Урок окружающего мира 3 класс "Жизнь экосистемы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Пронина Елена Алексеевна

Урок соответстует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_3_kl.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в   3-м классе по теме "Жизнь экосистемы"

Цели: 

1. Предметные:

показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ.

2. Формировать УУД:

  Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; осознанию своей значимости в решении экологических проблем;  ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, умение аргументировать своё отношение к роли живых организмов в природе, способность к самооценке.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез объектов, определять и называть элементы экосистемы, приводить примеры живых организмов разных «профессий»

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:  умение работать в паре, в группе, выслушивать мнение товарищей, адекватно использовать коммуникативные средства для объяснения значения круговорота веществ в природе, строить понятные для партнёра высказывания.

Тип урока: урок-исследование.

Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, исследовательский.

Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация, ноутбук, нетбуки, глобус, карточки с названиями профессий, частей экосистемы, конверты с картинками живых организмов, учебник А.А.Вахрушева, рабочая тетрадь; исследование детей с презентацией; магниты; листы для работы в парах.

Ход урока

I этап. Создание эмоционального настроя.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы, и многие из вас по– иному посмотрят на окружающий вас мир.

– Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.

(Земля). Слайд

– Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира. А что для каждого из вас значит Земля? Продолжите фразу “Для меня Земля – это…”, передавая по кругу модель земного шара. Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 3.5 млрд. лет, не прерываясь.

Модель земного шара передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение (по желанию).

Учитель: Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.

II этап. Актуализация знаний.

1. Учитель. – На предыдущих уроках мы с вами изучали оболочку планеты Земля, охваченную жизнью.

– Какие оболочки нашей планеты вы знаете?

– Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка (от греч. “атмос” – воздух, “сфера” – шар). Она защищает Землю от перегрева и переохлаждения, попадания на неё опасных для жизни космических лучей. Атмосфера состоит из газообразных веществ. Все живые организмы дышат атмосферным воздухом.) Cлайд

– Что такое гидросфера? (Водная оболочка (от греч. “гидро” – вода, “сфера” – шар). Гидросфера состоит из жидкости. Образуют её подземные воды, реки, озёра, моря и океаны. На глобусе она обозначена синим цветом.) Слайд 

– Что такое литосфера? (Каменная оболочка (от греч. “литос” – камень, “сфера” – шар). Литосфера состоит из горных пород, большинство из которых твёрдые. Суша, земля – твёр  дое состояние вещества.) Слайд

– А в какой оболочке живут живые организмы Земли? (в биосфере).– Где находится

биосфера? (на границе всех трех оболочек). Слайд

2.Учитель. – Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга?

Дети. – Все организмы играют какую-то роль или имеют “профессию”.

Учитель. – Какие профессии живых организмов необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался? (производители, потребители, разрушители).

– Как еще называют производителей? (“кормильцы”).

– Что к ним относится? (растения).

– Почему их так называют? (производят органические вещества).

– Как еще называют потребителей? (“едоки”). Кто к ним относится? (животные).

– Почему их так называют?

– А разрушителей называют как? (“мусорщиками”).

– Почему? (они перерабатывают остатки жизнедеятельности производителей и потребителей в неорганическое (минеральное) вещество.)

– Кого мы относим к мусорщикам? (бактерии, микроорганизмы, грибы). 

3.Сейчас мы проверим, как вы усвоили понятия в игре: “Рассели живые организмы”

(По рядам, раздаю конверты, дети, объединившись в группы, расселяют организмы по их профессиям. 1 ученик выполняет на интерактивной доске, а затем оценивает свой ответ по алгоритму).

Отчет каждой группы.

– Молодцы, хорошо знаете материал.

III этап. Постановка проблемы.

Учитель. – Мы с вами уже познакомились с большим круговоротом веществ. Он проходит и через наши дома, и через каждую экосистему на Земле.

– А вот на иллюстрациях (слайды) представлены разные экосистемы.

     

Что вы можете сказать о многообразии жизни? (жизнь в этих экосистемах тоже многообразна).

