«Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности»
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности.   По итогам вебинара вы получите знание: 
- об опыте проведения интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр;
- о функциях и структуре игр;
- об этапах и условиях организации игр;
- о формируемых личностных результатах посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр.
  На вебинаре будет представлен опыт организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. Освоение данного опыта и знаний позволит педагогу создать условия для формирования личностных результатов в рамках внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности. Формируем личностные результаты через игру.

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы будем говорить обинтеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных играх во внеурочной деятельности, о формировании личностных результатов через игру.

Для каждого здравомыслящего педагога очевидно, что результатом образования является не только и не столько получение знаний, но познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения впервые чётко прописаны требования к личностным результатам.

Стандарт устанавливает требования к личностнымрезультатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установкиобучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Слайд 2. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, вот так называемый "портрет выпускника начальной школы

 Слайд 3.

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
  • высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Слайд 4. Личностные результаты предполагают:

1)  формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за  свою Родину,  российский  народ  и  историю  России,  осознание  своей  этнической  и  национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Слайд 5. 2)  формирование  целостного,  социально  ориентированного  взгляда  на  мир  в  его  органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Слайд 6. 3)  формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре  других народов;

Слайд 7. 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Слайд 8. 5)  принятие  и  освоение  социальной  роли  обучающегося,  развитие  мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Слайд 9. 6)  развитие  самостоятельности  и  личной  ответственности  за  свои  поступки,  в  том  числе  в информационной  деятельности,  на  основе  представлений  о  нравственных  нормах,  социальной справедливости и свободе;

Слайд 10. 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Слайд 11. 8)  развитие  этических  чувств,  доброжелательности  и  эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Слайд 12. 9)  развитие  навыков  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками  в  разных  социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Слайд 13. 10)  формирование  установки  на  безопасный,  здоровый  образ  жизни,  наличие  мотивации  к творческому  труду,  работе  на  результат,  бережному  отношению  к  материальным  и  духовным ценностям.

 Формирование всех вышеперечисленных личностных качеств – задача комплексная, растянутая во времени, и, на наш взгляд, лучше всего решаемая во внеурочной деятельности, в частности через игру.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно - урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основная цель такой деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Она является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и чёткости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы.

И тут на помощь приходит игра, именно она привсей своей кажущейся лёгкости и беззаботности, требует максимальной отдачи, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряжённым трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребёнку истинное удовлетворение и развивает его личность.

Слайд 14. Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят.  

В детском возрасте игра – это норма и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело.  В игре испытываются возможности, просыпаются дремавшие до поры силы, способности получают мощный стимул к развитию. Игра, органически присущая детскому возрасту, при умелом руководстве со стороны взрослого способна творить чудеса. Ленивого может сделать трудолюбивым, незнайку знающим, неумелого – умельцем. Помогает включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным и скучным.

Слайд 15. В ходе игры происходит настрой всех психофизиологических функций, обеспечивающих успешное выполнение этой деятельности. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда надо просто запомнить.

Ребёнок, мало играющий, теряет в своём развитии, так как в игре, по выражению Льва Семёновича Выготского, «ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя». По мнению Василия Васильевича Давыдова, самое интенсивное развитие происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям, к себе.

Слайд 16. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.

Самая главная задача - наметить образовательный маршрут для своего подопечного -лежит на плечах учителя. Именно от рациональных действий учителя зависит выявление способностей младшего школьника и организация условий построения вектора дальнейшего всестороннего его развития.

   Слайд 17.      Несомненно, игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Слайд 18. Нами было проведено анкетирование как среди детей, так и среди родителей. Цель анкетирования была выявить, какое место в жизни наших учеников занимает игра.  Что интересно… абсолютное большинство и родителей, и детей заявило о том, что игра занимает в жизни младших школьников важное место. В свободное время учащиеся младших классов любят поиграть, в приоритете, конечно, компьютерные игры, но, что отрадно, и не может не радовать, что и подвижные игры у ребят популярны. Третье место по популярности – настольные игры.

  Слайд 19.    Согласно анкетированию, наглядно видно, что когда младшие школьники собираются вместе в свободное время, то подвижные игры занимают в их деятельности не последнее место. Школьники отметили, что с родителями играют в основном в настольные игры.  Большинство родителей сказали, что редко играют с детьми в какие-либо игры, хотя осознают важность игр в развитии ребёнка.

