Интеллектуальная игра "Своя игра"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Кузнецова Марианна Викторовна

Игра по окружающему миру для обобщения изученных тем по разделу "Земля и человечество" в 4 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по окружающему миру "Своя игра"

Цели: 

  • обобщение и расширение знаний учащихся по окружающему миру;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • развивать интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках, приспособлении к условиям жизни;
  • содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает; чувства  потребности охранять окружающую среду

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей

Уважительное отношение к России, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Оборудование: проектор, презентация в Power Point

Ход мероприятия. –Здравствуйте дорогие гости нашего мероприятия.

Класс делится  на три команды по жетонам разного цвета: зелёные, синие, белые. (Каждого цвета по7 штук, т.к. в команде по 7 человек). Жеребьёвка проходит в предыдущий день.

-Сегодня мы с вами поиграем  в интеллектуальную игру «Своя игра»

Наши правила, конечно, отличаются от телевизионной версии. Послушайте правила

Правила игры:

  1. В игре участвуют три команды, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.

Мир глазами астронома

20

40

60

80

100

Мир глазами географа

20

40

60

80

100

Мир глазами эколога

20

40

60

80

100

Мир глазами историка

20

40

60

80

100

Сокровища Земли

2 0

4 0

60

80

100

2. Игру начинает команда первой разгадавшая загадку. В случае правильного ответа команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то та же сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам.

3. В игре встречаются следующие сектора:

 «Кот в мешке»: вопрос должен быть передан любой другой команде;

 

 «Вопрос-аукцион»: команды назначают цену вопроса, и отвечает та команда, которая назначит наибольшую цену на вопрос;

 «Счастливый случай»: команда получает указанную сумму баллов и продолжает игру;

 «Несчастный случай»: команда штрафуется на указанную сумму баллов и право хода переходит соперникам;

«Своя игра»: стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда. Соперники могут « выкупить» право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде. Если одна из команд идет «ва-банк», то есть ставит на кон всю имеющуюся на ее счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим «ва-банком», если сумма баллов у них больше. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остается ноль баллов, а при правильном ответе – сумма удваивается.

4. Игру заканчивает раунд «Своя игра». Команды делают ставки, исходя из имеющихся баллов на своем счету. Ведущий зачитывает задание. После минуты обсуждения команды дают ответы. При правильном ответе сумма ставки поступает на счет команды, при неправильном - списывается со счета. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

У меня есь 2 помощницы, которые будут записывать ваши балла на доске. А жюри в лице наших гостей

Каждая команда говорит приветственные слова.

-Команды поприветствуйте друг друга!

Нам не страшны любые испытания.

Вперёд, друзья, откроем новые знания.

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

Окружающий нас мир

Интересно познавать.

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

-И так начинаем.  Тему нашей игры вы определите  по отгадке загадки.

Твердая, но не сталь.

Черная, но не сажа.

Вертится, но  не юла.

Кто же она?

Ответ. Планета Земля

А цель нашего занятия определите по другой загадке:

Почему птицы летают,

На ветках почки набухают,

Зимою снег с небес летит,

Предмет подробно разъяснит!

Ответ: Окружающий мир

-Какова же наша цель?

-Узнавать больше интересных фактов об окружающем мире. (Познавать окружающий мир)

-Чтобы выбрать первую команду, которая начнёт игру, простой шуточный вопрос: От чего утки плавают? (от берега) И так, у нас есть команда, которая начнёт игру. Начинаем.

1.Тема «Мир глазами астронома».

Вопросы:

20 баллов. Название этой древней науки происходит от 2 греческих слов, что в переводе означают звезда и закон. Но до сих пор делают новые открытия. Что это за наука? (Астрономия.)

