Урок окружающего мира "Горные экосистемы"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) на тему

Чижмакова Марина Валерьевна

Горные экосистемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goy.doc1013.5 КБ
Файл gornye_ekosistemy_urok.docx16.72 КБ
Файл gornye_ekosistemy.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 2 класс.

Образовательная система «Школа 2100».

Тема: «Горные экосистемы»

Цели: познакомить детей с природными условиями, растительностью и животными гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.

Оборудование: карта «Природные зоны», физическая карта мира, компьютерная презентация, видеофрагмент «Горы», карточки-задания для учащихся, учебник «Окружающий мир».2 класс. Вахрушев А.А., рабочая тетрадь к учебнику.

                                           Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, а знаете, что произошло сегодня утром?

Я шла в школу и собирала улыбки. Вы удивлены? Действительно…

Я по улице шагала и улыбки собирала:

Вот улыбка малыша, до чего же хороша!

Вот улыбка почтальона – гордость нашего района,

Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,

Вот весёлый смех ребят – для меня он просто клад.

Всем  в ответ я улыбалась. Получается -  менялась.

-А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу (обменяйтесь улыбками), пожелайте удачи, улыбнитесь гостям.

 

  1. Актуализация знаний и мотивация.

-На протяжении нескольких уроков мы путешествовали по природным зонам России, знакомились с различными экологическими системами. Чтобы продолжить путешествие, проверим имеющийся багаж.

Индивидуальные задания:

        а)  Расположи природные зоны в направлении от полюса (ледяная пустыня, тундра, лесная зона, степь, пустыня). Проверь себя по карте.

 

        б)  Соедини стрелками указанные явления (от причины к следствию):

форма и вращение Земли – угол падения солнечных лучей – климат – природные зоны. Объясни причину смены природных зон.

2. Графический диктант.

Слайд 2.

  • К какой экосистеме можно отнести цепь питания:

                 ковыль                               сайгак                                     волк  

  •  степь –

  •  лесная зона –

       

 Слайд 3.

  • Что является кормом для всей экосистемы  ледяных пустынь?

- планктон –

  • рыбы –

         

Слайд4.

  • В какой природной зоне бывают полярный день и полярная ночь?

  • степь –

  • тундра – 

       

 Слайд5.

  • О какой природной зоне идёт речь:

немногие растения и животные способны бороться летом с жарой, зимой – с морозами и весь год – с недостатком воды?

  •  пустыня –

  •  тайга –

   Слайд6.

  • Обитателей какой природной зоны вы видите на рисунках?

  • степь –

  • лесная зона –                                                                

                               

Самопроверка по образцу.

         Слайд 7.

 Правильные ответы:

Самооценка.

-Молодцы!

Проверка индивидуальных заданий.         

Слай8д.

1. В чём причина смены природных зон?

2. Расположение природных зон в направлении от полюса. (Рассказ сопровождается показом по карте)

III.   Постановка учебной задачи.

- Мы говорили, что каждый живой организм хорошо приспособлен лишь к своему месту обитания. А могут ли жить вместе живые организмы жарких и холодных стран?  

         Слайд 9.

Главный вопрос урока: Могут ли жить вместе живые организмы жарких и холодных стран?  

- Какие формы земной поверхности вы знаете?

-Как вы думаете, равнины или горы больше подходят для совместного проживания растений и животных разных природных зон?

-Какая будет тема урока?    - «Горные экосистемы»

-Что нам предстоит выяснить?

 ( Где? Кто? Как?)

   Итог обсуждения: - Действительно. Такие экосистемы существуют.

  И сегодня на уроке мы с ними познакомимся.   А называются они – горные  экосистемы.

 -   К концу урока мы  должны показать, что  в горных экосистемах можно встретиться с растениями и животными жарких и холодных стран.

IV.  «Открытие» детьми новых знаний.

 

1. Работа с картой.

- Вспомните, как на глобусе и физической карте обозначают горы?  Какие горы вы можете показать на карте?

         Слайд 10.

