Конспект урока по окружающему миру 3 кл.Тема:Растения – производители
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Крошка Наталья Владимировна

Цели:

 -осмысление блока новой учебной информации.

 – ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения;

 – уметь перечислять особенности хвойных и цветковых растений.

Задачи урока: 

1. Научить детей  различать  группы  растений по  особенностям их строения;

2. Закрепить знания учащихся о круговороте веществ в экосистеме;

3. Прививать чувство бережного отношения к природе;

4. Развивать интерес детей к чтению энциклопедической литературы.

Конспект урока по окружающему миру 3 кл.Тема:Растения – производители. УМК "Школа 2100. Урок формирует  УУД и технологию оценивания учебных успехов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_kroshka_n.v.doc388.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (3-й класс)

Учитель: Крошка Наталья Владимировна

Урок 20.

Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

Тема:  Растения – производители

Цели:

 -осмысление блока новой учебной информации.

 – ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения;

 – уметь перечислять особенности хвойных и цветковых растений.

Задачи урока:  

1. Научить детей  различать  группы  растений по  особенностям их строения;

2. Закрепить знания учащихся о круговороте веществ в экосистеме;

3. Прививать чувство бережного отношения к природе;

4. Развивать интерес детей к чтению энциклопедической литературы.

Оборудование: гербарии   цветущих растений; интерактивная доска,проектор,компьютер, гербарии: цветковых, хвойных, споровых растений, водорослей; карточки с заданиями, видеоролик «Размножение и распространение растений» - Сказка (самодовольный цветок).  Презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Психологический настрой.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Учитель:  Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке «Окружающего мира». Обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте подарим улыбки гостям, друг  другу, ведь мы знаем, что улыбки располагают к приятному общению. Занимайте свои места.

 Все ваши мысли, высказывания будут очень ценны для меня и для вас.

1  3      Слайд 2.

-Скажите, ребята, что нас окружает?

-Как все это называется? (Окружающий мир, природа)

-Что можете сказать о природе? (Живая и неживая)

-Назовите признаки живой природы? (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, умирание)

-Какие условия необходимы для существования живой природы? (Свет, тепло, вода, воздух)

- Как доказать, что растение является живым организмом? (дышит, питается, растёт, развивается, размножается, умирает).

- Мы с вами тоже живые организмы. Каким образом растения отличаются от других живых организмов? (зелёным цветом, процессом фотосинтеза, нет движения, имеют другие (части) органы.)

- Что такое орган? (ответы детей)

- Обратимся к словарю учебника. (стр.139) (Органы – части тела, которые выполняют свою работу.

- Какие живые организмы относятся к производителям?

- Какую роль в экосистеме играют производители?

-Какие растения вы знаете?

 -Сегодня мы с вами отправимся с нашими героями  Мишей и Леной в мир растений. По пути Лена собирала растения для гербария. Но некоторые части растений забыла.

Диалог Миши с Леной. Слайд 3.

На какое противоречие обратил внимание Миша? (Всё ли нужное собрала Лена?)

Из каких частей состоит растение?

Проблемная ситуация: помогите  Лене. Назовите, из каких частей состоят растения.

Слайд 4. (Приложение 3.)

– Как вы думаете, для всех растений характерно такое строение? (Да.)

– А что вы скажите о строении этих растений? (Показать водоросли. (Слайд 5.)

 (Мы затрудняемся назвать части у этого растения.)

– Какой у вас возникает вопрос?

Как устроено растение? Какую роль выполняют части растений?

-Как вы думаете какая тема  нашего урока?

Тема урока: «Растения-производители».

– Давайте составим план урока.

Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.

План (примерный)  3

1.Из каких частей сотоит растение?

2.Кукую роль они выполняют?

3.Зкрепляем.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали? (умения извлекать информацию)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

3 2 4 3

Учитель: - Давайте вновь обратимся к нашему комнатному растению.

-Все ли органы растения мы видим? Назовите видимые органы цветка (цветок, стебель, лист)

- Это наземные части растения.

