Конспект урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые" для 3 класса
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Данный материал включает в себя описание урока по ФГОС.На уроке преобладает групповая работа, учащиеся знакомятся с группами полезных ископаемых и их представителями, со свойствами полезных ископаемых, учатся различать полезные ископаемые Ульяновской области

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.poleznye_iskopaemye.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3  классе

на тему «Полезные ископаемые» (урок – путешествие)

УМК «Перспективная начальная школа»

Цели:

1. Сформировать понятие «полезные ископаемые».

2. Познакомить с  группами полезных ископаемых и их представителями, со свойствами полезных ископаемых.

3. Определить полезные ископаемые Ульяновска и Ульяновской области.

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и систематизировать информацию в таблицу; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.

Предметные: выявить свойства  известняка и его использование человеком; определить полезные ископаемые Ульяновска и Ульяновской области; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов и поиска информации в учебном материале в исследовательскую работу.

Личностные:  формировать бережное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение договариваться, говорить и слушать.

Оборудование: учебник по окружающему миру II часть («Перспективная начальная школа» авт.: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева .Окружающий мир. 3 класс), атлас – определитель «от Земли до неба» авт. А.А. Плешаков, 3 класс, Азбука юного школьника или путешествие по родному краю авт.: С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова, интерактивная доска, джойстики, карточки с заданиями для работы в группах, коллекция полезных ископаемых.

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

  1. Стадия вызова

(постановка темы и формулировка проблемы урока)

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к приобретению нового знания.

(Приветствие)

Здравствуйте ребята, и уважаемые гости!  Мы  начинаем  урок окружающего мира.

- Природа нашей Земли богата и разнообразна. Одни богатства находятся на поверхности, а другие спрятаны глубоко в Земле. Ребята, давайте отгадаем профессию людей, которые занимаются изучением и поиском природных богатств. Для того чтобы узнать, как называется эта профессия, каждой группе дается 1 попытка отгадать букву данной профессии (работа на интерактивной доске).

 Я кручу барабан, первая группа начинает отвечать.

-Молодцы, сегодня на уроке вы становитесь геологами - научными сотрудниками лаборатории по изучению полезных ископаемых, и вы отправляетесь в экспедицию.

- Итак, ребята, как бы вы назвали тему нашего урока?

ТЕМА НАШЕГО УРОКА - ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Постановка проблемы на  уроке:

-Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает, для чего нам нужны полезные ископаемые?

Можно ли без них обойтись?

- Что вы знаете о полезных ископаемых? Что хотели бы узнать?

-Сегодня мы узнаем, что называют полезными ископаемыми, на какие группы они делятся, их основные свойства, и какие полезные ископаемые распространены в Ульяновской области.

Отгадывают зашифрованное слово - геологи

Ответы

Ответы

Умение сопоставлять, выявлять сходства и различия,

полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

  1. Изучение нового материала

Актуализация знаний. Фронтальная беседа.

- Из чего строят дома, школы, заводы?

- А из чего делают автомобили, самолёты?

Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий.

Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?

-Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?

- А почему их называют полезными?

Усвоение новых знаний

- Молодцы, а теперь найдите в учебнике определение полезных ископаемых? Группа, которая заканчивает первая – поднимает руку.

- Наша страна богата полезными ископаемыми. Они бывают твердые, жидкие, газообразные. Скопление полезных ископаемых называется месторождением. Это место, где залегают полезные ископаемые. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

- Какие твердые полезные ископаемые вы знаете?

- Какие жидкие полезные ископаемые вы знаете?

- Какие газообразные полезные ископаемые вы знаете?

- Молодцы, но еще все полезные ископаемые делятся на 3 группы: горючие, рудные (металлические), строительные (нерудные).

Групповая работа

- Ребята, у вас на столах лежат учебники, и карточки с заданием: 1 и 2 группы геологов изучают и рассказывают нам  о группе рудных полезных ископаемых

3 группа изучает строительные полезные ископаемые

4 группа геологов изучает горючие полезные ископаемые.

Прежде, чем начать работу договоритесь, кто будет бригадиром – человеком, который сообщит всю найденную информацию. Приступаем, вам дается 5 минут.

1 группа.

1. Что называют рудными полезными ископаемыми (дать определение)

2. Что содержит в себе руда? Виды металлов и предметы, которые можно из них изготовить.

2 группа:

1. Из чего изготавливают изделия и почему? (дать определение сплава)

2. Какие свойства драгоценных металлов привлекательны для ювелиров?

3 группа

1. Что называют строительными полезными ископаемыми (дать определение)

2.Привести примеры строительных полезных ископаемых.

4 группа:

1. Что называют горючими полезными ископаемыми (дать определение)

2. Привести примеры искусственных материалов, которые человек научился создавать из горючих полезных ископаемых.

Физкультминутка

             Работа в группах. Первичное закрепление новых знаний

- А сейчас мы продолжим работу в группах, каждая группа выполняет свое задание.

1 группа

Изучает и рассказывает нам о полезных ископаемых, которые распространены в Ульяновской области, пользуясь Азбукой юного школьника, которая лежит у вас на столах, так же 2 человека подготовили сообщения о полезных ископаемых вы тоже рассказываете. План ответа тоже лежит у вас.

План рассказа.

1. Перечислить полезные ископаемые Ульяновской области.

