные:

1.Проявляют активность и интерес в ходе выполнения заданий.

1. Регулятивные:

1. Умеют оценивать и контролировать свою деятельность.

Коммуникативные: 

1. Умеют вести диалог в процессе беседы.

Личностные:

1.Понимают значимость бережного отношения к природе.

План урока:

1. Орг. Момент (2 минуты)
2. Актуализация знаний и умений (5 минут)

3. Постановка задач урока (2 минуты)
4. Открытие новых знаний (20 минут)

5. Физ. минутка (1 минута)
6. Первичное закрепление (11 минут)
7. Рефлексия (2 минуты)
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты)

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Лично

стные

Регуля

тивные

Коммуни

кативные

1.Орг. Момент (2 мин)

Настроить учащихся на дальнейшую работу

Приём эмоционального настроя на урок

Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

Фронтальная

Речь учителя, презентация

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение устанавливать рабочие отношения

2.Актуализация знаний и умений (5 мин)

Актуализировать опорные знания и изученные способы действий

Наглядные методы: иллюстрация.

Чтобы проверить, как вы усвоили ранее изученные темы, я предлагаю написать вам на листочках графический диктант. Запишите кружочек, если утверждение верное и квадратик, если неверное.

  1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.
  2. Средний ярус – это мхи и лишайники.
  3. В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб —> гусеница —> птица —> микробы.
  4. На дереве обитают кроты и землеройки.
  5. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
  6. Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.
  7. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
  8. Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.
  9. Бурый медведь – хищник.
  10. Плоды всех кустарников употребляют в пищу.

Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по слайду.

Проверка:

1. круг

2. квадрат

3. квадрат

4. квадрат

5. круг

6. квадрат

7. квадрат

8. круг

9. квадрат

10. квадрат

Фронтальная

Речь учителя, презентация

Взаимопроверка, графический диктант

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

3.Постановка задач урока (2 мин)

Формировать у учащихся умение ставить цель урока

Наглядные методы: иллюстрация.

Игровой прием

А чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока. Разгадайте ребус.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/12db/0002be72-ea2ff1f6/img0.jpg

Давайте откроем учебник на стр. 170

Какую цель поставим перед собой на сегодняшний урок?

- луг

Узнать о луге, как природном сообществе

Фронтальная

Речь учителя, презентация

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей.

Умение осущ-ть самоконтроль своей деят-ти

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

4.Открытие новых знаний (20 мин)

Обеспечить правильное понимание содержания

Словесные методы: беседа рассказ;

Наглядные методы: иллюстрация.

Игровой прием.

Сегодня мы поговорим о том, что такое луг, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой, какое значения имеет луг для человека.

Ребята, а что такое луг в вашем представлении?

Как вы думаете, чем отличается луг от леса?

Давайте сделаем вывод: лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.

Как вы думаете, где располагаются луга?

Обычно луга располагаются по берегам рек и озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут - вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.

Почему одни растения выше, а другие – ниже?

Вывод: луговые травы растут ярусами - этажами; выше всех светолюбивые, ниже - теневыносливые.

Какие растения растут на лугах?

С некоторыми растениями я вам предлагаю познакомиться подробнее.

Отгадайте загадку:

Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё ж на звёздочку похож.

На слайде читают по 1 ученику:

  1. Василёк луговой — многолетнее травянистое растение, высотой обычно около метра. Листья — удлинённые, седоватые от опушения. Нераскрывшаяся корзинка представляет собой желтоватый, гладенький шарик. Цветёт в течение всего лета украшая луга и поляны яркими розовыми, голубыми и синими пятнами. Васильки спользуется в народной медицине, обладает противовоспалительным, обезболивающим действием

Загадка:

Эй, звоночек синий цвет!
С языком, а звону нет!

  1. Колокольчик - растение светолюбивое, холодостойкое и влаголюбивое. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид - форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубенчиками. Особенность у них такая – солнечная погода: цветы полностью раскрыты, начался дождь – они плотно закрылись.

Загадка: белая корзина золотое донце.

 

  1. Растение, которое мы называем ромашкой, оказывается не ромашка, а нивяник обыкновенный, он внесён в Красную книгу, а у ромашки совсем другие листья. Это многолетнее растение высотой до 80 см.. Ромашка предпочитает хорошо освещённые места. Запаха у цветков растения нет. Именно цветки поповника используют для игры в “любит, не любит”. Венки из ромашки делают также именно из поповника. Это чисто декоративное растение!

Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень.

Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.

  1. Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить.
  2. А вот белый клевер — растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созреют семена. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху, словом, он всем хорош, но вот меньше красного клевера.
  3. Мышиный горошек — это растение, очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него. Так и растет- ведь стебелек у мышиного горошка совсем слабенький, вот и приходится ему опираться на “соседей”. В цветах много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с большим уважением к мышиному горошку. К тому же растение это очень хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.

Настало время поговорить о животных, которые населяют это природное сообщество.

Каких животных луга вы знаете?

Давайте поиграем в игру “Узнай меня”.

 Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовете их.

