Тема урока: «Где зимуют перелётные птицы?» Сценарий урока с использованием технологии проблемного обучения.
план-конспект урока по окружающему миру

Плотникова Елена Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Где зимуют перелётные птицы?»

УМК: «Школа России».

Класс: 1

Цель урока: создание условия для расширения знаний обучающихся о зимующих и перелетных птицах.

Задачи урока:

Образовательная: Формировать навыки наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, эмоциональную сферу учащихся.

Воспитательная: Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

3. Постановка темы и цели урока.

– А знаете ли вы, что есть птицы, которые никогда не видели зимы? Послушайте разговор ласточки и журавля и подумайте, почему они не видели зиму. (Инсценировка)

- Почему ласточка и журавль не видели зимы? (Улетают в теплые страны)

- Как называются такие птицы? (Перелетные)

- Давайте проведём исследование, в ходе которого выясним, где же зимуют эти птицы. Это и есть тема нашего урока.

- Сформулируйте тему урока в виде вопроса. (Где зимуют перелётные птицы?)

- Что бы вы хотели узнать о перелетных птицах? Поставьте вопросы, используя слова почему, куда, как (Почему перелетные птицы улетают с приходом холодов? Куда улетают перелетные птицы? Как люди узнают, в каких странах зимуют перелетные птицы?)

4. Изучение нового материала

1) Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

- Заспорили однажды птицы: кому лететь в теплые страны, а кому остаться. Помогите им принять решение. Вы сейчас будете работать в парах. Разделите птиц на две группы: зимующих поселите в зимнем лесу, а перелетных поместите в стаю улетающих птиц.

2) Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- Как же так, задание одно, а выполнили его по-разному. Почему? Может быть мы не знаем чего-то важного, нам не хватает знаний? Попробуйте объяснить, почему одни птицы должны улететь, а другие могут остаться - выскажите предположение. ( Им холодно, ….) Но тогда почему не все птицы улетели в теплые края?

3) Поиск решения проблемы.

- Я вам немного помогу. Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края. Обратите внимание, чем питаются птицы.

Какой корм нельзя добыть зимой? (Рассматриваем картинки, где видно, чем питаются птицы. Обсуждаем исчезает ли этот корм зимой.)

5. Первичное закрепление

- Давайте сделаем вывод, какова главная причина перелёта птиц? (голод) Какие птицы являются зимующими , какие перелетными. Оцените работу своей пары – если вы верно выполнили задание, положите сверху снежинку.

Физминутка.

6. Закрепление знаний

- Ребята, давайте вернемся к вопросу: почему перелетные птицы улетают с приходом холодов? Можете ли вы ответить на этот вопрос? (Им не хватает пищи).

- А можете ли вы сказать, куда именно улетают перелётные птицы? Выскажите предположение. Возникли разные мнения.

- Итак, попробуем выяснить, куда именно улетают птицы? Я думаю, ответить на этот вопрос поможет географическая карта. А у вас есть схемы.

- Рассмотрите карту. На ней зеленым цветом изображены места, где ласточки проводят лето – найдите у себя на схемах. А жёлтым – места, где они проводят зиму – найдите у себя. Что обозначают синие стрелочки на карте? (Перелёт ласточек в теплые края) Возьмите синий карандаш и покажите стрелочками у себя на схемах, куда летят ласточки на зиму. Кто знает, как называются эти районы?

- На зиму ласточки летят в Африку, Индию, Китай. (Показываю на карте).

- А куда они полетят на лето? (На лето ласточки возвращаются в те же места, откуда прилетели).

- Возьмите красный карандаш и покажите стрелочками. Проверим, поменяйтесь схемами и проверьте друг друга. Оцените работу товарища, если задание выполнено правильно, нарисуйте на схеме снежинку.

- Итак, на какие вопросы уже нашли ответы? Остался один вопрос. Как ученые узнали, где именно зимуют птицы? Узнать об этом сможем, поработав с текстом. Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на поставленный вопрос. (Учёные узнали о том, куда летят птицы, надевая им на лапки кольца.)

