План конспект урока "Четыре царства живой природы".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Приводится план конспект урока окружающего мира в 3 классе, форма урока - урок-путешествие 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа. УМК «Планета знаний».

Предмет. Окружающий мир.

Класс: 3

Тема урока. Четыре царства живой природы.

Цель: Формирование образовательный компетенций ( информационных, креативных, рефлексивных) в предметной области «Окружающий мир» по теме «Царства живой природы».

Учебные задачи.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. дать первоначальные знания о представителях царств «Грибы» и «Бактерии»;
  2. совершенствовать умения устанавливать и объяснять взаимосвязи в живой природе между представителями разных «царств».
  3. развивать умение классифицировать объекты живой природы, приводить примеры представителей каждого царства;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование любви к родной природе, родному краю;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи;

- формирование умений работать с новой информацией;

- овладение операциями мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация (познавательные УУД);

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД);

- формирование умений слышать, слушать, ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее, распределять роли в группе,         выполнять соответствующие функции;

- формирование умений работать в подготовительной информационно-образовательной среде (личностные УУД).

Тип урока. Урок ознакомления с новыми знаниями и умениями.

 Форма проведения урока. Урок-путешествие.

Используемые технологии: технология деятельностного метода, , ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки).

 Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.  

Оборудование:

1.Мультимедийная презентация ; компьютер, телевизор.

2.Видеозапись динамической паузы.

3.У каждого ребёнка набор карточек: грибы съедобные и несъедобные; схема для графического диктанта; цветок; информационная карта

5.Учебник . Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 3 класс. 1ч.- М.: Астрель, 2013


                                                                                   Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный

    момент.

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поэтому, урок хочу начать такими словами:

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

-Любите ли вы путешествовать? Мы будем не просто путешествовать, а наблюдать, делать выводы , исследовать.

- Вы готовы к такой работе? Тогда угадайте, куда мы отправимся путешествовать.

Приветствуют гостей.

Настраиваются на работу.

Саморегуляция

II. Актуализация  

     мыслительной

     деятельности    

          Слайд №1  

            Слайд №2

            Слайд №3    

-Отгадайте загадку:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы , воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

               Это все вокруг …(природа)

- А что такое природа?

- Какая бывает природа?

Дети отгадывают загадку.

Ответы детей.                          

Природа- всё, что окружает человека. Природа делится на живую и неживую.

Структурирование знаний

III. Определение                        

       темы урока и

       учебных задач

- Сегодня мы с вами отправляемся в мир Живой природы. Этот мир на столько велик, что учёные разделили его на несколько  «царств».

-Определите тему нашего урока.

(На доске открывается карточка с надписью « Царства живой природы»)

- Давайте наметим задачи, которые мы должны будем решить отправимся во время путешествия?

Высказывают предположения.

Царства живой природы.

  • Узнать:
  • Сколько царств в живой природе и как они называются.
  • Кто населяет эти царства?

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

IV. Открытие новых

       знаний.

        Слайд №4

1.Повторение.

2.Знакомство с            

   «царством»

    растений.

           Слайд №5        

           Слайд №6

       

         Слайд № 7

3.Знакомство с

    «царством»

    животных.

              Слайд № 8

                 Слайд №9

                 Слайд №10

-Отправляясь в путешествие по миру живой природы, мы должны выбрать верное средство для передвижения. (Автобус и туристическое снаряжение)

-Объясните свой выбор.

-Чтобы не ошибиться в определении «царств» живой природы, вспомните признаки , которые присуще только живым организмам.

(Вывешиваются карточки с названиями признаков)

-Начнем наше исследование. Давайте узнаем, как называется первое царство. Для этого вам сначала необходимо  разгадать ребус.

-Конечно, это лес.

-Может быть кто-то уже догадался, как называется первое «царство» живой природы? Почему вы так думаете?

-Молодцы! Итак, первое «царство» живой природы- растения.

(Дополняется таблица на доске – царство «Растения»)

- Какие растения леса вы знаете?

- На какие группы они делятся?