40 баллов. Какая планета названа в честь бога войны? (Марс)

60 баллов. Какая планета названа в честь богини красоты? (Венера)

80 баллов. Самая маленькая и самая большая  планета в Солнечной системе? (Меркурий и Юпитер)

100 баллов. «Вопрос-аукцион».  Самая яркая звезда на небе- Сириус  находится в  созвездии Большой Пёс. Как звали хозяина этой собаки?  (Орион)

2. Тема «Мир глазами географа».

Вопросы:

20 баллов. «Несчастный случай».

40 баллов. Название этой науки в переводе с греческого языка означает «землеописание».  Как называется наука? (География)

60 баллов.  «Большой чертёж» был создан более 400 лет назад. Это название одной из первых… (Географических карт России)

80 баллов. Более 500 лет назад в Германии Мартин Бехайм создал модель под названием «Земное яблоко». Сохранился он до наших дней.  Что он изобрёл? (Первый глобус)

 100 баллов. Где появилась первая географическая карта? (В Древней Греции)

 3.Тема «Мир глазами эколога».

Вопросы:

20 баллов.  «Несчастный случай» Какое животное и почему изображёно на эмблеме  Всемирного фонда дикой природы  (WWF) ? (Панда-одно из самых редких животных мира)

 40 баллов. Опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека называется… (Экологическая проблема)

60 баллов. Существуют заповедники, заказники, национальные парки. Для чего их создают? (Для охраны и увеличения популяции  видов животных)

80 баллов«Своя игра».  Это название  носит международная  экологическая организация, что  в переводе с английского языка означает «Зелёный мир». (Гринпис)

 100 баллов. Посмотрите на таблицу. Это названия международных дней экологического календаря. На что они направлены? (Служат делу охраны природы)

Октябрь

Первые выходные октября — Международные дни наблюдения птиц
1 октября — Всемирный день вегетарианства
4 октября — Всемирный день защиты животных 
5 октября — День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. — Всемирный союз охраны природы) 
6 октября — Всемирный день охраны мест обитания
13 октября — Международный день уменьшения опасности бедствий
14 октября — День работников заповедного дела
31 октября — Международный День Черного моря
Октябрь (последний четверг) — Международный день без бумаги

Тема «Мир глазами историка».

Вопросы:

20 баллов. Как называется наука, которая в переводе с греческого языка означает «рассказ о прошедшем»? (История)

40 баллов. Многие исторические источники были обнаружены благодаря науке …? (Археология)

 60 баллов. «Кот в мешке». Этот источник информации нам встречается в истории, так как из них много узнали о прошлом нашей страны. Но так же мы изучаем их в литературном чтении. О каком источнике идёт речь? (Летописи)

 80 баллов. У разных народов  был различный счёт лет – летосчисление. Царь Петр I установил в нашей стране счёт лет  от Рождества Христова. На что разделила эта дата события жизни?  (На эры-до нашей эры  и нашей эры)

 100 баллов. Что это за даты: 1967 год?  1968 год? 2013 год?  Какому веку они принадлежат? (Год образования города, открытие завода им.Л.Я.Карпова, начал работать первый объект завода «Аммоний»  20 и 21 века)

 Тема «Сокровища Земли».

Вопросы:

20 баллов. «Счастливый случай».

40 баллов. Как называются самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры? (Всемирное наследие)

 60 баллов. Что символизируют круг и квадрат на эмблеме Всемирного наследия? ( Круг- природа, квадрат- творения человека)

 80 баллов.  Назовите не менее 3 объектов Всемирного природного наследия России. (Озеро Байкал, Золотые горы Алтая, Вулканы Камчатки, Остров Врангеля,  )

100 баллов. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО насчитывает 1073 объекта, 29 из которых находятся на территории России (18 памятников культуры и 11 природных памятников). Среди 18 памятников культуры России  есть объекты, которые находятся в нашей республике Татарстан. Назовите их. (Три объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — Казанский кремль (2000 год), Великий Болгар(2014 год) и комплекс Успенского монастыря на острове-граде Свияжск (2017 год))

Тайм - аут. «Своя игра». Приложение 2.