- Для чего? (На каждом кольце свой номер и адрес, где птица была окольцована; когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы).

- Почему осенью улетают в теплые края дикие утки, гуси и лебеди, а домашние птицы даже не пытаются это сделать?

А теперь мы оформим выставку, которая называется «Перелётные птицы». (Дети выбирают изображения перелетных птиц, прикрепляют их на доске)

7. Рефлексия

Тема урока: «Зачем нужно чистить зубы и мыть руки?»

Цель урока: Формирование осознания необходимости гигиенических

процедур – чистки зубов и мытья рук.

Задачи урока:

Образовательные: учить правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены;

Развивающие: развивать познавательный интерес, воображение, творческую деятельность учащихся;

Воспитательные: воспитывать аккуратность, опрятность, формировать доброжелательные отношения к окружающим, умение понимать себя и других;

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

3. Постановка темы и цели урока.

Далеко – далеко, за тёмным лесом, за тёмным озером, на тёмной горе живёт в своём замке колдунья Грязильда. Она мечтает о том, чтобы весь мир стал грязным. У неё есть слуги – Злючки – Грязючки. Они ходят по свету и ищут мальчиков и девочек, которые не любят умываться и чистить зубы. Как только Грязильда видит неумытого ребёнка, она тут же заколдовывает этого неприятного малыша, и его перестают любить. Никто не узнаёт его, и он теряет своих друзей. Они становятся грязными и с ними никто не дружит.

- Что же нам теперь делать? Как надо помочь им? ( Надо победить Грязильду и разрушить колдовские чары.)

- Сформулируйте тему урока.

4. Изучение нового материала

Поможет нам справиться с Грязильдой зубная фея.

- Она предлагает ответить на все её вопросы и тогда замок Грязильды разрушится.

Блиц- опрос от зубной феи.

  • Для чего человеку нужны зубы? ( переж.. откус., измельчать)
  • Сколько зубов у ребёнка?
  • Сколько зубов у взрослого человека?
  • На какие группы, в зависимости от их работы делятся зубы?
  • Зачем нужно ухаживать за зубами?
  • Как нужно ухаживать за зубами ?
  • Сколько раз в день нужно чистить зубы?
  • Сколько минут нужно чистить зубы?
  • Как часто нужно менять зубную щётку?
  • Сколько пасты нужно выдавливать на щётку детям вашего возраста?
  • Зачем нужно мыть руки?
  • Ты пришёл с улицы: сколько раз нужно вымыть руки?

- Ребята, кажется, у нас с вами проблема. Мы не можем ответить на все вопросы. Что же делать? (Надо узнать всё необходимое, чтобы ответить на вопросы и победить Грязильду)

- Сейчас, работая в группах, вы будете использовать текст учебника и текст карточек, которые я вам задала, для того, чтобы ответить не все вопросы.

5. Первичное закрепление.

Давайте вместе составим полезные советы для детей, которые не любят чистить зубы и мыть руки. (составление полезных советов).

6. Самостоятельная работа.

Работа в тетрадях на печатной основе.

7. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в третьем классе по математике с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок действий в примерах со скобками».

Урок по математике в 3 классе школы VIII вида по учебнику В.В. Эк. Данный урок был построен с использованием проблемной технологий обучения, в его основе  лежит сюжет сказки  К.И. Чуковского...

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком" ( с использованием технологии проблемного обучения)

Применение технологий проблемного обучения на практике позволяет формировать у детей такие способности как: самостоятельное мышление, разрешение нестандартных проблем путем применения знаний, полученн...

Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

         Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...

Конспект урока русского языка по теме «Алфавит» с использованием технологии проблемного обучения в 1 классе

Конспект  урока русского языка  по теме «Алфавит» с использованием  технологии проблемного обучения в 1 классе...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....