Как громкость звука меняется с расстоянием
план-конспект занятия по окружающему миру ( класс) на тему

Котова Ольга Владимировна

Лабораторная работа

(с использованием модульной системы экспериментов  PROLog)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_gromkost_zvuka_menyaetsya_s_rasstoyaniem.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Как громкость звука меняется с расстоянием

Лабораторная работа

(с использованием модульной системы экспериментов  PROLog)

I. Прочитайте текст.

В былине Илья Муромец поехал ко граду Киеву дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей разбойник ровно тридцать лет, не пропускал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом разбойничьим. Выехал Илья Муромец в чисто поле и увидел следы богатырские, и по ним поехал, и приехал на те леса Брынские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке. Соловей-разбойник послышал себе кончину и бессчастие великое и, не допуская Илью Муромца за двадцать вёрст, засвистал своим свистом разбойничьим крепко; но богатырское сердце не устрашилось. И, не допуская ещё за десять вёрст, засвистал он громче того, и с того свисту под Ильёю Муромцем конь спотыкнулся. Приехал Илья Муромец под самое гнездо, которое свито на девяти дубах; и Соловей – разбойник, на гнезде сидя, увидел святорусского богатыря, и засвистал во весь свист, и хотел Илью Муромца убить до смерти.

2. Вы читали сказку про Илью Муромца и Соловья разбойника? Может быть, ты видел мультфильм? Подумай, почему за двадцать вёрст от Соловья разбойника его свист почти не подействовал на Илью и его коня, а за десять вёрст конь уже спотыкнулся?

3. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему находясь у классной доски, вы хорошо слышите своих товарищей за первыми столами и едва различаете слова своих друзей, сидящих в конце класса? Как меняется громкость звука с расстоянием? Выскажи своё предположение.

а. Я думаю, что чем _______ источник звука, тем звук становится громче.

б.  Я думаю, что чем ________ источник звука, тем звук становится тише.

4. Запишите своё предположение в Лист наблюдений, который выдал учитель.

Цель:

в ходе этой работы мы:

-измерим громкость звука на разных расстояниях от источника звука;

- сравним полученные данные и сделаем вывод о том, как меняется громкость звука с расстоянием.

Оборудование:

  • модуль отображения информации (графический);
  • измерительный модуль «Звук»;
  • модуль батареи;
  • камертон;
  • молоточек;
  • линейка.

Техника безопасности

Аккуратно обращайся с компьютером и измерительными приборами.

 Порядок проведения работы

Подготовка эксперимента

1.Изучите отчётную таблицу в Листе наблюдений.

Таблица. Измерение громкости звука

Расстояние, см

Громкость звука, дБ

20

10

3

2. Вместе соберите комплект модулей для измерений:

а. подключите модуль батареи к графическому дисплею справа;

б. подключите к графическому дисплею измерительный модуль «Звук».

3. Когда вы соберёте комплект модулей, включится экран дисплея с панелью инструментов. Экран  является сенсорным, управлять работу кнопок можно прикосновением любого предмета, например кончиком пальца или обратной стороны карандаша.

4. Нажмите кнопку Поиск модулей на панели инструментов. Через некоторое время в левом углу дисплея появится окно измерительного модуля «Звук».

5. Нажмите кнопку Инструменты на панели инструментов. Откроется выпадающее меню. Выберите строку Выключение экрана и установите с помощью стрелок     и    время 15 минут, нажав в конце кнопку ˅.

6. Нажмите кнопку Установка эксперимента на панели инструментов дисплея. Это открывает диалоговое окно.

Нажмите на строку Длительность эксперимента и в открывшемся окне с помощью кнопки ˅ подтвердите и продолжительность эксперимента в 10 секунд.

В автоматически открывшемся окне Частота выборки с помощью кнопки ˅ подтвердите  частоту измерения 10 в секунду.

7. Нажмите окно модуля «Звук».  Откроется диалоговое окно. Выберите в этом окне  режим дб (децибелы).

8. Теперь соберите установку для измерения громкости звука, как показано на рисунке 5. Обратите внимание, что микрофон измерительного модуля «Звук» должен быть направлен точно сторону резонансной коробки камертона. Для точности направления подложите под комплект модулей какую-нибудь подставку, например, любой другой модуль «PROLog».

9. Для проведения измерения вам надо распределить обязанности. Один из вас – Ассистент,  будет ударять молоточком по камертону. Второй - Лаборант, будет работать с дисплеем. Чтобы получить точные измерения, вы должны работать дружно и слаженно.

Исследование и измерение

10. Пользуясь линейкой,  поместите микрофон измерительного модуля на расстоянии 20 метров от камертона.

11. Как только Ассистент ударит молоточком по камертону, Лаборант должен тут же нажать кнопку «Запуск эксперимента» на панели инструментов дисплея. Через 10 секунд измерение автоматически завершится и на экране будет построен график измерения громкости звука.

12. Чтобы узнать минимальное значение громкости звука:

 а.  Нажмите кнопку Масштаб на панели инструментов дисплея. График отобразится в оптимальном режиме.

 б. Определите по графику максимальное значение громкости звука. Если вы затрудняетесь это сделать, обратитесь за помощью к учителю.

 в. Запишите максимальное значение громкости звука в отчетную таблицу. 13. Пользуясь линейкой, поместите микрофон измерительного модуля на расстоянии 10 сантиметров от камертона и повторите шаги 11, 12.

14.  Пользуясь линейкой, поместите микрофон измерительного модуля на расстоянии 3 сантиметра от камертона и повторите шаги 11, 12.

Анализ результатов лабораторной работы

Ответьте на контрольные вопросы  и выполни задания.

Контрольные вопросы и задания 

  1. Как менялась громкость звука с измерением расстояния? Подтвердилось ли твоё предположение?
  2. Теперь ты понял, почему за 20 вёрст свист соловья-разбойника не устрашил богатырское сердце Ильи Муромца, а за 10 вёрст от свиста «под Ильёю Муромцем конь спотыкнулся»? Почему?
  3. Представь, что ты - Илья Муромец, который приехал под самое  гнездо соловья – разбойника, который, на гнезде сидя, увидел  тебя и засвистал  во весь свист. Опиши свои ощущения.
  4.  Как ты думаешь, почему для измерения громкости звука были выбраны именно 20 сантиметров, 10 сантиметров и 3 сантиметра? Оцени свою работу в Листе наблюдений.

Молодец!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием" Автор Иванова Елена Александровна

Урок математики в 4 классе включает в себя математическиий кроссворд, блиц - турнир,головоломку. Используются различные формы работы: фронтальный опрос, работа по группам, индивидуальная работа....

Математика. Введение понятий скорость, время, расстояние 3 кл

Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особе...

Презентация к занятию по риторике № 7. Как мы говорим. Громкость. (2 класс)

Презентация к занятию по риторике. Занятие № 7. Тема: Как мы говорим. Громкость. (2 класс)...

Внеурочое занятие по программе "Я исследователь". Тема: "Зависимость громкости звука от расстояния"

Ты задумывался когда-нибудь, почему находясь у классной доски, ты хорошо слышишь своих товарищей за первыми столами и едва различаешь своих друзей, сидящих за столами в конце класса? Поможет ответить ...

Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»

Цели:- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;- продолжить работу по формированию у учащихся разгов...

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...