«Современные требования к уроку «Окружающий мир».Модель урока »
методическая разработка по окружающему миру

Сергеева Александра Сергеевна

Внедрение стандартов второго поколения в учебный процесс начальной школы повлекло за собой множество изменений в организации этого процесса. В первую очередь оно коснулось проектирования и организации уроков. Особое внимание учителями начальных классов было уделено организации и проведению уроков по учебному предмету «Окружающий мир». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

Внедрение стандартов второго поколения в учебный процесс начальной школы повлекло за собой множество изменений в организации этого процесса. В первую очередь оно коснулось проектирования и организации уроков. Особое внимание учителями начальных классов было уделено организации и проведению уроков по учебному предмету «Окружающий мир». Это было обусловлено как самим содержанием предмета, так и теми средствами, которые были привнесены в информационно-образовательную среду образовательной организации (например, мобильные электронные лаборатории, автоматизированные рабочие места учителя и школьника, интерактивные столы и т.п.).

 А.В. Хуторской выделил следующие семь главных критериев современного урока, которые успешно могут быть применены при проектировании урока по предмету «Окружающий мир»: это урок самореализации ученика, урок открытия нового, урок создания образовательной продукции, урок развития компетенций, урок коммуникаций – очных и дистантных, метапредметный урок, урок социального учета.

Современный урок – совсем иной! Место проведения урока может варьироваться в зависимости от поставленной дидактической задачи. Традиционный урок в классе может быть заменен уроком в музее, уроком на пришкольном участке, в парке, на улице города или поселка и т. п. Урок, проводимый в классе, изменяет свое содержание и структуру, превращается в своеобразный урок-исследование и урок-экспериментальной проверки гипотез, урок-путешествие или урок-конференцию.

Требования к уроку по предмету «Окружающий мир»:

- включение разнообразных видов активной деятельности детей;

- цели и задачи урока - конкретны, достижимы, диагностируемы с опорой на планируемые результаты;

- использование средств и методов обучения в соответствии с уровнем развития науки и техники;

- использование методов социального партнёрства.

Деятельность учителя при подготовке к уроку «Окружающий мир» имеет свои особенности и включает следующие этапы:

  1. Определение темы, цели, задач (предметные, метапредметные, личностные).
  2. Анализ данной темы в учебнике, методических рекомендаций к теме.
  3. Определение необходимого оборудования, средств.
  4. Выбор и структурирование содержания урока, методов обучения, форм работы.
  5. Определение взаимосвязи темы с другим материалом дисциплины, ее места в целостности системы знаний.
  6. Создание технологической карты урока.

Проектирование технологической карты.

Опишем основы проектирования урока с использованием технологических карт в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Урок – важнейший элемент образовательного процесса, так как именно на уроке сосредотачивается учебная деятельность учащегося. Следовательно, умение качественно подготовиться к уроку, обеспечить его содержательную и методическую наполненность, создать комфортную рабочую атмосферу – основной показатель профессионализма педагога.

 Конспект, сценарий или технологическая карта являются той основой, канвой, которая позволит педагогу импровизировать на уроке, своевременно и адекватно реагировать на происходящие на уроке события, творчески решать поставленные задачи в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.

 Технологизацию образовательного процесса невозможно осуществить без сформированности технологической культуры педагога, включающей умения определять приоритеты деятельности, прогнозировать желаемые результаты, выбирать адекватные средства и способы их достижения и т. д. Поэтому в современных условиях профессиональная успешность учителя во многом зависит от сформированности у него умения проектировать педагогическую деятельность.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Наиболее часто сегодня авторы цитируют определение И. М. Логвиновой и Г. Л. Копотевой: «Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности» .

Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата. В этом и состоит ее отличие от конспекта урока, в котором педагогу необходимо указывать еще и содержание деятельности. Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:

– должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;

– должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;

 – в карте должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;

– должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

– должно быть рассчитано время выполнения всех операций.         Чтобы провести урок, отвечающий требованиям системно-деятельностного подхода и ФГОС НОО, учитель должен уметь:

 – грамотно трактовать ключевые понятия, определяющие контекст современного урока;

 – проектировать уроки, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода и достижение результатов ФГОС НОО;

– организовывать ведущую к достижению результатов обучения деятельность учащихся на уроке;

 – анализировать проведенный урок в соответствии с современными требованиями к нему.