-По каким признакам их объединили в одно «царство»? Как называется наука, изучающая растения. Обсудите в группах.

-Растения имеют, в общей массе, одинаковое строение. Только растения  умеют усваивать лучи света, перерабатывать их и передавать в приемлемом виде животным и человеку. Наука называет этот процесс фотосинтезом.

-Обо всём этом вы узнаете подробно при более полном изучении этого «царства».

- Для знакомства с обитателями следующего «царства», вы должны правильно выполнить графический диктант. Работа будет парной, поэтому вспомните правила работы в парах, а также решите, кто будет диктовать, а кто выполнять. Диктант находиться у вас на партах.

-Кто у вас получился?

-Догадались, как называется второе «царство» живой природы?

(Дополняется таблица на доске – царство «Животные»)

-Какие группы животных по их строению вы знаете?

-По способу питания?

-На какие две группы делятся все группы животных по месту их обитания? В чём их отличие?

-Как называется наука, изучающая животных?

Дети делают свой выбор и дают объяснения, вспоминая правила нахождения человека в живой природе.

Называют признаки живых организмов.

Строение

Дыхание

Питание

Рост

Размножение

Смерть

Разгадывают ребус. Лес.

Высказывания детей. Объяснения .

Ответы детей.

Деревья, кустарники, травы.

Работа в группах.

1уч-к на протяжении урока работает с текстом учебника ч.1 стр.78, ища ответ на вопросы. Ботаника.

Отчёт групп.

Делают выбор и выполняют диктант по предложенной схеме.

1           5          1        1

7           8          3        3

4           3          3        2

1           3          4        1

Слон

Животные

Насекомые, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие.

Растительноядные , хищники, всеядные

Домашние и дикие

1уч-к , пользуясь учебником , даёт название этой науки. Зоология.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Получать информацию, используя схемы.

Выполнять парные задания.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Физминутка

Выполняют движения под музыку.

4.Знакомство с

   «царством»

   грибов.

               Cлайд№11

               Слайд №12

             Слайды №13

              Слайд №14

5.Знакомство с

   «царством»

   бактерий.

             Слайд № 15

           Слайд №16

           Слайд №17

6.Обобщение.

               

              Слайд № 18

- Подберите обобщающее слово.

Опята, мухомор, маслёнок, подберёзовик, бледная поганка, дождевик.

- С каким «царством» начинаем знакомство?

(Дополняется таблица на доске – царство «Грибы»)

- Послушайте сообщения ребят.

-Какие бывают грибы?

- Проверим как вы умеете различать эти  грибы. Сейчас вы будете работать парой. Распределите грибы на две группы. А наши эксперты проверят вашу работу.

- Попробуйте назвать главное свойство этих грибов. Перед уроком провели опыт. Добавили в тёплую воду дрожжи, сахар и поставили в тёплое место.

-Посмотрите, что произошло. Почему?

- Подробно о грибах мы будем говорить на следующих уроках, посвященных изучению  этого «царства».

- Сейчас вам предстоит путешествие в самое

Необычное царство.

( Чтение отрывка стихотворения  «Мойдодыр» и иллюстрация к эпизоду)

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

-Кто написал эту сказку и как она называется?

-Почему все отвернулись и убежали от главного героя?

-Там ,где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – …..бактерии.

- Так как же называется последнее «царство» живой природы?

(Дополняется таблица на доске – царство «Бактерии»)

- Наука, изучающая представителей этого «царства», называется микробиология.

-Вот и познакомились со всеми «царствами» живой природы. Сделайте вывод.

Называют обобщающее слово.

Грибы.

Царство грибов.

Сообщения детей

1ребёнок. Несколько столетий назад грибы приводили ботаников в отчаяние. Их своеобразие заставляли задуматься, к какому царству природы отнести их: к растениям, к животным или… минералам? И после долгих размышлений грибы были выделены в особое царство. Догадайтесь, как называется наука , изучающая грибы, если

«микес» в переводе с греческого- гриб, а «логос»- учение.