– Какой у вас возникает вопрос? (Где же всё-таки живут растения и животные – в

экосистеме или в биосфере?) Слайд

IV. Поиск решения проблемы.

1.

 Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем диалог, который произошёл между Леной и Мишей.

Заранее подготовленные дети  инсценируют диалог:

Лена: Миша, ты можешь мне объяснить, где же все-таки живут растения и животные: в экосистемах или в биосфере?

Миша: Конечно, в экосистемах: лесные – в лесных, луговые – в луговых, морские – в морских, степные – в степных и т.д. Все экосистемы связаны друг с другом большим круговоротом веществ во всемирную экосистему – биосферу. Например, в лесных экосистемах вырабатывается много кислорода – он доставляется с ветром туда, где его не хватает.

Вывод: Большинство живых организмов живут на пересечении трех оболочек: воздушной, наземной и водной, в биосфере.

– Какое утверждение верно: биосфера – часть экосистемы или экосистема – часть биосферы. (Экосистема – часть биосферы)

– Значит тема урока …(открываю слайд)

Дети: Жизнь экосистемы.

  • Какую цель ставите на урок? (Дети:  узнать, из чего  состоит экосистема; как связаны все элементы экосистемы; как поддерживается порядок в экосистеме)

Зрительная гимнастика для укрепления и расслабления мышц глаз (выполняется на валеологических ковриках с использованием офтальмологического тренажёра).

2.– Итак, из каких частей состоит экосистема? Для этого рассмотрите рисунок на стр.42. Слайд.

Вы видите прямоугольники, в которые вписаны названия частей экосистемы. Слева что изображено?

– Ель, береза, голубика. Это производители. (Вывешиваю карточку производители).

– Что вы видите справа на рисунке.

– Жук, белка, волк, крот, птица.

– Что общего между этими животными?

– Это “потребители”. (Появляется еще одна карточка)

– Какая профессия у грибов, дождевых червей и бактерий?

– Они “разрушители”. (карточка)

– Подумайте, без чего не могут жить все перечисленные живые организмы? Что еще нужно дописать? (воздух, почва, горные породы, вода)

На доске – 2 группы:

Описание: A description...

– Получилось 2 группы. Как их можно назвать? (Живая и неживая природа)

Описание: A description...

Над группами появляются заголовки:

– Значит, экосистема состоит из двух групп – живой и неживой природы. А те в свою очередь из нескольких частей, вот они перед вами…

3. (Раздать по 1 карточке каждой паре) .

– А теперь попробуйте отгадать о какой части экосистемы идёт речь  по набору связанных с ней по смыслу слов.

– Напишите название этой части.

1. Дышать, ветер, прозрачность, газ _____________________________________________________

2. Лить, течение, прозрачность, жидкость______________________________________________

3. Прочность, твёрдое тело, полезные ископаемые____________________________________________

4. Зелёный цвет, выделение кислорода, рост___________________________________________________

5. Плодородие, смесь, корень_________________________________________________

6. Мёртвые остатки организмов, почва, питание________________________________________________

7. Движение, питание, дыхание, рост _______________________________________________________

Отчет по каждой части.

– Можно ли организмы в экосистеме делить на полезные и вредные?

4. – Вот это сейчас и докажет (подготовленный ученик) в своем исследовании. (После ответа оценивает свою работу по алгоритму) 

(Cлайды в приложении «Исследование».)

5. Работа по учебнику стр. 41.

– Вы в этом можете убедиться, прочитав последний абзац в учебнике на с.40.

  • Скажите, почему организмы одной экосистемы называют сообществом? (Слайд)

(живут сообща)

  • В чём проявляется их взаимодействие? (организмы помогают друг другу).

V. Энергетическая физминутка.  Упражнения «Пингвин» и «Мишка косолапый»

- Физминутку проводит( подготовленный ученик). - Эти упражнения контролирует работу органов дыхания и повышают иммунитет.

VI. Первичное закрепление.

– Рассмотрим рисунок в учебнике (стр. 41).

 Что обозначают стрелки зелёного цвета?

Дети: Кто кем питается.

-Что странного вы заметили в этом задании? Давайте внимательно посмотрим, что получается: растения питаются микробами?

