Технологическая карта урока по окр. миру "В ельнике"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кравец Галина Николаевна

технологическая карта урока по окружающему миру на тему "В ельнике", УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_elnike.docx44.4 КБ

Предварительный просмотр:

2 класс. Окр мир.

Тема урока: «В ельнике». УМК «Планета знаний»

урок  в разделе «Природа вокруг нас».

Тема урока: «В ельнике».

Цель: познакомить с растительным и животным  миром  елового леса.

Задачи:

Обазовательные:

- Формировать представление о растительном и животном мире елового леса;

- обсудить с детьми отличительные признаки елового леса;

Развивающие:

- продолжить работу над формированием навыков работы с текстом;

- продолжить формирование общеучебных умений высказывать свое мнение, суждение по результатам сравнения (на примере сравнения и выделения существенных признаков растений сосна и ель), формирование самостоятельности и активности,

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Воспитательные: привитие интереса к изучаемому предмету, воспитание любви к родному краю, бережное отношение к природе.

Тип  урока: изучение  нового.

Планируемый результат:   

Личностный:  Формирование учебной мотивации, самооценки,  способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета.

Предметный: называть условия, необходимые для жизни растений и животных; приводить примеры растений и животных ельника;

  Уметь узнавать и называть растения, животных живущих в еловом лесу; устанавливать связи между растениями и животными елового леса.

Метапредметные.

Регулятивные: Учащиеся научатся:  понимать свое продвижение в овладении темой «Природа вокруг нас»; оценивать правильность выполнения заданий.

 Познавательные: Учащиеся научатся: понимать информацию, представленную в тексте;  пользоваться справочником, помещенным в учебнике;  понимать значение знаков и символов в жизни общества. Учащиеся могут научиться: сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам; делать выводы.

Коммуникативные: Учащиеся научатся: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;  осуществлять взаимопроверку при выполнении заданий;  ставить вопросы друг другу. Учащиеся могут научиться:  высказывать свое мнение при обсуждении материала; выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять). Приводить примеры дикорастущих растений, диких животных,  правильно вести себя в природе.

Включает в себя следующие этапы: 1.Организация класса. Мотивация к учебной деятельности   2.Актуализация необходимых знаний  3.Постановка учебной задачи. Вхождение в тему урока. 4.Изучение новой темы.  Решение учебной задачи. Создание условий для осознанного усвоения нового материала. 5. Работа с учебником. С. 40-41 6.Закрепление. 7.Рефлексия  Самооценка 8.Домашнее задание  Билетик на выход.

Используемые структуры: ЭЙ АР ГАЙД Руководство Предположения /Реакция (до-после), Файнд зе фиб ( Верю-не верю) ,  Билетик на выход.

Оборудование к уроку:

менедж мэт ,учебник, рабочая тетрадь, ветки ели и сосны, презентация «Хвойные и цветковые растения», мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока.

I Мотивация к учебной деятельности :

Ребята сегодня у нас гости. Покажем  нашим гостям, как мы умеем работать?

Готовы получать новые знания?

Настроение хорошее?

II Актуализация знаний

1.Беседа.

- В окружающем мире помогают нам получать новые знания ребята, Маша и Петя.  

Вспомните, в каких местах мы с ними  побывали? (На опушке леса, в берёзовом лесу, в низине)

А сегодня наш путь лежит…. Впрочем, догадайтесь сами.

Необычен этот лес,

Полон сказок и чудес:

Весной – цветёт,

Летом - плод даёт,

 Осенью - не увядает,

Зимой - не умирает.

Угощеньями богат,

В гости всех он видеть рад!

Что это за лес, который и зимой стоит зелёный? А деревья из этого леса главные герои Нового года.  Ельник.

2. П\Р Сравнение веток ели и сосны.

У меня в руке две ветки.  В какой руке еловая?

Какие признаки помогают вам это определить?

- Молодцы. А вторая принадлежит какому дереву? (сосне).

-Сравните ветки. Чем похожи? (зеленые, у обоих иголки)

-Как называются иголки? (ХВОЯ)

 ХВОЯ

-Чем отличаются? (разные хвоинки; у ели расположены по одной, короче; у сосны – парами, длинные)

(Если не скажут парами: попробуйте оторвать хвоинки. Что заметили?)

