В ельнике (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Гудкова Татьяна Анатольевна

УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_elnike.doc58.5 КБ
Файл v_elnike.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру.

Дата_____________________

  Этап урока и требования к нему

Ход урока

УУД

I Мотивация к учебной деятельности :

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Нашумелись, наигрались,

Наплясались, наболтались,

И подкралась - тишина…

Тихо села у окна!

- Тишина на месте, дети на месте, начинаем урок. Вместе с нами в окружающий мир отправятся наши гости: родители, учителя.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Учебно-познавательная мотивация (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Внутренняя позиция школьника (Л)

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 

1) Организовать  актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

-Начинаем работу с минутки синоптика.

С погодой нас сегодня познакомит…

( Слайд 2)

           

Что же, одеваемся по погоде, отправляемся на прогулку. Вспомните, в каких местах мы побывали? (На опушке леса, в берёзовом лесу, в низине)

(Слайд 3)

             

Предлагаю вспомнить, что мы видели, играя!

Игра: Я знаю 5 названий…

-растений опушки леса

-животных опушки леса

-растений берёзового леса

-животных берёзового леса

-растений низины

-животных низины

А сегодня наш путь лежит…. Впрочем, догадайтесь сами.

(Слайд 4)

           

С чем у вас ассоциируется еловый лес? Если вы не большой знаток в этом вопросе и сосна с елью для вас на одно лицо, то особенных ассоциаций не возникнет. А теперь вспомните фрагменты из сказок, где еловые лапы смыкаются высоко над головой, в то время, как на улице солнечный денёк, в чаще елового леса всё покрыто полумраком. Вот кто-то незаметно пролетел, размахивая крупными крыльями, и какой-то юркий зверёк спрятался в тёмную нору между большими кривыми корнями.

Кругом запах сырых иголок, под ногами зелёный мох – кукушкин лён, здесь он достигает больших размеров, чем на солнышке. Трухлявые пни, поросшие грибами, напоминают сказочные фигуры. От скрипа веток по спине начинают бегать мурашки, и, кажется, ещё шаг и взору откроется мрачная опушка с домиком Бабы Яги. Вот такой он – еловый лес, мрачный и загадочный, наполненный скрыто и явно текущей жизнью своих обитателей.

Смыслообразование (Л).

Структурирование знаний (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П).

 

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

Построение логической цепи рассуждений (П).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П).

Мотивационная основа учебной деятельности (Л).

Извлечение необходимой информации из про слушанных текстов (П).

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем  (Р).

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Волевая саморегуляция (Р)

III Выявление места и причины затруднения 

1) Организовать восстановление выполненных операций.

 2) Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.

 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами .

 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Продолжим игру (в парах)

Я знаю 5 названий растений ельника!

Я знаю 5 названий животных ельника!

Можем точно ответить на вопрос игры? Чего нам не хватает? Где мы можем получить нужную информацию?

(Слайд 5)

             

Смыслообразование (Л).

Волевая саморегуляция (Р).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П).

Подведение под понятие (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Постановка и формулирование проблемы (П).

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

IV Построение проекта выхода из затруднения 

Организовать построение

проекта выхода из

затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

 Как мы будем работать сейчас?

Читаем статью учебника и заполняем наш маршрутный лист. (приложение 1)

 Дети, которые раньше закончат чтение учебника могут прочитать статью – справочник.

-Давайте подведём итоги вашего исследования, как вы заполнили маршрутный лист.

(Слайд 6)

           

Давайте сравним ваши находки с ответами на доске.

Самоопределение (Л).

Постановка познавательной цели (П).

Построение речевых высказываний (П).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Познавательная инициатива (Р).

Построение логической цепи рассуждений (П).

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

Планирование, прогнозирование (Р).

 Планирование учебного сотрудничества (К).

Разрешение конфликтов (К).

V Реализация построенного проекта 

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания

- Итак,  ребята, вам слово! Расскажите о понравившемся представителе растительного или животного мира елового леса.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 А теперь давайте немного поиграем, вы сейчас услышите голос какого-нибудь животного, и, не называя его, показываете движения, напоминающие это животное.

Звучит голос:

- медведя

-сороки

-филина

-волка

-петуха

-Какое животное не живёт в еловом лесу?

Как мы называем таких животных?

Осознание ответственности за общее дело (Л).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  классификация (П).

Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Поиск необходимой информации (П).

Моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П).

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П).

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П).

Волевая саморегуляция (Р).

Познавательная инициатива (Р).

Установление причинно-следственных связей, доказательство (П).

 Формулирование и аргументация своего   мнения и позиции в коммуникации (К).

 Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

 Достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

 Разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К).