- Откройте карту природных зон. Можете на ней найти горы? Как называются эти места? (области высотной поясности)

А кто-нибудь знает, почему?

2. - Разберём два примера.         Слайд 11.

- Воздух прозрачен. Солнечные лучи, не нагревая его, проходят насквозь. Они нагревают поверхность земли, а от земли уже нагревается ближайший к ней слой воздуха. Поэтому чем выше, тем воздух холоднее.

       

 

Слайд12.

- Подножия гор лежат в тёплом воздухе, прогретом над равнинами. Чем выше в горы, тем воздух холоднее. Поэтому в горах, стоя на одном месте, можно увидеть все природные зоны: внизу, где воздух тёплый, - горные степи, чуть выше – горные леса, ещё выше – горные тундры и вершины гор – это горные ледники. Они опоясывают каждую гору на определённой высоте– образуют высотные пояса.

V. Первичное закрепление

         Слайд 13.

Выполнение задания в тетради  (стр.51 №2)

Обратите внимание, что у подножия гор пояса те же, что и на равнине. Выше начинаются пояса, соответствующие более северной зоне.

- Чем высотные пояса отличаются от природных зон?

IV.  «Открытие» детьми новых знаний.

Мы отправляемся в горы. Чтобы поближе познакомиться с их обитателями.

Слайд 14.

  1. Знакомство с обитателями гор .

     Работа в группах, с использованием материала учебника стр. 44 -45 и рисунками, подготовленными учителем.

1-я группа - Исследует растительный мир гор.

2-я группа  - Как растения приспособились к жизни в горах?

3-я группа - Исследует животный мир гор.

4-я группа – Как приспособились  к жизни в горах животные?

         Слайды 15 и 16.

Проверка. Выступления детей и дополнение ответов.

        V. Первичное закрепление.

             

Просмотр видеофрагмента «Горы»

VI. Итог урока.

- Ответили мы на главный вопрос урока?

Что способствует этому?

Самооценка по индивидуальным листам оценивания.

Слайд 17.

Рефлексия.

Слайд 18.

     V. Домашнее задание:

Учебник – стр.42 – 45.

 Тетрадь – стр. 52 №5.

Сообщения о жителях гор (по желанию).

                   

                  Лист самооценки.

Ф. И. ученика -

+ или -

1.Проверка домашнего задания. ( сообщения, дополнения, ответы на вопросы)

2. Изучение нового материала.( работа в группе, ответы на вопросы)

3. Первичное закрепление.(выполнение задания в тетради)

4. Итог урока.

                                                                                        Итого:

             

       



Предварительный просмотр:

Тема: ”Горные экосистемы

”Задачи урока: ввести понятия высотные (горные) пояса, познакомить с природными условиями, растительным и животным миром гор, развивать навыки работы с картой, учить понимать, любить и беречь природу.

Оборудование:  компьютер, компьютерная презентация «Горные экосистемы. Горы», компьютерный вариант «Словарь Ожегова», учебники, атласы, тетради для самостоятельных и проверочных работ, карточки с записью задач, девиза урока.

Ход урока

1. Постановка проблемного вопроса. Демонстрация компьютерной презентации.

Учитель: Юные исследователи! Давайте вместе подумаем!

Слайд 1. Что это за места на Земле, где мы одновременно можем встретиться с животными и растениями жарких и холодных стран, здесь, стоя на одном месте, можно сразу увидеть тундру, степь, лес и пустыню и даже вечные снега?

2. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с природными условиями этих мест, с растительным и животным миром, продолжим работу с картой, будем учиться понимать и беречь природу.

(На доске учитель прикрепляет табличка с записью.)

  • Природные условия
  • Растительный и животный мир
  • Работа с картой
  • Бережное отношение к природе

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока (записано на доске)

«Земля освещается Солнцем, а Человек – знанием»

3. Совместное открытие знаний.

Слайд 3. Работа с атласом

Перечислите известные вам природные зоны Земли.