Проектирование урока в процессе разработки его технологической карты включает в себя:

 – определение темы урока и усваиваемых понятий;

– осмысление и формулировку целей и результатов урока;

– проектирование и указание технологии, методов, приемов;

 – определение типа урока и проектирование его этапов;

 – подробную характеристику технологии обучения на каждом этапе проектируемого урока.

При проектировании урока на основе технологической карты учитель должен учесть следующее:

− цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

− учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.);

 − используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

− учитель опирается на технологию диалога, обучает учащихся ставить вопросы;

– эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;

− на уроке происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся;

 − учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает его минимальные успехи;

 – учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;

− учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения;

− стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

− на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).

Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты три блока, соответствующие идее технологизации учебного процесса: блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); инструментальный (какими средствами это достижимо); организационнодеятельностный (структуризация на действия и операции.)

Если проанализировать разработанные разными авторами технологические карты, то можно убедиться, что все они в себе эти блоки содержат в большем или меньшем объеме.

Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность педагогических работников по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить об общих подходах к ее проектированию, то есть параметрами структурирования технологической карты могут быть этапы урока, его цели, задачи, планируемые результаты, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.

Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.  Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.

Под целью урока Ю. А. Конаржевский понимает «заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока».

 Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо отразить втехнологической карте урока как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).

Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.         Учебно-методический комплекс урока может отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности обучающихся.

Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, могут стать: основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, описание урока.

Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися.

Организация пространства определяется педагогом самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся.

 Межпредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Педагогу необходимо указать предметную дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом. Эти три параметра необязательные.

 Описание урока обычно отражает следующие разделы: этапы урока (в зависимости от типа урока); ход урока, который включает действия педагога и обучающихся, диагностику результатов, домашнее задание; формирование универсальных учебных действий (на отдельных этапах урока).

Технологическая карта урока оформляется в виде таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию.   Для того чтобы технологическая карта действительно стала рабочим инструментом при организации учебного процесса, учителю начальных классов необходимо четко осознавать, почему для изучения той или иной темы он выбирает определенный тип урока и соответствующую ему структуру. Это будет зависеть от тех целей и планируемых результатов, которые учитель задает, опираясь на рабочую программу по учебному предмету «Окружающий мир».

Структура современного урока курса «Окружающий мир».

 Взяв за основу особенности организации учебной деятельности при изучении предмета «Окружающий мир», были выделены следующие, наиболее распространенные типы уроков по предмету (классификация Н. А. Семеновой): вводный урок, обобщающий урок, предметный урок или урок-исследование, комбинированный урок.         Рассмотрим особенности организации урочной деятельности младших школьников по предмету «Окружающий мир» в зависимости от типа урока.        

 Вводный урок можно проводить в следующих случаях.

  1. Первый урок в первом классе. На данном уроке учитель знакомит детей с новой учебной дисциплиной «Окружающий мир», с учебником и учебной тетрадью, правилами работы в них.
  2. Первый урок новой большой темы, раздела. Нацелен на выявление знаний учащихся по теме, актуализацию их знаний, а также обзор перспектив изучения темы.
  3.  Первый урок четверти, учебного года.          Обобщающий урок традиционно нацелен на обзор изученного материала и его обобщение. В структуру учебника для подобного урока заложен особый материал – игры, задания.

 Преобладающими методами на уроке данного типа будут словесные, очень уместны игры.

Процессуальные особенности вводного урока:

- Нацелен на введение учащихся в тему, раздел;

-Преобладающими методами являются словесные и наглядные;

-На практике имеет место только проведение одного вводного урока – в первом классе;

-Остальные случаи могут быть реализованы при наличии резервных часов.

Примерная структура вводного урока

  • Организационный момент.
  • Анализ содержания учебника или раздела.
  • Ознакомление с учебником, тетрадью.
  • Прогнозирование.

 Виды обобщающего урока:

  • Урок – патент на открытие
  • Уроксоревнование
  • Урокконференция
  • Урок-чат и т.д.

Обобщающий урок проводится: в конце изучения большой темы, раздела, в конце четверти, при завершении учебного года.         Предметный урок характерен именно для дисциплины «Окружающий мир». Предмет изучения передается в руки учащихся (индивидуально, паре или группе) и дети самостоятельно проводят работу по исследованию данного предмета (явления): выявляют его свойства, проводят опыты, сравнивают с другими предметами, делают выводы.