 Управление поведением партнера (К).

VI Первичное закрепление во внешней речи 

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

3) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

 А у нас некоторые ребята успели узнать чуть больше о других обитателях леса. Предоставляем вам слово.

(Слайды  7)

           

( Слайд 8)

           

(Слайд  9)

           

Большое спасибо нашим докладчикам!

-Давайте теперь поиграем в нашу игру!

 Я знаю 5 названий растений берёзового леса:

Я знаю 5 названий животных берёзового леса:

Волевая саморегуляция (Р).

Подведение под понятие (П).

Использование  общих приемов решения задач (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Построение речевых высказываний (П).

Планирование учебного сотрудничества (К).

Контроль (Р).

Коррекция (Р).

VII Включение в систему знаний и повторение 

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Ребята давайте подведём итоги нашей работы.

( Слайд 10)

             

Домашнее задание

( Слайд 11)

             

Постановка познавательной цели (П).

Использование  общих приемов решения задач (П).

Анализ, сравнение, классификация (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р).

Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия,   внесение необходимых корректив (Р).

Волевая саморегуляция (Р).

Рефлексия способов и условий действия (П).

Постановка и формулирование проблемы (П).

Выделение и формулирование проблемы (П).

VIII  Рефлексия учебной деятельности

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

 -Ребята, посмотрите какие смайлики,  появились на доске. Я предлагаю вам изобразить на своём лице выражение, соответствующее сегодняшнему уроку.

( Слайд 12)

           

Рефлексия способов и условий действия (П).

Внутренняя позиция школьника (Л).

Самооценка на основе критерия успешности (Л).

Адекватное понимание причин успеха /  неуспеха в учебной деятельности (Л).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Формулирование и аргументация своего мнения (К).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ЕЛЬНИКЕ Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Дзержинский Гудкова Татьяна Анатольевна

Слайд 2

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ. МАРТ число температура облачность ветер осадки

Слайд 3

ГДЕ МЫ ПОБЫВАЛИ

Слайд 4

Необычен этот лес, Полон сказок и чудес: Весной – цветёт, Летом - плод даёт, Осенью - не увядает, Зимой - не умирает. Угощеньями богат, В гости всех он видеть рад!

Слайд 5

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Стр. 40-41

Слайд 7

РЫСЬ Этого зверя легко узнать по кисточкам на ушах, короткому хвосту и высоким ногам. У нее широкие мохнатые лапы, что помогает ей передвигаться по глубокому рыхлому снегу. Очень густой зимний мех спасает от морозов. Рысь прекрасно лазает по деревьям и неплохо плавает. Охотится на зайцев-беляков, тетеревов, рябчиков, мышей.

Слайд 8

БЕЛКА Небольшой, шустрый зверёк, коренной житель елового леса. Мех белок, живущих в ельнике, тёмный, так им легче прятаться от врагов на фоне хвои. На ели белка устраивает особое гнездо из веток, стебельков черники, брусники. Оно называется - гайно и похоже на шар с отверстием-входом сбоку. Изнутри такой дом выстлан травинками, мхами, пухом. В холодное время года белка ест не только осенние запасы, но и семена ели, которые достает из шишек, отшелушивая чешуйки.

Слайд 9

ЧЕРНИКА Небольшой кустарничек с вкусными черными ягодами (отсюда — название, так как ягоды пачкают, «чернят» руки), часто встречается в еловом лесу. Ель оберегает его от палящего солнца, которое он не любит, а черника сохраняет для дерева влагу. К ее цветкам прилетают пчелы, правда, еловый лес они посещают нечасто. Ягоды черники едят медведь, глухари и многие другие птицы.

Слайд 10

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Какие условия среды в еловом лесу? Какие растения можно встретить в еловом лесу? Какие животные обитают в ельнике? Все ли тайны мы раскрыли?

Слайд 11

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Стр. 40-41, пересказ !!! Подготовить сообщение о представителях животного или растительного мира ельника. !!!

Слайд 12

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе "И.Бунин. Густой зеленый ельник у дороги"

Урок проводится в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…"

Тип урока: изучение нового материала....

Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»

Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»...

Технологическая карта урока по окр. миру "В ельнике"

технологическая карта урока по окружающему миру на тему "В ельнике", УМК "Планета знаний"...

Презентация к уроку окружающий мир - "В ельнике"

Презентация к уроку окружающий мир - "В ельники"...

«Природа вокруг нас» «В ельнике» 2 класс

Раздел «Природа вокруг нас» «В ельнике»  2 класс Краеведческая тема«Еловые леса Сокольского края»...

И Бунин "Густой зеленый ельник у дороги..."

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги.."...