Слайд 20.  По итогам анкетирования мы пришли к следующим выводам:

- игра занимает в жизни младших школьников важное место, более того, она для них интересна, а значит игра – прекрасная форма организации образовательной жизни младших школьников;

- для младших школьников интересны коллективные подвижные игры, значит надо их использовать чаще, но с целью расширения образовательного поля программного материала надо добавить в них дидактический компонент;

- родители хоть и не часто, но играют со своими детьми, а главное признают важность игр для развития ребёнка, надо организовывать совместные с родителями игры, так как формирование личностных результатов процесс не сиюминутный, сложный и родители в этом деле первые помощники.

          Итак, игра может быть включена в любой вид деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра - не только развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Слайд 21. Игра - это средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

В литературе игра рассматривается как:

1. Особое отношение личности к окружающему миру.

2. Особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная реальность.

3. Социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности.

4. Деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребёнка.

 Мы будем рассматривать игру как социально-педагогическую форму организации детской жизни.

По мнению Сталя Анатольевича Шмакова, игра выполняет множество важных функции. Вот некоторые из них:

 Слайд 22.Функция социализации. Игра – есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

Слайд 23. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку “игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны”.

Слайд 24. Функция самореализации ребенка в игре как “полигоне человеческой практики”. Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостатки опыта.

 Слайд 25. Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

Кроме функций любая игра имеет свою структуру. (Повторимся, что в младшем школьном возрасте игры качественно меняются, они приобретают зачастую познавательный характер, расширяя рамки ведущего вида деятельности - учения.) Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается игровыми действиями.

Обязательными компонентами игры являются: правила, игровой замысел, компонент и результат.

Слайд 26.Таким образом, обязательными структурными элементами игры являются:

1.Дидактическая задача.

2.Игровые действия.

3.Правила.

4.Игровой замысел.

5.Оборудование.

6.Результат.

Слайд 27.Игровой замысел – первый структурный компонент – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет участникам определённые требования в отношении знаний. Например, историческая эстафета «Гордимся подвигами предков», чётко определяет замысел – боевые сражения и великие полководцы; или интеллектуальный турнир «Весёлая кисточка» - очевидно, что речь пойдёт о премудростях изобразительного искусства и, если позволяет уровень участников, о художественной культуре, о художниках.

Слайд 28.Дидактическая задача – является следующим структурным компонентом дидактической игры. Для выбора игры необходимо знать уровень подготовленности школьников, т.к. в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания и представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами этой игры.

     В каждой игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать трафаретных фраз. Надо поставить конкретную реальную задачу или задачи, которые решаются непосредственно в этой игре.

То есть,обе вышеназванные игры, эстафета «Гордимся подвигами предков» и интеллектуальный турнир «Весёлая кисточка», они предполагают формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своюРодину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, но каждая в своём контексте первая игра - через раскрытие историипобед России, а вторая – путём освещения художественной культуры разных регионов России. Очевидно, что каждая игра будет иметь свою конкретную дидактическую задачу.

Слайд 29. Существенной стороной игры являются игровые действия.  Игровые действия составляют основу игры – без них она невозможна. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия.

Слайд 30.Каждая игра имеет свои правила.Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Чёткая регламентация правил в коллективных играх способствует формированию таких личностных результатов как, развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование уважительного отношения к иному мнению.

Слайд 31.Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать, делать игру занимательной, напряженной.Они определяются задачей и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и учителем. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих, т.е. формируется такой личностный результат, как овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Слайд 32. Игра имеет определенный результат, который является финалом игры и придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение.

 Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Все структурные элементы игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, её эффективность, приводит к желаемому результату.

Основой игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

         Слайд 33.   Ребенку надо помочь усвоить ряд структурных этапов игры: нахождение ее замысла; построение вариантов сюжета; выявление ролей, их распределение и интерпретация; нахождение путей реализации замысла и содержания игры; поиск или подготовка игрового материала, атрибутов; собственно игровое творчество; использование комбинации при выполнении игровых действий, проявление игровых и реальных отношений; контроль за выполнением правил, самооценка и оценка найденного сюжета, игровых действий, путей решения игровых задач.

          Слайд 34.  Существуют различные классификации игр, мы сегодня остановимся на интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных играх, именно их мы чаще всего используем в организации внеурочной деятельности наших младших школьников. Основная масса проводимых нами игр имеет коллективный характер. Так как в коллективных играх формируются нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания, эмоции. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Такие игры учат совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой, воспитывают в детях определенную организованность. 