Дети: нет, растения не питаются микробами, они впитывают из почвы минеральные вещества, которые в ней оказались после того, как разрушители переработают мертвые организмы.

– Почему стрелки разного цвета?

– На перемещение, каких веществ они указывают?

Дети: зелёные – показывают на перемещение органических веществ. Коричневые – показывает на направление от микробов к растениям минеральных веществ.

– Опишите это движение. (Дети описывают движение по иллюстрации)

– В тексте после задания найдите, как называются цепочки из живых организмов?

Дети: Цепь питания.

– Цепочки из поедающих друг друга живых организмов называются – цепями питания.

В цепи питания передаются органические вещества.

Давайте пройдём цепочку по стрелкам. Что заметили? (Дети: организмы участвуют в круговороте веществ, круговорот замкнут)

– Посмотрите, кто необходим, чтобы цепь питания замкнулась?

Дети: Разрушители, мусорщики.  Разрушители разрушают погибшие организмы, образуют минеральные вещества, которые используют растения.

– Давайте сделаем вывод, что же такое экосистема?

– Вам известны составные части экосистемы (показать на запись над иллюстрацией, где написано – живая и неживая природа).

– Продолжите предложение: Экосистема – это единство…

Дети: Живой и неживой природы.

– Что же происходит в экосистеме с веществами? (можно порекомендовать ученикам прочитать ответ из учебника с. 42 последний абзац)

Дети: Вещества передаются по кругу, происходит круговорот веществ.

– А кто поддерживает этот круговорот?

Дети: Круговорот поддерживают её обитатели.

- Давайте подведём итог наших рассуждений. Как ответить на возникший у нас в начале урока вопрос?  (- Напомни …)

– Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором его обитатели разных “профессий” – поддерживают круговорот веществ. (Слайд) 

VII. Самостоятельное применение знаний.

1.– Давайте составим цепи питания. Для этого  воспользуемся нетбуками. Программа «Академия младшего школьника», игра «Мостик», задание 40 «Составь цепь питания» 

(Дети, работая в парах, составляют цепи питания. При правильном выполнении задания, программа оценивает работу учащихся  грамотой)

- Кто из вас получил грамоту? Поднимите, пожалуйста, руку. Умницы!

 2. Тетрадь стр. 19 № 1 или 3 (на выбор).

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

– Молодцы, с заданиями вы справились.

VIII. Итог урока:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Достигли  поставленные цели? . напомнить цели  и дать ответ) 

– Что помогло вам сегодня узнать новое?

– Как вы оцениваете работу на уроке свою? (отметьте цветным кружочком в рабочей тетради на с.19)  - А своей группы?

– Какие пожелания можете сказать себе?

В заключении хотим сказать такие слова:     (наизусть читает …)

IX. Домашнее задание.

 В тетради с. 20 № 5, вопросы на с. 43 в учебнике.

   

 

 

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Конспект урока окружающего мира по теме "Почва-важнейшая часть экосистемы."

з классрабочая программа "Школа 2100"урок изучения нового материала...

презентация к уроку окружающего мира "Экосистема озера"

Данный ресурс позволяет доступно и наглядно дать учащимся представление об экосистеме озера по программе "Школа 2100" в курсе окружающего мира в 3 классе....

Использование ИКТ технологий в начальной школе на уроках окружающего мира по теме: "Экосистема луга" с презентацией в SMART BOAD и тестом в интерактивной оболочке HOT POTATOES.

Урок разработан для 3 класса Иваненко Н.А. по окружающему миру по теме: "Экосистема луга" с применением ИКТ технологий. К конспекту  урока прилагается презентация в программе SMART BOAD и тест в ...

урок окружающего мира по теме "Экосистема болота" Образовательная программа 2100" 3 класс

Технологическая карта урока Предмет: Окружающий мир. Класс: 3 Количество уроков в неделю: 2 (всего 68 часов в учебный год ). учебная программа: Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Дан...

Урок окружающего мира "Горные экосистемы" 2 класс.

"Горные экосистемы", урок по окружающему миру во 2 классе....