Структура предметного урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний.
  • Инструктаж (по технике безопасности и последовательности выполнения исследования).
  • Последующая самостоятельная исследовательская работа с объектом.
  • Выводы по результатам исследовательской работы.

Учебное исследование является и одним из определяющих условий волевого развития учащихся, поскольку преодоление познавательных затруднений обязательно сопровождается мобилизацией волевых усилий. При исследовательском подходе к обучению учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, организованного преподавателем.

Комбинированный урок является преобладающим при изучении предмета «Окружающий мир», так как его структура позволяет реализовать различные виды деятельности:

  • Организационный момент.
  • Этап актуализации знаний - актуализировать знания, проверить их, изучить новое, закрепить. Данный тип урока предполагает применение всех групп методов и средств.
  • Проверка домашнего задания.
  • Постановка проблемы и «открытие» новых знаний.
  • Объяснение нового домашнего задания .
  • Оценка работы детей на уроке.
  • Итог урока.

Организационный момент включает проверку готовности детей к уроку, настрой на учебную деятельность.

Актуализация знаний – этап восстановления в памяти младших школьников тех знаний и умений, которыми они уже владеют и которые будут им необходимы для изучения, «открытия» новой темы.

Традиционно проверка домашнего задания – это проверка степени готовности, правильности и качества выполнения домашнего задания, полученного на прошлом уроке. На уроках по предмету «Окружающий мир» данные этапы могут быть представлены как один этап в том случае, когда темы изучения идут последовательно, материал, изученный на прошлом уроке, являющийся домашним заданием, становится средством усвоения нового. Если темы непоследовательны, то данные виды деятельности могут быть самостоятельными этапами и за проверкой домашнего задания может следовать актуализация знаний.

На уроках по предмету «Окружающий мир» этап актуализации знаний, как правило, заканчивается постановкой проблемы. В совместной деятельности выявляется проблема, вызывающая затруднение, мотивирующая младших школьников к познавательной деятельности. Возможна самостоятельная формулировка темы и основных задач урока детьми. На решение проблемы направляется деятельность учащихся и педагога, в результате которой и происходит «открытие» новых знаний.

Включение детей младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность, направленную на применение нового знания, возможно через выполнение заданий из учебников и тетрадей на печатной основе. Задания выполняются как в ходе фронтальной работы, так и индивидуально. Задания дифференцируются в зависимости от индивидуальных познавательных возможностей младших школьников.

 При подведении итогов урока осуществляется рефлексия деятельности: своей, одноклассников, класса в целом, что позволяет каждому обучающемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

Но главны моментом обучения младших классов предмету «Окружающий мир» является не формальное отношение педагога к

построению и проведению урока, а насыщенная увлекательная работа, которая должна заинтересовать детей. Скучный, неинтересный урок вряд ли запомнится детям. Поэтому правильный настрой класса на изучение запланированной темы позволяет пробудить желание школьников учиться, открывать новые познания, работать не только с учебником, но и с другими источниками. Каждый урок должен быть интересным, запоминающимся, поучительным.

Такие уроки надолго остаются памяти детей и проведении итоговых работ обязательно вспомнятся и помогут правильно ответить на вопросы заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель урока окружающий мир "Как рождается книга?" + презентация к уроку (2 части) 2 класс

Модель урока + презентация (в 2 частях). В приложении дана дополнительная информация по теме урока....

модель урока окружающий мир "Где зимуют птицы?" 1 класс

Модель урока применима на всех учебных занятиях, внеклассных мероприятиях....

модель урока окружающий мир "Кто такие звери?" 1 класс

Модель урока окружающий мир 1 класс , УМК А.А. Плешаков....

Модель урока окружающего мира. 2 класс

Модель урока русского языка. 2 класс...

Статья в журнале "Современная школа" "Развитие интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса на уроках окружающего мира." Раздел "Урок в современной школе"

В статье представлен материал о возможностях педагогов работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса....

Технологическая карта урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: окружающий мир Тема урока: Бактерии

Цель урока: познакомиться с обитателями Земли – бактериями.Задачи урока:Закрепить знания учащихся  о первоначальном представлении царстве бактерий, знать правила гигиены;Развивать личн...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...