     Слайд 35.    Итак, первая группа игр - интеллектуально-познавательные игры, именно они помогают разнообразить жизнь школьников, вызывают интерес к познавательному общению, удовлетворяют потребность учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Это такие всем известные игры как «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», также различного рода предметные викторины и конкурсы. Проводимые, наверное, не только у нас в школе, но есть у нас и свои изюминки… Так в школе проводится интеллектуальная-познавательная игра «Святые земли Русской»,цель которой - формирование у учащихся ценностного отношения к православной культуре, приобщение к духовному и культурному наследию предков; ещё одна любимая детьми игра «Пёстрый глобус», в ходе которой младшие школьники знакомятся с культурой народов России, показывают свои знания о народных традициях, праздниках.

В процессе таких игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Отличительной особенностью этих игр является возможность вовлечения каждого учащегося в активную работу. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Ведь игры только тогда дают результат, когда учащиеся играют с удовольствием. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

Интеллектуально-познавательная игра предусматривает соревнование участников в эрудиции и интеллекте. Ключевыми особенностями интеллектуально-познавательной игры

являются наличие специальных вопросов, на которые следует отвечать соревнующимся, и игрового сюжета, игровой интриги.

      Структура организации интеллектуально-познавательной игры включает ведущего (группы ведущих), соревнующихся (участников игры или команды), эксперта (экспертную группу), зрителей. В зависимости от сюжета игры ведущие, соревнующиеся, эксперты и зрители могут называться по-разному, но их функции в игровом взаимодействии сильно изменяться не будут. Интеллектуально-познавательные игры чаще всего проходят как представления, т. е. организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т. п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей (даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями).

Слайд 36. Интеллектуально-познавательные игры решают ряд важных образовательных задач таких как:

  • развитие творческих способностей детей;

Слайд 37. развитие любознательности и познавательного интереса;

  • Слайд 38.развитие художественно-эстетического вкуса;
  • Слайд 39. развитие умения применять на практике полученные знания;
  • Слайд 40.воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности;
  • Слайд 41. развитие коммуникационных способностей;
  • Слайд 42.формирование навыков исследовательской и проектной деятельности.

Слайд 43.Подготовка и проведение интеллектуально-познавательной игры требует большого мастерства от учителя. Необходимо доступно изложить её сюжет, распределить роли, поставить познавательную задачу, подготовить оборудование, сделать необходимые записи.

Участие каждого ученика в игре обязательно. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность. Чтобы не нарушать впечатление от игры, ошибки анализируются после ее завершения.

Игры активизируют, заинтересовывают детей. Отработка умения решать задачи идет в живой, увлекательной, захватывающей, интересной для них форме. Интерес к работе над сложными задачами делает школьников по-настоящему творческими личностями, дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

С точки зрения педагогики, интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом, особенно когда они организуются как система. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний.

Слайд 44. Момент соревновательности позволяет ученику оценить свои возможности, а в случае победы — утвердиться в глазах сверстников. Командное участие в игре обеспечивает развитие у детей коллективной мыследеятельности, совместного поиска решения проблемы.

  Для того чтобы интеллектуально-познавательная игра прошла удачно, необходимо помнить некоторые особенности ее проведения:

1. Игра должна приносить удовольствие. Каждый успех учащегося — это его достижение.

2. Нельзя заставлять играть, лучше — заинтересовать.

3. Нельзя обижать ребенка в игре.

4. Интеллектуально-познавательные игры требуют от учащихся интеллектуального напряжения. Необходимо набраться терпения и не подсказывать ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. К это надо приучить и весь детский коллектив. Надо дать возможность думать и делать все самому, и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со всё более и более трудными заданиями, ребенок развивает такие свои мыслительные операции, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

5. Перед тем, как предложить учащимся интеллектуальные задания, обязательно надо выполнить их самим. Педагог должен знать ответы на все вопросы и задания игры.

6. Целесообразно составлять интеллектуальные игры таким образом, чтобы начальные задания были более простыми, т. к. успех в начале игры — обязательное условие.

7. Обязательным является соблюдение учащимися правилигры. Условия проведения и правила игры должны быть четкими и понятными.

9. Характер деятельности всех учащихся должен быть продуман до мелочей.

10. Игра не должна быть скучной и надоедливой.

 11. Она должна соответствовать возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития учащихся.

12.В конце игры должен быть подведен итог.