Какое животное могло бы о себе так сказать?

Пою” крыльями, “слушаю” ногами. 

 Что про него вы знаете?

  1. Кузнечик – это интересное насекомое. Задние ноги у него длинные, нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Во время опасности кузнечик подбирает свои ноги под себя. Ноги, как пружины, выпрямляются и бросают кузнечика далеко вперед. На ноге у кузнечика зазубринки, на крыле твердая жилка. Треск получается от трения ноги о крыло. На ногах кузнечика есть очень маленькие дырочки – это уши. Поэтому слышит кузнечик ногами

Я самое прожорливое животное на планете.  

Что про неё вы знаете?

  1. Стрекоза – полезное насекомое. Крупные, с подвижной головой, большими глазами, короткими усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком. При полёте стрекозы машут передней и задней парами крыльев поочерёдно, добиваясь лучшей маневренности, или одновременно — большей скорости. Это воздушные хищники – они на лету схватывают мух, комаров, бабочек, других насекомых. Их необходимо беречь.

Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю.  

Что про неё вы знаете?

  1. У пчелы есть корзиночки, куда она складывает цветочную пыльцу. Если пчела ужалит, то умрет сама. Пчел трогать нельзя. Пчела живет короткую жизнь – чуть больше месяца. В улье у каждой пчелы своя “профессия”. В улье всего одна пчела-матка. Это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых выводятся молодые пчелы, она живет в глубине улья и никогда не выходит из него. Ее всегда кормят другие пчелы. Пчелы работают без устали, собирая целыми днями нектар с цветов – это рабочие пчелы. Есть пчелы-строители – они строят соты, в которых хранится мед и в которых растут маленькие пчелки - личинки. За яйцами и личинками ухаживают пчелы-няньки. Есть так же пчелы-уборщицы, которые следят за чистотой улья, и выбрасывают мусор. Но есть и пчелы-лентяи – это трутни. Они ничего не делают, только едят мед. Когда меда становится мало, пчелы их из ульев выгоняют. Если пчел не будет, то некому будет опылять растения и они исчезнут.

Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. 

Что про неё вы знаете?

  1. Бабочка – украшение для лугов. У них очень плохая память. Поэтому они собирают нектар только с одного вида цветов – того, который им первым встретится на пути. Нектар добывают при помощи хоботка.. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Только из опыленного цветка вырастет плод растения. Если истребить бабочек, то некому будет опылять растения, цветы, поэтому не будет урожая. К сожаления, в наше время бабочек стало мало.

Как одним словом назвать всех этих живых существ, о которых мы сейчас говорили?

Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Все они тесно связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.

Как же живут все обитатели луга?

Значение луга для человека.

Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие?

 Кто наносит природе больший вред?

Чем он может навредить?

 К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.

Что же значит луг для человека?

Там  растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли ровная

Одни растения больше любят свет, другие меньше

Цветы, травы.

Кузнечик

Стрекоза

Пчела

Бабочка

Насекомые

Сообща, поэтому луг называют природным сообществом

Природа, человек

Человек

Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать траву, пасти животных бездумно.

Место отдыха, место выпаса скота, место заготовки корма для скота.

Фронтальная

Речь учителя, презентация

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

5.Физ. минутка (1 мин)

Снять физическую усталость

Игровой приём

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

И за парты приземлились.

Фронтальная

Речь учителя, презентация

Умение осуществлять самоконтроль своей деят-ти

Умение слушать и слышать;

6.Первичное закрепление (11 мин)

Закрепить полученные знания и умения

Игровой прием.

Словесные методы: рассказ

Практические методы: практическая работа

Сейчас предлагаю вам поработать в парах. Экологическая игра “Найди ошибку в рассказе”.

Ваша задача-прочитать рассказ и найти в нём все ошибки ( на карточках).

Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните красным карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие?

Какой вывод можно сделать?

Дополнительное задание

Откройте учебник на стр. 172 -173. Ваша задача соотнести названия животных с картинками. Записываем сначала № (названия) напротив № животного.

Фронтальная проверка.

Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на парту

Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.

Фронтальная, парная

Речь учителя, презентация

Самопроверка по образцу

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

7.Рефлексия (2 мин)

Проанализировать и оценить успешность достижения цели.

Словесные методы: беседа

Наш урок подходит к концу и я вам предлагаю закончить предложения, которые вы видите на экране.

- На уроке я узнал…

- Мне на уроке удалось…

- Мне было трудно…

- Самым интересным на уроке было…

Друг другу за интересные сообщения, учителю за интересную информацию

Фронтальная

Речь учителя, презентация

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

8. Инф-ция о Д.З. (2 мин)

Сообщить Д.З., инструктаж выполнения

Фронтальная

Речь учителя, презентация

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти

Умение осуществлять самоконтроль своей деят-ти

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь луга"4 класс

Конспект урока окружающего мира разработан для учащихся 4 класса, по теме "Жизнь луга"...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...

Конспект урока Окружающего мира "Животные - обитатели луга"

Урок Окружающего мира "Животные - обитатели луга" 4 класс учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов....

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...