Ледяные пустыни, тундра и лесотундра, хвойные леса, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, пустыни и полупустыни, саванны и редколесье, жестколиственные и вечнозеленые леса, переменно-влажные леса, влажные тропические леса, области высотной поясности.

Слайд 4. Работа с учебником (стр. 42)

Вспомните Закон природной зональности.

В чем причина смены природных зон?

Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительность и животный мир зависят от климата. Поэтому природные зоны тоже имеют форму поясов. Правильное чередование природных зон от полюса к экватору, соответствующее изменению климата, называют законом природной зональности.

Какие формы земной поверхности существуют на Земле?

(Горы, равнины)

Учитель: Подумайте, равнины или горы больше подходят для нашего ответа на заданный вопрос.

(Горы)

Слайд 5. Тема урока «Горные экосистемы».

Слайд 6. Кроссворд. Из чего состоит экосистема?

Вспомним, что такое экосистема, из чего она состоит?

(Работа выполняется на  доске.)

5. Знакомство с новыми знаниями.

Работа с учебником стр. 43

Только в горах, стоя на одном месте, можно увидеть сразу и тундру, и степь, и лес, и пустыню, и даже вечные снега. Они расположены поясами, окружающими горы на определенной высоте, - высотными поясами

Слайд 7. Высотные (горные) пояса.

В степной зоне подножье гор занято степями, а в лесной - лесами. При подъёме в горы становится холоднее. Смена высотных поясов напоминает смену природных зон при движении к полюсу. Но есть одно исключение. В тундре всегда избыток воды. С гор вода стекает. Поэтому над лесным поясом в горах обычно расположен пояс альпийских лугов.

Слайд 8. Альпийские луга.

6. Первичное закрепление.

Выполните задание 1 срт.70. Коллективно, с комментарием.

Как ты думаешь, какие высотные пояса встретит альпинист в этих горах на пути к вершине? Почему на Урале высотных поясов меньше?

Слайд 9.

7. Словарная работа.

Альпинист (Работа со словарем Ожегова)

Альпинист – спортсмен, занимающийся альпинизмом, горовосходитель.

Альпини́зм — вид спорта и активного отдыха, целью которого является восхождение на вершины гор. Спортивная сущность альпинизма состоит в преодолении препятствий, создаваемых природой (высота, рельеф, погода), на пути к вершине. В спортивных соревнованиях по альпинизму объектом состязания являются высота вершины, техническая сложность пройденного маршрута, его характер и протяжённость.

8. Самостоятельная работа.

Задание 5 в тетради для самостоятельных и проверочных работ стр. 27, работа №10.

Подпиши название горного пояса, пропущенного на рисунке. (Альпийские луга)

9. Проверка выполненного задания.

Слайд 9-10. Альпийские луга.

10. Закрепление.

Работа с учебником стр.44

Слайд 11-12. Растения гор.

Слайд 13-14. Животные гор.

11. Домашнее задание.

Покажи стрелками, где живут эти звери и птицы. Ответь на вопросы.

12. Комментарий домашнего задания.

Учитель. Для его выполнения необходимо знать, где находятся горы. Давайте посмотрим на карту, найдем горы и полюбуемся их фотографиями.

11. Работа с физической картой Евразии.

Атлас

Учитель показывает фото гор, называет их, дети ищут и показывают горы на карте.

Слайд 15-23. Фотографии гор. Уральские горы, Карпаты, Альпы, Гималаи, Памир, Тибет, Кордильеры, Анды.

Учитель. Чтобы научиться беречь природу, нужно учиться ее понимать и любить.

Слайд 24. Горы на Марсе. «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал»,- пел в своих песнях поэт и композитор В.Высоцкий

Учитель: Кто знает, возможно, кто-то из вас побывает и на этих горах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 2 класс

Слайд 2

Что это за места на Земле, где мы одновременно можем встретиться с животными и растениями жарких и холодных стран, здесь, стоя на одном месте, можно сразу увидеть тундру, степь, лес и пустыню и даже вечные снега? ?