 Вторая группа игр, широко используемая нами во внеурочной деятельности, это интеллектуально-подвижные игры.Интеллектуально-подвижные игры – это сознательная инициативная деятельность, направленная на развитие физических качеств и решение задач познавательного характера.      

Слайд 45. Интеллектуально-подвижные игры не только развивают ребенка физически, но и обогащают его речь, мышление, воображение, побуждают к творчеству и самостоятельности, именно в них при сжигании неуёмной двигательной энергии младших школьников, происходит трансформация в энергию самопроявления, самораскрепощения, саморазвития.

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, - все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Такие игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным средством физического воспитания, развития движений детей.

Разнообразные двигательные операции в подвижной игре выполняются в наиболее естественной форме, тесно связаны с эмоциональными проявлениями детей. Благодаря этому совершенствуются выразительность движений, ловкость, смелость. Воспитательное значение подвижных игр не ограничивается их воздействием на физические качества ребенка. Они развивают также быстроту реакций, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованность.

Слайд 46. Большинство подвижных игр рассчитано на участие группы детей. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются договариваться, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникшие конфликты.

Для интеллектуально-подвижных игр характерны все признаки игры вообще и игры с правилами в частности. В структуре подвижной игры также можно выделить игровую задачу и игровые действия. Игровые действия состоят из разнообразных движений, доступных детям, игровая задача в большинстве случаев носит познавательный характер. Правила игры предусматривают организацию детей и их взаимоотношения, определяют обязанности играющих, порядок выполнения движений.

Несмотря на то, что в основе подвижной игрылежат двигательные действия участников с предметами или без них, сюжет и правила подвижной игры регламентируются дидактической составляющей. Интеллектуально-подвижные игры обычно характеризуются образностью, даже символичностью действий, физической мобилизацией участников,раскрепощённостью, непринуждённостью поведения участников игры, зависимостью успеха от избирательности участника игры в способах решения игровой задачи и физической подготовленности, динамичностью игровой ситуации, распределением среди участников игровых ролей, зависящих от сюжета игры и ориентированных на выполнение определённых функций в игровом взаимодействии.

    Слайд 47.Важно при организации соблюсти логику этапов подготовки и проведения.

  Первый этап – это подготовка к игре, или правильнее сказать мотивационный этап. Поэтому задачей первого этапа становится формирование положительной мотивации для участия в игре. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего события, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Для того, чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержательной составляющей игры важно смоделировать ситуацию творческого поиска: «мозговой штурм», «разведка интересных дел» или что-то подобное – фантазия детей неисчерпаема. Главное сформировать положительную мотивацию.

           Слайд 48. Второй важный этап – это коллективное планирование, здесь необходимо совместное планирование, определение цели, поиск способов и форм достижения поставленных задач. На этом этапе целесообразно провести обсуждение с детьми содержание игры. Все предложения детей рассматриваются. На этом этапе важно узнать мнение детей, каким они видят будущее мероприятие, что они могут сделать, чтобы дело было запоминающимся и полезным.

Важно стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подвести их к самостоятельному решению того, как лучше организовать игру, определить последовательность действий и распределить роли с учетом желания и возможностей каждого.

Слайд 49.Третьим этапом, пожалуй, одним из важнейших, является подготовка. На этом этапе появляется сценарий, прорабатываются детально игровые действия, правила, регламент. Учитель в свою очередь чётко продумывает игровые задачи, просчитывает возможные варианты решений в ходе игры. В коллективном взаимодействии важно распределить роли между участниками в предстоящей деятельности. Кто будет участником, каков принцип деления на группы, команды, кто будет экспертом, жюри, кто ведущим, а кто – зрителем, но зрителем активным. Надо сказать, что в подобного рода мероприятиях не должно быть просто зрителей в привычном понимании слова. В таком случае игра будет для такого «зрителя» пустым препровождением времени. Зрители должны быть активными помощниками либо игроков, то есть и от них зависит, как команды справятся с заданием; либо помощниками экспертов, помогая работе по оцениванию результатов, регламента, правил игры; либо зрители – это активные помощники ведущих, помогающие творческими номерами представить следующий игровой этап, погрузить в атмосферу игрового содержания, в конце концов, заполнить игровую паузу.

         Слайд 50. На этом этапе педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Четвёртый самый, наверное, захватывающий этап – это проведение игры, где организуется проведение самой игры, фиксируются следствия игровых действий, разъясняют непонятные и спорные моменты и прочее. Важно учителю помнить, что действия участников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации, и в них особенно чётко проявляются положительные качества детей, а также их слабости. По ходу мероприятия педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.

