Урок окружающего мира по теме " Растения- производители"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Цель:

Познакомить учащихся с особенностями строения растений, научить различать части растения, рассмотреть способы размножения цветковых растений;

Развивать логическое мышление, речь учащихся, внимание, формировать навыки самостоятельной работы;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

  Задачи: показать связь между живой и неживой природой, систематизировать знания о растениях и их роли в экосистеме, определить роль каждого органа растения, выявить способы размножения, усвоить понятие о фотосинтезе, отработать навыки групповой и самостоятельной работы, уметь находить нужную информацию в учебнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_priroda.docx103.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

Тема: « Растения – производители»

Автор : Маглинова Баирта Борисовна,

учитель начальных классов

Базовая школа

БПОУ РК «Элистинский

педагогический колледж

 им.Х.Б.Канукова»,

Республика Калмыкия, г.Элиста

2014 г.

Цель:

Познакомить учащихся с особенностями строения растений, научить различать части растения, рассмотреть способы размножения цветковых растений;

Развивать логическое мышление, речь учащихся, внимание, формировать навыки самостоятельной работы;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

  Задачи: показать связь между живой и неживой природой, систематизировать знания о растениях и их роли в экосистеме, определить роль каждого органа растения, выявить способы размножения, усвоить понятие о фотосинтезе, отработать навыки групповой и самостоятельной работы, уметь находить нужную информацию в учебнике.

  Оборудование: Интерактивная доска, предметные картинки с изображениями частей растения и подписи к ним, таблица, учебник « Окружающий мир», рабочая тетрадь под ред. А.А.Вахрушева – М.:  Баллас  2013г.

Ход урока

       I. Организационный  момент.

 II. Актуализация знаний.

У: Ребята, давайте вспомним что такое экосистема? Из чего она состоит?

Д: Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных « профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

У: Что относится к неживой природе?

Д: Солнце, воздух, вода, почва, камни…

У: Чем отличается живая природа от неживой?

Д: Все живое дышит, питается, растет, размножается и умирает.

У: Что же относится к живой природе? ( Таблица 1. « Живая природа».  Дополняю ее с помощью детей надписями  «Люди», « Животные», « Растения», « Грибы», « Бактерии»)

                                              Таблица 1.

Живая природа

Бактерии                                     Люди

Грибы                                     Животные

Растения

    III. «Открытие» нового знания.

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство Растений, познакомимся с новой классификацией растений и органами цветковых растений.

- Какую роль в экосистеме играют производители?

- Что необходимо для роста растения?

- Откуда растения берут воду и минеральные вещества?

У: Откройте учебник на странице 1 и прочитайте, что забыла засушить Лена? Выполним задание №1. Напомните, из каких частей состоит цветковые растения?

Д: Из надземных и подземных частей.

У: Любому растению нужны свет и вода. Что из этого более доступно его наземным и подземным частям?

Д:  Надземной части доступен свет, а подземной части – вода.

У: Правильно. Для жизни растений необходимы свет и вода. Надземные части тянутся вверх, к солнцу. Они обеспечивают процесс фотосинтеза. Что такое фотосинтез?

 Д: Фотосинтез – это процесс, при котором из углекислого газа, воды и минеральных веществ на свету образуются органические вещества.

  У: Правильно.  А подземные части растения тянутся вниз, всасывая воду, а с ней и другие полезные вещества. Помимо этого растению необходимо передавать полезные вещества одних частей растения к др. и преодолевать земное притяжение. Со всеми этими сложными задачами успешно справляются органы растения – лист, стебель и корень.

- Прочитайте в учебнике, какую работу выполняют листья? Части растения – это корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами

Д: Они кормят все растение.

У: Что происходит в листьях?

Листья: фотосинтез.

У: А теперь прочитайте о стебле. Какая главная задача стебля?

Стебель: Опора.

Что еще происходит в стебле? Связующая нить между листьями и корнем, передача веществ. Чем покрыт стебель снаружи?

У: Теперь прочитайте о корне. Какие задачи у корня?

Корень: Удерживает стебель, всасывает воду и минеральные вещества из почвы.