- Понюхайте ветки. Чем пахнут? (елкой, Новым годом)

- На самом деле так пахнет смола.

-Где созревают семена у ели? (в шишке)

-Покажите еловую шишку.

-Как еловую шишку отличить от сосновой? (у ели – узкая, длинная; у сосны - мелкая, круглая)

- На что похожи шишки? (у ели – на сосульку, у сосны - на шарик)

-Шишки у ели растут вниз.

III Изучение нового материала

  1. Первичное знакомство с материалом.

ЭЙ АР ГАЙД Руководство Предположения /Реакция

У вас на столах лежат листы бумаги «До и после» Проработайте эти задания самостоятельно. В столбике «До» поставьте плюс, если согласны с утверждением, или  минус, если нет.

до

утверждения

после

Ель обычно растет  на влажных местах.

Ель — теневыносливая порода.

Березы защищают маленькие  ели от ветра и зноя.

В еловых лесах постоянная тишина

Листья-хвоинки держатся на ветке 5-7 лет.

Ель  называют музыкальным деревом.

Перед вами тексты с информацией. Прочитайте о ельнике внимательно.

Березки растут, а внизу появляются маленькие нежные елочки. Березы защищают их от ветра и зноя. Ели растут, становятся крепкими, выше берез. Березы не выносят темноты, им не хватает места,  и они гибнут. Постепенно светлый берёзовый лес сменяется тёмным ельником.  

         Еловый лес зелёный круглый год. Постоянная тишина в еловых лесах, безветрие и зеленый полумрак создают особые условия. Ели растут близко друг к другу. Поэтому в ельнике темно и прохладно.

          Ель - обычно растете на влажных местах. Ствол у ели покрыт тёмно-коричневой корой. Ветки густые, раскидистые, расположены по всей длине ствола. Ель - теневыносливое растение. Листья хвоинки держатся на её ветке 5-7 лет.

            В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу.

Заполните третью графу «после».

Сравните до и после. Изменилось ли ваше мнение? Почему?

Какое из этих утверждений значимое.

2 Работа с учебником. С. 40-41

Что о ельнике нам расскажет учебник? Маша и Петя тоже побывали в ельнике, что встретили они?.

Чтение текста.

IV 3акрепление изученного.  Верю - не верю   Файнд зе фиб.

Выбери неправильное высказывание.

1

Кислицу можно есть.

2

Кислица растет только в ельнике.

3

Ночью кислица «засыпает.»

1

Клесты выводят своих птенцов в феврале.

2

Когда клёст умирает окрас его  оперенья ещё долго сохраняет свой цвет.

3

Клесты прилетает в еловый лес летом.

Придумай свой вариант задания. Используй информацию на карточке.

1

2

3

Каждый ученик  выбирает одну карточку и придумывает по ней задание.

Карточка 1

Рысь Этого зверя легко узнать по кисточкам     на ушах, короткому хвосту и высоким ногам. У нее широкие мохнатые лапы, что помогает ей передвигаться по глубокому рыхлому снегу. Очень густой зимний мех спасает от морозов. Рысь прекрасно лазает по деревьям и неплохо плавает. Охотится на зайцев-беляков, тетеревов, рябчиков, мышей.

Карточка 2

Белка Небольшой, шустрый зверёк, коренной житель елового леса. Мех белок, живущих в ельнике, тёмный, так им легче прятаться от врагов на фоне хвои. На ели белка устраивает особое гнездо     из   веток, стебельков черники, брусники. Оно называется - гайно и похоже на шар с отверстием-входом  сбоку. Изнутри такой дом выстлан  травинками, мхами, пухом. В холодное время года белка ест не только осенние запасы, но и семена ели, которые достает из шишек, отшелушивая чешуйки.

Карточка 3

Небольшой кустарничек с вкусными черными ягодами (отсюда — название, так как ягоды пачкают, «чернят» руки), часто встречается в еловом лесу. Ель оберегает его от палящего солнца, которое он не любит, а черника сохраняет для дерева влагу. К ее цветкам прилетают пчелы, правда, еловый лес они посещают нечасто. Ягоды черники едят медведь, глухари и многие другие птицы.

Проверим вашу работу. Похлопаем столу, у которого задание интереснее.