-Какой орган нам не виден? (Корень)

-Почему?( В почве)

-Как бы вы их назвали? (предположения детей)  Наземные и подземные  части растения.

-Любому растению нужны свет и вода, но не всем его частям они доступны. Объясните, каким частям растения более доступен свет, а каким вода. Слайд 6.

Мини вывод: наземные части растений тянутся вверх, к свету. Они обеспечивают процесс фотосинтеза. А подземные части растения тянутся вниз, всасывая воду, а с ней и другие полезные вещества. ( Надземным частям – стеблю и листу – доступен свет, а подземным частям – корню – вода.)

 Сложные задачи приходиться решать различным частям растения. Поэтому у растений есть органы. Давайте с ними познакомимся. Работать будем в группах.

(Дети работают в группах. У каждой группы фломастер и листы, на которых дети записывают ключевые слова. Результат работы – рассказ об органе растения. В итоге на доске появляется схема)

Задание для групп: подберите ключевые слова (дается время 5 минут)

1) Определите, какую роль лист выполняет в растении. Какие качества листа вы бы отметили? Используйте текст на с. 78. Слайд 8.

Лист отвечает за производство питательных веществ. В листьях идёт фотосинтез. Лист имеет нежные внутренние части.

2) Определите, какую роль стебель выполняет в растении. Какие качества стебля вы бы отметили? Используйте текст на с. 78–79. Слайд 9.

Стебель – опора для листьев. Связывает все органы растения. По стеблю передвигаются вещества. Прочный.

3) Определите, какую роль корень выполняет в растении. Какие качества корня вы бы отметили? Используйте текст на с. 79. Слайд 10.

Корень закрепляет растение в почве, всасывает воду и минеральные вещества. Сильно разветвлён.

4) Определите, какую роль цветок выполняет в растении. Какие качества цветка вы бы отметили? Используйте текст на с. 79. Ключевые слова: орган размножения, привлекает насекомых. Слайд 11.

Физминутка. Игра «А верите ли вы?»

Игра «А верите ли вы?».

Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, дети отвечают словами «верим», «не верим».

- А верите ли вы, что в Азербайджане растёт конфетное дерево? +

- А верите ли вы, что есть растение, которое растёт вверх корнями? –

- А верите ли вы, что существует бешеный огурец? +

- А верите ли вы, что банан – это тропическая трава? +

- А верите ли вы, что в Австралии растёт баночное дерево? –

- А бутылочное дерево? +

- А верите ли вы, что родина апельсина  - Китай? +

- А верите ли вы, что кигелия – это колбасное дерево? +

- А верите ли вы, что кактусы растут в лесу? –

- А верите ли вы, что существует пустынное растение – саксаул? +

- А верите ли вы, цветы умеют танцевать? -

 Муз. пауза Чайковский П.И. «Вальс цветов». (под музыку П.И.Чайковского дети исполняют вальс). (Приложение 2. Слайд 7)

Проверка работы в группах. Выходят представители из групп и заполняют каждую свою схему. В итоге появляется схема. Слайд 12.

 

- А сейчас послушайте историю о том, что может произойти с цветками-недотрогами

Слайд 13.

Видеоролик «Размножение и распространение растений» - Сказка (самодовольный цветок)  

(Если будет сбой в компьютере)

Учитель комментирует мультипликацию, рассказывает сказку о том, что распустился на ветке красивый и ароматный цветок. Со всех сторон на запах устремились пчелы, желая добыть сладкий нектар, питательную пыльцу. Но неприветливо их встретил цветок, закрыл свои лепестки, глядит сердито. Полетели пчелы к другим цветкам. Через некоторое время на них образовались плоды. А цветок-недотрога так и засох в одиночестве.

– Почему не у всех цветков образовались плоды? (не было опыления)

 Слайд 14.