Методом исключения команды выбирают темы «Своей игры».

Тема «Звери».

Как называется одна из красивейших  кошек с густой шерстью, обитающая в горах? Это животное  есть на гербе Татарстана. (Снежный барс)

Крупная, серебристо-дымчатого окраса, по бокам шерсть светлеет, при переходе к брюху становится белой. Иногда может проглядывать легкая, едва уловимая желтизна. По всему телу животного разбросаны крупные черные кольца-розетки, мелкие пятна и крапинки. Такой окрас играет роль своеобразного камуфляжа: хищник превосходно маскируется на каменистых склонах, среди снегов и льдов, становясь незаметным для своей будущей добычи.

В России  насчитывается около 200 особей снежного барса.

 И именно потому, что очень мало или уже совсем на грани исчезновения находятся многие другие обитатели животного мира  4 октября отмечается День защиты животных. 

3 вида животных исчезают с лица Земли каждый час;

70% мировых запасов рыбы находятся на грани исчезновения из-за её чрезмерного вылова;

35% всех видов морских животных уже бесследно исчезли с лица Земли. 

 А почему именно барс является символом Татарстана вы мне расскажете на следующем нашем занятии сами.

Тема «Растения».

Какое дерево имеет признаки хвойного и лиственного дерева? (Лиственница)

Удивительное хвойное дерево , которое на зиму сбрасывает хвою. Древесина отличается высокой прочностью, смолистостью и упругостью. По твердости она далеко опередила другие древесные породы, уступает только дубу. Большой плюс её в том, что она очень устойчива к гниению. К слову, вся Венеция стоит на деревянных сваях из этого дерева. Удивительно, но находясь столетиями в воде, она не только не подверглась гниению, но стала тверже железа. Теперь такую сваю не возьмет даже топор.

Тема «Птицы».

Какая птица считается птицей года-2018?  (рассказ о птице детьми  и просмотр видеоролика)

Тема «Рыбы».

Самая крупная рыба, зафиксированная длина достигает 10 -12 метров.

Тема «Насекомые»

1 место среди самых удивительных насекомых занимают существа, которые проживают рядом с человеком многие века и  видело их большинство людей. Что это за насекомые?.

Симпатий они никогда не вызывали, но искреннее восхищение заслужили благодаря своей приспособляемости.  При полном лишении еды животное прекрасно себя чувствует ещё долгое время и умирает только через 50 дней, а иногда – более 2 месяцев, используя для поддержания жизни запасы тела. В периоды голода он ограничивает своё движение, чтобы не тратить лишнюю энергию.

Отсутствие воды убьёт его гораздо быстрее – в течении недели, но это всё равно довольно много по сравнению с другими животными.

Способны жить даже без головы: в таком состоянии они могут находиться пару недель.

-А сегодня 25 октября, последний четверг этого месяца. И у нас сегодня Международный день без бумаги

-И мы сегодня присоединились, хотя бы на одном уроке к этому экологическому дню.

Подведение итогов, награждение победителей. 

-А пока счётная команда считает  баллы, музыкальная пауза.

Рефлексия тучка, тучка с солнышком, солнышко. Дети приклеивают магнитики по настроению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) для 3-4 классов.

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов. Проходит в форме командной интеллектуальной игры. В ходе  игры обобщаются  и систематизируются знания детей в разных предметных областях. Со...

«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Интеллектуально – познавательная игра «Своя игра»

Предметные недели как традиционная часть внеурочной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы.Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать инте...

Интеллектуально- познавательная игра (Своя игра) (1 класс)

Согласно ФГОСу современный урок, занятия внеурочной деятельностью должны способствовать развитию интеллектуально- познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников,формировать...

Внеурочная программа игровой деятельности. Тема: Интеллектуально - познавательные игры. Экологическая игра «Крестики-нолики»

Знакомство с интеллектуально-познавательными играми в 1 классе  прошло на примере экологической игры "Крестики-нолики"...