Карточка 4

В молодых ельниках можно встретить рыжик еловый, более тонкий и бледный чем сосновый рыжик. В негустых еловых лесах растет еловый белый гриб, хотя предпочитает он более светлые места вдоль опушки леса. Ельники любят грузди и волнушки. В зрелых еловых лесах попадается груздь желтый, встреча с которым очень обрадует грибника.

Прочитайте свой текст и по нему придумайте задание, в котором два высказывания будут верными, а одно не верным.

Запишите их в таблицу. Прочитайте свои высказывания товарищам начиная с участника №4 по кругу. Выберите лучший вариант задания и похлопайте ему.

V.Рефлексия - Ребята, наш урок заканчивается.

Смогли ли вы добыть для себя достаточно информации по теме?

Самооценка Оцените свою работу. Хлопните в ладоши, кто доволен своей работой.

VI.Домашнее задание

С 40-41, читать, ответить на вопросы страницы 42.

Билетик на выход. Сдайте свои варианты вопросов Верю не верю. Я оценю ваши работы.

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

1.Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация необходимых знаний

Р.Л.

К. П.

Л.

– Итак, у нас урок окружающего мира. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.

Поприветствуем соседа по плечу, соседа по лицу.
– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

- В окружающем мире помогают нам получать новые знания ребята, Маша и Петя.  

Вспомните, в каких местах мы с ними  побывали?

Что именно мы изучали?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

(На опушке леса, в берёзовом лесу, в низине)

Обитателей, растения.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Психологический настрой.

Повторение материала.

                     

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

3.Постановка учебной задачи.

Вхождение в тему урока.

П. К.

Р.К.

Р. П.

П. К.

.

.

Беседа.

А сегодня наш путь лежит…. Впрочем, догадайтесь сами.

Необычен этот лес,

Полон сказок и чудес:

Весной – цветёт,

Летом - плод даёт,

 Осенью - не увядает,

Зимой - не умирает.

Угощеньями богат,

В гости всех он видеть рад!

Что это за лес, который и зимой стоит зелёный? А деревья из этого леса главные герои Нового года.  

2. П\Р Сравнение веток ели и сосны.

У меня в руке две ветки.  В какой руке еловая?

Какие признаки помогают вам это определить?

- Молодцы. А вторая принадлежит какому дереву? (сосне).

-Сравните ветки. Чем похожи? (зеленые, у обоих иголки)

-Как называются иголки? (ХВОЯ)

 ХВОЯ

-Чем отличаются? (разные хвоинки; у ели расположены по одной, короче; у сосны – парами, длинные)

(Если не скажут парами: попробуйте оторвать хвоинки. Что заметили?)

- Понюхайте ветки. Чем пахнут? (елкой, Новым годом)

- На самом деле так пахнет смола.

-Где созревают семена у ели? (в шишке)

-Покажите еловую шишку.

-Как еловую шишку отличить от сосновой? (у ели – узкая, длинная; у сосны - мелкая, круглая)

- На что похожи шишки? (у ели – на сосульку, у сосны - на шарик)

-Шишки у ели растут вниз.

Нам сегодня будет нужна еловая ветка. Почему? Куда мы сегодня идем? О чём мы будем говорить и что изучать?

 Определяют тему урока и задачи.

Высказывают свое предположение.

Сравнивают растения, находят общее и различие.

Ельник. Обитателей и растения елового леса.

Умение слушать и понимать речь других.

Умение сравнивать, выделять главное. Анализ- синтез.

Формирование умения высказывать свое мнение, суждение по результатам сравнения

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

4.Решение учебной задачи. Создание условий для осознанного усвоения нового материала.

П

ЭЙ АР ГАЙД Руководство Предположения /Реакция

У вас на столах лежат листы бумаги «До и после» Проработайте эти задания самостоятельно. В столбике «До» поставьте плюс, если согласны с утверждением, или  минус, если нет.

до

утверждения

после

Ель обычно растет  на влажных местах.

Ель — теневыносливая порода.

Березы защищают маленькие  ели от ветра и зноя.

В еловых лесах постоянная тишина

Листья-хвоинки держатся на ветке 5-7 лет.

Ель  называют музыкальным деревом.

Перед вами тексты с информацией. Прочитайте о ельнике внимательно.

Березки растут, а внизу появляются маленькие нежные елочки. Березы защищают их от ветра и зноя. Ели растут, становятся крепкими, выше берез. Березы не выносят темноты, им не хватает места,  и они гибнут. Постепенно светлый берёзовый лес сменяется тёмным ельником.  