        Слайд 51. Следующий этап, заключительный, - обсуждение игры.   Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика событий игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу трудностей, идей, которые приходили в голову, побуждает детей к анализу проведенной игры.Причём важно обсудить не итог игры, а результат, процесс, причины побед и неудач. При анализе необходимо акцентировать внимание на вклад каждого участника в организацию игры. На этом этапе важно осуществить планирование на будущее по итогам события. Особенно значимо для детей, когда успешность совместной деятельности оценивается не только самими детьми, но родителями и другими значимыми для детей людьми.

При подготовке игры в работе с младшими школьниками надо помнить о возрастных особенностях. Учет психолого-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста в организации игровой деятельности имеет большое значение.Младшие школьники любят яркий сюжет с конкретными игровыми действиями, игру – непродолжительную по времени и с небольшим количеством участников. Хотя в основе большинства игр – самостоятельная деятельность детей, тем не менее надо, поддержав их интерес к игре, вовлекать в процесс игровой деятельности.

Слайд 52.Игра должна быть методически грамотно организована. Если с игрой справляются не все дети: задания выполняют одни и те же, а другие лишь свидетели результата, значит, игра методически неверно организована. Для того, чтобы этого не случилось, необходимо:

а) задания разнообразить по степени сложности, чтобы каждый младший школьник мог проявить свои способности;

б) давать достаточно времени для размышления, не спешить с ответом, не подгонять детей, заранее оговорив регламент в правилах;

в) четко и ясно обосновывать ответы, чтобы всем было понятно;

г) очень хорош вариант участия детей в игре парами, группами, где им легче выстроить логику рассуждения, поделить радость успеха на всех – важно не только развитие интеллекта, но и нравственное начало в любой из игр;

д) проведение игр должно носить систематический, логически выстроенный характер, только тогда можно будет говорить о планомерном и целенаправленном формировании личностных результатов.

     Выделяются три уровня воспитательных результатов:

  • Слайд 53.первый уровень результатов- приобретение обучающимся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и социальной жизни;
  • Слайд 54.второй уровень результатов- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • Слайд 55. третий уровень- получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, в котором он становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Слайд 56. Для достижения результатов первого уровня необходимо организовать взаимодействие учащихся с носителем положительного социального опыта, при этом большую роль играет взаимодействие с педагогом, с родителями, со старшеклассниками. Каждый ребёнок должен найти своё место в социуме и применение различного рода игр во внеурочной деятельности, должно помочь ему в этом: подготовить к жизненному и личностному самоопределению.

На этом этапе формирование личностных результатов важно не только организовать комфортное общение с учителем или учителями, со старшеклассниками, но и создать условия для вовлечения родителей в процесс формирования личностных результатов, посредством участия в совместных коллективных интеллектуально-подвижных и интеллектуально-познавательных играх. В подобных мероприятиях ребёнок впитывает жизненный опыт и, опираясь на него, выстраивать свой жизненный путь. Я хочу, я могу, я буду, я умею… Малыш уже в начальной школе учится определять границы знания и незнания, успеха и неуспеха.

Для достижения результатов второго уровня важно иметь возможность позитивного эмоционального переживания в дружественной детской среде. Уже в младшем возрасте мы готовим детей к восприятию жизни через познание самого себя. И если ребёнок находит своё место в классе, в обществе друзей, свою значимость в школе, то он сможет реализовать себя как личность.На данном этапе важно воздействовать не «правильными словами», а включением в «дела»; через право на свободу выбора, стоит идти при организации игр не от взрослых установок, а от вопросов и интересов детей, важно продумывать правила, игровые действия, чтобы чётко прослеживались взаимоуважение личности, группы и раскрытие самооценки личности каждого ребёнка.

Для достижения результатов третьего уровня надо дать возможность получения опыта самостоятельного общественного действия в окружающем социуме. Необходиморазвивать инициативу и самостоятельность детей при подготовке и проведении игр.

Слайд 57. По мнению Ушинского, особый интерес ребенка к игре, глубина воздействия ее на ребенка связаны с самостоятельностью ребенка: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее: а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание…»Важно, когда дети сами выстраивают ход игры, придумывают сюжет, правила, которые выступают своего рода механизмом саморегуляции поведения детей, тем более, когда они разработаны самими детьми.  Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре - распределить роли, подготовить игровую обстановку, а на более поздних этапах определиться с целями и выводами.