2. Рассказать о каждом из них по плану:

1) название, история происхождения названия (если она есть)

2) цвет ископаемого

4) состав

4) где применяется

2 группа

В вашу лабораторию принесли образец полезного ископаемого, вы должны: рассмотреть, определить, как оно называется, изучить и перечислить его свойства, найти в атласе каким знаком оно обозначается. Поможет вам в этом карточка - инструкция, учебник, атлас – определитель «от неба до Земли». Все исследования вам надо записать в журнал (специальные листочки на столах) и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

И начинать свой рассказ будете со слов «Мы геологи только, что вернулись с экспедиции, исследовав полезное ископаемое …

(изучают свойства известняка)

Карточка (для каждой группы)

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое

3. Прочное или хрупкое

4. Определить цвет, прозрачность.

5. К какой группе ископаемых относится? (горючие, рудные, строительные)

6. Каким знаком отмечен на карте.

7. Где можно использовать, применить.

Таблица

Название полезного ископаемого

Цвет

Свойства

К какой группе полезных ископаемых относится

Знак, которым отмечен на карте

Использование

 

3 группа

У вас на столах лежат 8 полезных ископаемых, 2 из которых не подписаны, ваша задача определить неподписанные полезные ископаемые и разделить все ископаемые на 3 группы рудные, строительные, горючие.

Рудные – медный колчедан, красный железняк, магнитный железняк,

Строительные – мрамор, гранит, кварц (не подписан)

Горючие – каменный уголь, торф (не подписан)

4 группа

К вам принесли текст о полезных ископаемых, но этот текст написан не полностью, в нем пропущены слова и словосочетания, вы вставляете пропущенные слова и зачитываете полученный материал. Информацию ищете в учебнике окружающего мира.

Текст

Горные породы и минералы, которые ............ использует для своих ...... нужд называют ..... Большинство из них -  ..., это торф, ...,. .., ...,. .., и другие. Есть еще и .... полезные ископаемые - ...минеральная вода, и газообразные - ....

Основным топливом для фабрик, заводов и жилых домов являются ...,...,... бензин, керосин, дизельное топливо – это ... переработки...

Они выделяют... ... тепла при  сгорании, чем каменный уголь. Из каменного угля, нефти и природного газа человек научился создавать   ... материалы.

 Рудные полезные ископаемые содержат различные  ... Из руд черных металлов выплавляют: железо,  .. ,  ... Из руд ... металлов – алюминий, цинк, свинец, ...

Современная жизнь людей .... без полезных ископаемых, так как они .... нашей страны.

- Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаем руку.

 (песок, цемент, кирпич и т.д.)

(чугун, сталь, медь и т.д.)

(горючее)

От слова ископать, то есть добыть из недр земли.

Они приносят пользу человеку

Работают с учебником

Торф, песок, каменный уголь, гранит и др.

Нефть, минеральная вода

Природный газ

Ищут необходимый материал

Работают в группах, добывают новые знания

Умение анализировать информацию,

применять полученные знания на практике.

  1. Этап закрепления

Закрепить  полученные знания,

развитие умения решать учебно-познавательные задачи

 - А теперь посмотрим, как вы поняли изученный материал, возьмите джойстики, приведите их в рабочее состояние и ответьте на вопросы.

1.Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

                                         в) уголь, соль

2.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

   в) известняк, газ

3. В Ульяновской области распространены следующие полезные ископаемые:

                                      А) торф, известняк, нефть

                                       Б) мел, глина,

                                      В)

4.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

                                                       а) строители

                                                       б) геологи

                                                       в) шахтёры

5. На какие группы делят все полезные ископаемые?

                                   а) рудные, строительные, горючие

                                   б) рудные, нестроительные, горючие

                                   в)горючие, минералы, рудные

- Молодцы, сегодня мы изучали полезные ископаемые, скажите, что будет, если они исчезнут с Земли?

- Полезные ископаемые – это клад Земли. Потому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. (слайд)

- Какая проблема объединяет все эти картинки?

-Какой вывод вы можете сделать?

Отвечают с помощью  джойстиков

Жизнь людей прекратится

Исчезновение полезных ископаемых по вине людей

Бережно к ним относится

Систематизирование знаний по полезным ископаемым. Способность к саморефлексии, саморазвитию, мотивация к познанию

  1. Рефлексия.

Организовать понимание ценностного отношения совершённой деятельности.

- Что вам запомнилось сегодня на уроке?

- Какое из заданий понравилось выполнять больше всего?

 - А теперь я попрошу вас проанализировать свою работу на уроке. Возьмите джойстики, приведите их в рабочее состояние и ответьте на вопрос.

- Как вы можете оценить свою работу на уроке:

1. Я работал без ошибок.

2. Были ошибки в работе, но я все понял.

3. Остались вопросы к учителю.

(На данном этапе учитель анализирует кто из учащихся справился с заданиями, а  кому нужна помощь? Для того, чтобы на следующем занятии можно было провести работу по коррекции  допущенных  ошибок.)

Наш урок подошёл к концу. Домашнее задание: 1. Прочитать  стр.16-21 в учебнике, 2. Подготовить доклад о полезном ископаемом (любом) по на ваше усмотрение. Спасибо за внимание.

Дети отвечают с помощью джойстиков.

Способность к саморефлексии, саморазвитию, мотивация к познанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

  Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"

Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе по системе Л.В. Занкова на тему:"Мышцы человека.Их движение"...