- Что значит опылять? (перенос пыльцы с одного цветка на другой, в результате завязываются семена)

- Чем цветы привлекают насекомых? (ярким цветом, душистым запахом, сладким нектаром

- Некоторые дети ловят красивых бабочек, тем самым губят их. Что бы вы сказали этим детям от имени насекомых?

- КАКОВА РОЛЬ ЦВЕТКА?  (образование плода) 

Слайд 15.(Приложение 5). Видеоролик «Образование плода».

Какую роль играет плод? (ответы детей)  

 ( плод - защита и распространение заключённых в нём семян)

– Кто помогает растениям распространять их семена? (ответы детей)

Слайд 16. ( Каждой группе дается задание на листочках). Проверка.

Слайд 17.                                                                                                                                                          

   - Всего на Земле более 350 тысяч видов растений. Это очень большое число. Если мы с вами будем каждую секунду называть по одному растению, то на перечисление всех видов растений нашей планеты понадобится почти 97 часов. Сколько суток без отдыха и сна мы будем перечислять все виды растений? (97:24=4 суток и 1 час)

- Все растения учёные разделили на несколько групп.

1 группа – это цветковые. Стр.учебника 81.

2группа – это хвойные. Стр.учебника 82.

3 группа – это споровые. Стр.учебника 83.

Вернемся к вопросу урока. Как устроено растение? Слайд 18.

 Как ответим? (Наземные растения имеют органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.)

– Как вы думаете, такие органы характерны всем наземным растениям? Сделаем вывод.

А сейчас сравним с авторским.

Слайд 19.

Наземные растения состоят из листьев, стебля ,цветка, плода и корня. Цветковые растения —

самые многочисленные и разнообразные из них. Хвойные растения не имеют цветков.

(Судя по тексту учебника, эти органы есть у цветковых растений, а корень, стебель и лист – ещё у хвойных.)

 Слайд 19.

Выполните задание на листочках. Они лежат у вас на парте. Проверьте себя.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?( умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Умение работать в группах.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Домашнее задание.

Домашнее задание (каждому ученику учитель раздаёт план работы)

- Выбрать одного представителя из царства растений и составить рассказ по плану:

План.

1. Название растения.

2. Назови органы данного растения.

3. К какой группе растений относится и почему?

4. Как размножается растение?

5. Кто помогает растению распространять их семена (споры).

6. Дополнительные сведения.

IV. Итог урока.

4

– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

- Какую роль играет каждый орган цветкового растения?

- Какой орган выполняет основную работу растения?

- Какой орган работает как лифт?

-Смогли бы люди существовать без растений?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

ТОУУ

Рефлексия:

Сегодня на уроке вы работали в группах. Как вы считаете, работать в группе легче и интересней, чем по одному?  

Попробуйте оценить свою работу в группе.

Используемые источники информации

Интернет;

Мультимедийное пособие «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире»;

О.М.Смирнова «Дифференцированный подход в обучении природоведению», Москва Новая школа 1997;

А.А.Вахрушев «Обитатели Земли» 3 класс, методические рекомендации для учителя; А.А.Вахрушев «Обитатели Земли»(2 часть) 3 класс, учебник; Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Обитатели Земли» 3 класс, тетрадь;

вальс П.И.Чайковского

http://www.zaycev.net/pages/1112/111252.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме " Растения- производители"

Цель:Познакомить учащихся с особенностями строения растений, научить различать части растения, рассмотреть способы размножения цветковых растений;Развивать логическое мышление, речь учащихся, внимание...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс программа " Школа 2100", тема "Растения-производители"

В приложенном файле содержится конпект по окружающему миру для учащихся 3 классов по программе "Школа 2100". Тема урока "Растения-производители"....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)

В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Растения, которые мы едим"

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях, которые мы едим....

Конспект урока по окружающему миру на тему «Растения и животные болота»

Цель: познакомить учащихся с понятием “болото”, особенностями его растительного и животного мира.Задачи:- образовательные: раскрыть связь человека с окружающим миром природы; обобщить...