Современное российское общество нуждается в активной и инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Данная задача может решаться и во внеурочной деятельности при систематическом и планомерном использовании интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр, как форм,позволяющих организовать уникальное творческое взаимодействие, создающих оптимальные условия для интенсивного развития личности.

Слайд 58. Великий гений современности – Альберт Энштейн сказал: «Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью». А для младших школьников самый эффективный труд и самая плодотворная деятельность – это игра.
Таким образом, формирование и достижение личностных результатов – задача и ответственность образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности. Личностные результаты являются ведущими, поскольку делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения различного рода задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями.

Слайд 59. Если у вас возникли вопросы, мы с удовольствием на них ответим. Спасибо за внимание.

Как ветер помогает человеку?

#1

Ветер представляет из себя перемещение воздушных масс из области высокого в область низкого атмосферного давления. Значение ветра в нашей жизни трудно недооценить. Вам понадобится просто вспомнить что: При отсутствии перемещения воздушных масс, испаряющаяся с водных поверхностей под действием солнца вода, так бы и висела над водоемами в виде туч и облаков. Соответственно, ветер выполняет самую важную роль в круговороте воды в природе, тем самым поддерживая жизнь на земле.

#2

Перемешивая воздушные области и слои, ветер участвует в формировании однородного состава атмосферы на планете. Не секрет, что джунгли Амазонки называют «легкими планеты», поскольку там растениями вырабатывается основная часть кислорода атмосферы. Если бы ветер не выполнял функцию перемешивания, получились бы области с разным содержанием кислорода. В Амазонии был бы его переизбыток, а где-нибудь в Сибири было бы кислородное голодание. Скорее всего, это привело бы к тому, что жизнь на Земле пошла бы совершенно другими путями: другие растения, другие формы животного мира. Таким же образом, перемешивая воздух, ветер выравнивает состав воздуха в крупных городах, относя от них смог, дым и пыль, что значительно уменьшает влияние всевозможных патогенных факторов на жизнь человека.

#3

Чтобы понять, как ветер помогает человеку, достаточно вспомнить, что сила ветра издревле используется человеком. Надувая паруса кораблей, ветер играл очень важную роль в изучении и освоении нашей планеты. Для использования силы ветра люди строили ветряные мельницы, чтобы перемалывать семена злаковых растений, далее употреблявшихся в пищу.

#4

В настоящее время сила ветра используется через промежуточное преобразование ее в механическую энергию, для выработки электроэнергии. В труднодоступных районах, где отсутствуют линии электропередач, используются ветряные двигатели. Например, полярники для получения света и тепла используют именно силу ветра. Также ветер используется в авиации. Известно, что для создания дополнительной подъемной силы самолеты всегда взлетают против ветра. Также, используя попутный ветер, авиация экономит значительное количество топлива.

#5

Важным фактором эрозии поверхности является именно ветер. При его помощи скальные породы планеты преобразуются в осадочные породы. Везде, где сейчас лежит песок, раньше были только горы. Формируя поверхность планеты, именно ветер привел ее к современному виду.

#6

Отмечая, как ветер влияет на человека, следует вспомнить его главную роль в переносе на расстояния семян растений. Также, огромна роль ветра, как помощника в оплодотворении растений пыльцой. Принимая самое активное участие в жизни растений, ветер является главным фактором в жизни флоры планеты, которая является основным поставщиком энергии и строительных материалов. Трудно недооценить эстетическое значение ветра. Приятно ощущать в знойный летний день легкое освежающее прикосновение ветерка.

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и способы их отслеживания»

Педагогическое  исследование  направлено  на   формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, создание...

Формирование личностных результатов в организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС (1-4 классы)

Материал представляет собой цикл разработанных методических рекомендаций для проведения занятий по формированию у учащихся коммуникативных навыков,  представлений о дружбе и взаимопомощи, особенн...

Доклад на тему "Формирование личностных результатов школьников через проектную деятельность".

В данной школе где я работаю ежегодно проходят публичная защита проектных работ. Что для этого мы делаем, я постаралась представить в соей работе....

"Формирование личностных результатов младших школьников в соответствии с ФГОС НОО"

Статья расскажет о формировании личностных результатов младших школьников в соответствии с ФГОС НОО, об опыте сетевого взаимодействия образовательных учреждений города Курска....

ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.

ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...