         Еловый лес зелёный круглый год. Постоянная тишина в еловых лесах, безветрие и зеленый полумрак создают особые условия. Ели растут близко друг к другу. Поэтому в ельнике темно и прохладно.

          Ель - обычно растете на влажных местах. Ствол у ели покрыт тёмно-коричневой корой. Ветки густые, раскидистые, расположены по всей длине ствола. Ель - теневыносливое растение. Листья хвоинки держатся на её ветке 5-7 лет.

            В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу.

Заполните третью графу «после».

Сравните до и после. Изменилось ли ваше мнение? Почему?

Какое из этих утверждений значимое

Заполняют первую графу.

Читают текст.

Заполняют вторую графу «после»

Формирование понятия «ельник»

Умение работать с текстом, находить нужную информацию, оценивать свои знания.

5. Работа с учебником. С. 40-41

П Л

Чтение текста

Что о ельнике нам расскажет учебник? Маша и Петя тоже побывали в ельнике, что встретили они?.

Чтение текста. Беседа о бережном отношении к муравьям.

Чтение текста

Добывание информации из источника.

Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к муравьям.

6.Закрепление.

Р.

К.Л.

Файнд зе фиб.

Выбери неправильное высказывание. Отметьте его номер сбоку.

1

Кислицу можно есть.

2

Кислица растет только в ельнике.

3

Ночью кислица «засыпает» .

1

Клесты выводят своих птенцов в феврале.

2

Когда клёст умирает окрас его  оперенья ещё долго сохраняет свой цвет.

3

Клесты прилетает в еловый лес летом.

Придумай свой вариант задания. Используй информацию на карточке.

1

2

3

Каждый ученик  выбирает одну карточку и придумывает по ней задание.

Карточка 1

Рысь Этого зверя легко узнать по кисточкам     на ушах, короткому хвосту и высоким ногам. У нее широкие мохнатые лапы, что помогает ей передвигаться по глубокому рыхлому снегу. Очень густой зимний мех спасает от морозов. Рысь прекрасно лазает по деревьям и неплохо плавает. Охотится на зайцев-беляков, тетеревов, рябчиков, мышей.

Карточка 2

Белка Небольшой, шустрый зверёк, коренной житель елового леса. Мех белок, живущих в ельнике, тёмный, так им легче прятаться от врагов на фоне хвои. На ели белка устраивает особое гнездо     из   веток, стебельков черники, брусники. Оно называется - гайно и похоже на шар с отверстием-входом  сбоку. Изнутри такой дом выстлан  травинками, мхами, пухом. В холодное время года белка ест не только осенние запасы, но и семена ели, которые достает из шишек, отшелушивая чешуйки.

Карточка 3

Небольшой кустарничек с вкусными черными ягодами (отсюда — название, так как ягоды пачкают, «чернят» руки), часто встречается в еловом лесу. Ель оберегает его от палящего солнца, которое он не любит, а черника сохраняет для дерева влагу. К ее цветкам прилетают пчелы, правда, еловый лес они посещают нечасто. Ягоды черники едят медведь, глухари и многие другие птицы.

Проверим вашу работу. Похлопаем столу, у которого задание интереснее.

Карточка 4

В молодых ельниках можно встретить рыжик еловый, более тонкий и бледный чем сосновый рыжик. В негустых еловых лесах растет еловый белый гриб, хотя предпочитает он более светлые места вдоль опушки леса. Ельники любят грузди и волнушки. В зрелых еловых лесах попадается груздь желтый, встреча с которым очень обрадует грибника.

Прочитайте свой текст и по нему придумайте задание, в котором два высказывания будут верными, а одно не верным.

Запишите их в таблицу. Прочитайте свои высказывания товарищам начиная с участника №4 по кругу. Выберите лучший вариант задания и похлопайте ему.

Заполнение таблицы с заданием.

Умение анализировать, синтезировать материал, логически мыслить. Развивается мышление аналитическое, критическое мышление.

7.Рефлексия

Самооценка

8.Домашнее задание

Билетик на выход.

К Р. Л

Рефлексия - Ребята, наш урок заканчивается.

Смогли ли вы добыть для себя достаточно информации по теме?