Микология.

Съедобные и несъедобные.

Работа в парах. Проверка.

2 ребёнок. Грибной мир очень разнообразен. Оказывается,

плесень-это тоже гриб. Его можно рассмотреть только под микроскопом. Посмотрите как он выглядит.

Дети рассматривают представленный образец.

3 ребёнок. Дрожжи – это тоже грибы. Их тоже можно рассмотреть только под микроскопом. Всего известно около 500 видов дрожжей. Одними из них являются хлебопекарные дрожжи. Эти дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели.

Быстро растут.

4 ученик. Есть и молочный, чайный грибы. При помощи молочного гриба можно сделать вкусный кефир.

К.Чуковский « Мойдодыр».

Ответы детей.

Сообщения детей.

  1. 1 ученик. Бактерии –наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Ученые, установили, что они бывают в 3 формах :круглые, в виде палочек, спиралькой.

2 ученик. Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурте, твороге,. А в природе они выполняют роль «Чистильщиков» или «Санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.

Бактерии.

В природе существуют 4 царства живой природы.

Эти царства хранят много тайн и загадок.

Их изучением занимаются различные науки

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Получение дополнительной информации по изучаемой теме

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Получение дополнительной информации по изучаемой теме

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Получение дополнительной информации по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой.

Анализ, осмысление нового материала.

Физминутка.

-Давайте встанем и немного отдохнем. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули, в сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.

Выполняют движения за учеником.

V.Работа по

    учебнику.

-Откройте учебник на странице 79. Посмотрите на таблицу.

-Что означают стрелки между царствами?

- Прочитайте статью учебника с карандашом. Найти ответы на вопросы:

1.Какие среды обитания населяют живые существа?

2.Чем различаются условия жизни в разных средах?

-Сделайте вывод .

Чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли.

Связь между обитателями разных «царств».

Читают учебник, делая пометки.

Отвечают на вопросы.

Высказывания детей.

Получать информацию, используя схемы.

Воспринимать 

текст с учетом поставленной учебной задачи.

VI.Закрепление

      изученного.

Приём «Верите ли вы…»

- Давайте проверим, что вы запомнили. Если вы согласны с моим высказыванием, то встаёте, если не согласны- сидите на месте.

1.Наука о растениях называется ботаника.

2.Млекопитающие не являются представителями царства животных.

3.Не каждый гриб можно положить в корзину.

4.Бактерии приносят только вред.

5. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ.

Да.

Нет.

Да.

Нет.

Да.

Осуществление текущего контроля по изучению материала.

VII. Рефлексия.

- Какие задачи на урок мы ставили? Выполнили?

- Все ли мы исследовали в этих Царствах?

Прикрепите свои цветочки к тому царству, о котором бы хотели узнать больше.

-Наше путешествие подошло к концу. Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом.

- Вам понравилось наше путешествие? Тогда запишите свои впечатления от урока на карточках.

Предлагает закончить предложения:

Урок помог мне……….

Для меня было сложным………

Мне понравилось……………

Повторяют. Выполнили.

Нет.

Структурирование полученных знаний;

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VIII. Домашнее

          задание.

                Слайд №19

-Задание творческое. Записать по одному вопросу , который вас заинтересовал и на который вы хотели бы получить ответ, при подробном изучении каждого «царства».

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")

Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...

Разработка урока по теме:"Царства живой природы"

Документ содержит материал для презентации, стихи, загадки, мини-доклады с использованием личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий, игровых приемо...

Игра - путешествие "В царстве живой природы"

Эта игра воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение ко всему живому и развивает творческий потенциал....

Урок окружающего мира "Царства Живой природы"

Урок окружающего мира  «Царства живой природы» во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». На уроке дети знакомятся с четырьмя царствами живой природы и их...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".

В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания,  ребята закрепляют полученные знания....

Конспект урока окружающего мира "Царства живой природы"

Данная разработка содержит конспект открытого урока окружающего мира "Царства живой природы". Урок проведён с использованием  кейс-технологии....