Итак: главная задача листьев – фотосинтез; стебель служит для опоры и доставляет воду к листьям, а органические вещества от листьев, а корень удерживает растение и всасывает воду из почвы.

У: Как вы думаете, у всех ли растений есть семена и цветы?

Д: Нет. У водорослей нет цветов и семян.

                                                Таблица 2.

Растения

Низшие растения

Высшие растения

   

         Водоросли

- Первичные растения, вышедшие на сушу, не имели всех тех органов, которые есть у современных наземных растений. Древние растения – мхи, не имеют корней и сосудов, а папоротники, хотя и имеют корни, но также предпочитают селиться у воды. Как вы думаете, почему?

Д: Они размножаются спорами, а спорам нужна вода.

У: Правильно. ( дополняю таблицу 2 на доске. Низшие растения: мхи, папоротники).  Иллюстрацию этих растений рассмотрите в учебнике на странице 4.

У: Летом на Руси праздновали день Ивана Купалы. Существовало поверье, что в ночь на И.К. зацветет папоротник. Тот, кто его найдет, будет счастлив и богат. Как вы думаете, были ли такие счастливчики?

Д: Нет, у него нет цветов. Папоротник размножается спорами (смотреть статью в учебнике).

У: Хвойные растения размножаются семенами, но у них нет цветов. Хвойные растения изображены на стр. 3 ( дополняю  таблицу 2 на доске.Высшие растения: хвойные).

- Высшая степень развития растений – цветковые растения. Почему они так называются? Какой орган появляется у этих растений?

Д: Цветок.

У: Цветок – самый совершенный орган размножения. Кто помогает распылить цветок?

Д: Насекомые.

У: Эта работа так понравилась насекомым, что цветковые стали самой многочисленной группой растений.( дополняю таблицу 2. Высшие растения: цветковые) Посмотрите на стр. 2 иллюстрации цветка растений и их опылителей. Чтение текста о цветке.

IV Первичное закрепление.

У: Кто или что помогает растениям распространить их семена.

Д: 1. Птицы помогают рябине.

2. Ветер помогает клену и одуванчику.

3. Кедровку – птица, она помогает кедру.

4. Звери помогают репейнику.

У: Подумайте, спора или семя имеет больше шансов прорасти и дать начало новому растению. Почему?

Д: Семя, в нем есть запас веществ. А спорам обязательно нужна вода.

V. Самостоятельная работа. Выполните задания №5 в рабочей тетради.

VI. Контроль и рефлексия.

Сегодня мы рассмотрели растение как слаженное производство, как важную часть экосистемы. Благодаря сложной работе внутри растения и его взаимодействия с другими участниками экосистемы, их приспособленности друг к другу, экосистема существует долгое время, и еще будет существовать.

Как мы с вами можем поддерживать эту жизнь, не разрушая ее?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что было особенно интересно?

  • Кому было все понятно и кто правильно справился с заданиями, поднимите красный цветок.
  • Кто чувствовал себя немножко неуверенно, ошибался, но ошибки свои понял  и исправил, поднимите синий цветок.
  • У кого были затруднения при выполнении заданий, были ошибки при самой работе – поднимите желтый цветок.

Какая красивая у нас получилась полянка. Я очень хочу, чтобы мы с вами учились у природы жить дружно и понимать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".

Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...

Урок окружающего мира по теме: "Растения и животные".

Урок окружающего мира для 1 класса по программе "Школа 2100".Цель: дать представление о роли растений в жизни животных....

Урок окружающего мира по теме: "Растения"

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Растения" (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков). Урок обобщения изученного материала в нетрадиционной форме "урок-бенефис"....

презентация урока окружающего мира по теме "Растения в домашней аптечке"

урок с использованием сингапурских обучающих структур для 2 класса по УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира на тему "Лесные производители" с использованием ИКТ-технологий

Тема урока: «Экосистема леса. Лесные производители»Планируемые результаты.Личностные:- учебно-познавательный интерес к экосистеме леса;- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Растения-производители»

Место урока. Изучение темы «Растения-производители» входит в раздел №4 « Живые участники круговорота веществ» по программе «Мир и человек» А.А.Вахрушев. Урок «...