Самооценка Оцените свою работу. Хлопните в ладоши, кто доволен своей работой.

VI.Домашнее задание

С 40-41, читать, ответить на вопросы страницы 42.

Сдайте свои варианты вопросов Верю не верю. Я оценю ваши работы.

Оценивают себя на шкале достижений

до

утверждения

после

Ель обычно растет  на влажных местах.

Ель — теневыносливая порода.

Березы защищают маленькие  ели от ветра и зноя.

В еловых лесах постоянная тишина

Листья-хвоинки держатся на ветке 5-7 лет.

Ель  называют музыкальным деревом.

до

утверждения

после

Ель обычно растет  на влажных местах.

Ель — теневыносливая порода.

Березы защищают маленькие  ели от ветра и зноя.

В еловых лесах постоянная тишина

Листья-хвоинки держатся на ветке 5-7 лет.

Ель  называют музыкальным деревом.

до

утверждения

после

Ель обычно растет  на влажных местах.

Ель — теневыносливая порода.

Березы защищают маленькие  ели от ветра и зноя.

В еловых лесах постоянная тишина

Листья-хвоинки держатся на ветке 5-7 лет.

Ель  называют музыкальным деревом.

до

утверждения

после

Ель обычно растет  на влажных местах.

Ель — теневыносливая порода.

Березы защищают маленькие  ели от ветра и зноя.

В еловых лесах постоянная тишина

Листья-хвоинки держатся на ветке 5-7 лет.

Ель  называют музыкальным деревом.

   

до

утверждения

после

Ель обычно растет  на влажных местах.

Ель — теневыносливая порода.

Березы защищают маленькие  ели от ветра и зноя.

 

В еловых лесах постоянная тишина

Листья-хвоинки держатся на ветке 5-7 лет.

Ель  называют музыкальным деревом.

до

утверждения

после

Ель обычно растет  на влажных местах.

Ель — теневыносливая порода.

Березы защищают маленькие  ели от ветра и зноя.

В еловых лесах постоянная тишина

Листья-хвоинки держатся на ветке 5-7 лет.

Ель  называют музыкальным деревом.

 

Карточка 1

Рысь Этого зверя легко узнать по кисточкам     на ушах, короткому хвосту и высоким ногам. У нее широкие мохнатые лапы, что помогает ей передвигаться по глубокому рыхлому снегу. Очень густой зимний мех спасает от морозов. Рысь прекрасно лазает по деревьям и неплохо плавает. Охотится на зайцев-беляков, тетеревов, рябчиков, мышей.

Карточка 2

Белка Небольшой, шустрый зверёк, коренной житель елового леса. Мех белок, живущих в ельнике, тёмный, так им легче прятаться от врагов на фоне хвои. На ели белка устраивает особое гнездо     из   веток, стебельков черники, брусники. Оно называется - гайно и похоже на шар с отверстием-входом  сбоку. Изнутри такой дом выстлан  травинками, мхами, пухом. В холодное время года белка ест не только осенние запасы, но и семена ели, которые достает из шишек, отшелушивая чешуйки.

Карточка 3

Небольшой кустарничек с вкусными черными ягодами (отсюда — название, так как ягоды пачкают, «чернят» руки), часто встречается в еловом лесу. Ель оберегает его от палящего солнца, которое он не любит, а черника сохраняет для дерева влагу. К ее цветкам прилетают пчелы, правда, еловый лес они посещают нечасто. Ягоды черники едят медведь, глухари и многие другие птицы.

Проверим вашу работу. Похлопаем столу, у которого задание интереснее.

Карточка 4

В молодых ельниках можно встретить рыжик еловый, более тонкий и бледный чем сосновый рыжик. В негустых еловых лесах растет еловый белый гриб, хотя предпочитает он более светлые места вдоль опушки леса. Ельники любят грузди и волнушки. В зрелых еловых лесах попадается груздь желтый, встреча с которым очень обрадует грибника.

 

Выбери неправильное высказывание.

1

Кислицу можно есть.

2

Кислица растет только в ельнике.

3

Ночью кислица «засыпает.»

1

Клесты выводят своих птенцов в феврале.

2

Когда клёст умирает окрас его  оперенья ещё долго сохраняет свой цвет.

3

Клесты прилетает в еловый лес летом.

Придумай свой вариант задания. Используй информацию на карточке.

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...