Слайд 3

Работа с атласом (часть 4, стр.16-17) Перечислите известные вам природные зоны

Слайд 4

Работа с учебником (стр.44) Вспомните Закон природной зональности В чем причина смены природных зон? Какие формы земной поверхности существуют на Земле?

Слайд 5

Горные экосистемы

Слайд 6

ЭКОСИСТЕМА - природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания Из чего состоит экосистема?

Слайд 7

Высотные (горные) пояса Степи Горные леса Альпийские луга Горные ледники Очень холодный воздух Холодный воздух Прохладный воздух Теплый воздух

Слайд 8

Альпийские луга

Слайд 9

Альпинист

Слайд 10

Альпийские луга

Слайд 11

Альпийские луга

Слайд 12

Растения гор Эдельвейс Горечавка Лишайник Сосна Горный лук Ель

Слайд 13

Животные гор Медведь Белка Форель Суслик Лошадь Куропатка

Слайд 14

Животные гор Як Лама Горный орел Горный козел Горный баран Снежный барс

Слайд 15

Уральские горы

Слайд 16

Карпаты

Слайд 17

Кавказские горы

Слайд 18

Альпы

Слайд 19

Гималаи

Слайд 20

Памир

Слайд 21

Тибет

Слайд 22

Кордильеры

Слайд 23

Анды

Слайд 24

Горы на Марсе «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал» В.Высоцкий

Слайд 25

Использованные ресурсы http://www.uraltravel.com/northural-rus.htm http://www.nerve.ru/user.asp?id=465&series_filter=411 http://www.photosight.ru/photo.php?phot http://astro.uni-altai.ru/pub/show.html?id=997 http://m.bavun.ru/classifieds/132238.html http://kolodruziv.com.ua www.color-travel.net gigamir.net http://www.ice-scream.ru/nature/beautiful-mountains.php http://otdokhni.ucoz.ru/forum/47-8189-1 http://www.sight-touch.com/photos/ru/landscape/page-18.html http://www.ayurtour.ru/info/print_1532_0.htm http://theme.worldnokia.ru/page/97 podrobnosti.ua http://theme.worldnokia.ru/page/97 http://www.segodnya.ua /news/12061271.html http://www.24ru.com/ru/nepal/photos/index0112.html http://russhanson.ru/forum/viewtopic.php?p=338130 http://sofora.livejournal.com/25700.html http://images.google.ru http://www.valiza-tour.kiev.ua/canada_towns / http://www.horeman.ru/publ/72 http://www.pilipino.ru/main.php?show=place&with=baguio http://www.dxtours.com/peru.shtml http://www.docrafts.co.uk.moikompas.ru/compas/gorniyturizm http://www.proza.ru/2009/03/26/1037 http://rusdiplomat.ru/post114708630 http://www.viktoriya-tour.ru/tourart/tur--karpaty/ http://www.salambek.net/forum/93-909-1 http://www.socionik.com/thread/10703-20.html http://www.r52.ru/index.phtml?rid=36&fid=317&sid=90&nid=27415 http://www.chernovik.net/news/318/ERUDITOR/2009/01/30/8148


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная доска. Конспект и презентация к уроку Окружающий мир. Экосистема озера. 3 класс

Урок и презентация по курсу окружающий мир, 3 класс.  На уроке учащиеся знакомятся с понятием экосистема озера. В ходе урокаучащиеся знакомятся с происхождением и видами озер. На уроке...

презентация к уроку окружающего мира "Экосистема озера"

Данный ресурс позволяет доступно и наглядно дать учащимся представление об экосистеме озера по программе "Школа 2100" в курсе окружающего мира в 3 классе....

Презентация к уроку окружающего мира "Экосистема"

Окружающий мир 3 класс прграмма 2100 "Экосистема"...

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Урок окружающего мира "Экосистема озера". 3 класс

Урок окружающего мира. Тема "Экосистема озера". Класс: 3. УМК "Школа 2100"...

Урок окружающего мира "Экосистемы болота. Болото и его обитатели."

Цель урока: формирование понятия о болотах, знакомство с видом болота, звуками и голосами, познакомить с образованием болот....