Здоровые зубы - залог здоровья!
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) по теме

Иванова Надежда Алексеевна

Практический материал для уроков окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общее представление о полости рта

Полость рта является начальным отделом пищеварительного тракта. Она выполняет различные функции: жевание, глотание, пищеварение, речеобразование. В ее состав входят такие органы, как:

♦  щеки   ♦  губы   ♦  язык   ♦  десны   ♦  зубы   ♦   слюнные  железы   ♦

Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережевывания пищи. Здоровые зубы влияют на внешний вид человека, украшая лицо ослепительной улыбкой. Но нельзя забывать, что зубы играют важную роль в формировании звуков речи и общем состоянии организма. Заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта являются самыми распространенными заболеваниями человека. Нередко больные зубы являются результатом общих заболеваний организма, ухудшают их течение и могут стать причиной заболеваний внутренних органов (сердца, почек, суставов и др.).

Мы часто думаем, что зубы - это дополнение к облику человека, как волосы или ногти. Однако зуб - это живой орган. Чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми необходимо своевременно обращаться к стоматологу, вести здоровый образ жизни, который в стоматологическом аспекте включает в себя рациональное питание, гигиену полости рта, устранение вредных привычек, заботу о здоровье организма в целом.

Каждый зуб состоит из трех основных частей

  • Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта.
  • Корень - часть зуба, которая располагается в челюсти.
  • Шейка - часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Ткани зуба

Коронка зуба покрыта сверху эмалью. Эмаль - это самая твердая ткань организма. Она на 98% состоит из неорганических веществ. Эмаль построена из кристаллов, основными компонентами которых являются соединения кальция.

Под эмалью располагается дентин. Он составляет основную массу зуба. В дентине содержится 70% неорганических веществ и примерно 30% органических веществ и воды. В дентине имеются канальцы (трубочки), в которых располагаются окончания чувствительных волокон. Дентин является основным материалом, из которого построена не только коронка, но и корень зуба.

Внутри коронки и в канале корня зуба спрятано сплетение нервных волокон и кровеносных сосудов, называемое пульпой (мягкая рыхлая ткань). Нервы и сосуды проникают в зуб через отверстие, которое имеется на верхушке каждого корня. Пульпа является самой чувствительной тканью зуба.

Как зуб удерживается в челюсти

Зуб удерживается в челюсти не только при помощи корня. Место в челюсти, где находится корень, называется лункой. Между корнем зуба и стенкой лунки имеется щель, в которой располагаются косые и поперечные связки, как бы подвешивающие зуб в кости. Эти связки обеспечивают фиксацию корня в лунке и выполняют роль амортизаторов, равномерно распределяющих жевательное давление. Между связками располагается большое количество сосудов и нервов. Это щелевидное пространство, заполненное связками, сосудами и нервами, носит название периодонта.

Десна обеспечивает дополнительную фиксацию зуба в челюсти, так как от шейки зуба к десне так же идут связки. Весь комплекс тканей, удерживающих зуб:

♦ корень ♦ лунка ♦ периодонт ♦ десна ♦

носит название пародонта.

Виды зубов и их функции

Зубы человека не одинаковы по форме и функции. В передней части полости рта расположены резцы - зубы с режущим краем, которые выполняют функцию откусывания пищи. По бокам от резцов находятся клыки - конусовидные зубы, предназначенные для отрывания кусочков пищи. Далее располагаются малые коренные зубы (премоляры) и большие коренные зубы (моляры). Эти зубы более крупные. У них есть жевательная поверхность и они имеют более одного корня. На жевательной поверхности таких зубов имеются углубления, называемые фиссурами. Эти зубы измельчают и перемалывают пищу.

Временные и постоянные зубы. Понятие прикуса

У человека два комплекта зубов:

  • Временные зубы - их 20.
  • Постоянные зубы - их от 28 до 32.

Временные зубы играют важную роль в развитии постоянных зубов:

  • они сохраняют пространство для них
  • направляют их рост.

По своему строению временные зубы схожи с постоянными. Однако от постоянных они отличаются меньшими размерами и беловато-голубоватым цветом. Поэтому их часто называют молочными.

Зачатки зубов начинают закладываться еще в тот период, когда ребенок находится в утробе матери (с 6-7-й недели беременности). Когда ребенок рождается, в челюстях имеются зачатки всех временных и 16 постоянных зубов. Зачатки же остальных постоянных зубов формируются в первые годы жизни. В возрасте 3 лет ребенок имеет зачатки всех постоянных зубов, которые располагаются в челюстях над корнями временных зубов на верхней челюсти и под корнями временных зубов на нижней челюсти.

Временные зубы начинают прорезываться в возрасте 6 месяцев. Сначала, как правило, появляются нижние резцы. К 2,5-3 годам у ребенка должны прорезаться все 20 временных зубов.

В возрасте 5-6 лет у ребенка появляются первые постоянные зубы - шестые. Эти зубы прорезаются на свободном месте позади временных зубов, поэтому их часто принимают за временные.

С 6 до 12 лет временные зубы меняются на постоянные. Когда постоянные зубы готовы к росту, корни временных зубов растворяются и временные зубы выпадают. Тогда у постоянных появляется возможность занять освободившееся место. Этот процесс происходит в строго определенной последовательности, парно и своевременно. Сначала меняются нижние резцы, затем резцы верхней челюсти и так далее.

К 12-14 годам у человека должны прорезаться постоянные зубы за исключением "зубов мудрости". "Зубы мудрости" появляются в среднем от 16 до 25 лет.

Постоянные зубы формируют у человека постоянный прикус. Прикус - это соотношение верхних и нижних зубов при их смыкании. Основными признаками правильно сформированного постоянного прикуса являются:

♦        ровные зубные дуги,

  • верхняя челюсть располагается кпереди относительно нижней,
  • средняя линия, проходящая между центральными зубами, совпадает со срединной линией лица,
  • верхние передние зубы на 1/3 коронки перекрывают коронки нижних передних зубов.

Отклонения от этих норм являются признаками неправильно сформированного прикуса.

Неправильный прикус

может сформироваться под влиянием следующих факторов:

  • генетическая предрасположенность (наличие неправильного прикуса у родителей),
  • вредные привычки родителей (алкоголизм, курение, наркомания),
  • заболевания матери во время беременности,
  • родовая травма,
  • неправильное вскармливание малыша при искусственном кормлении (большое отверстие в соске, неправильное положение ребенка во время кормления),
  • общие заболевания детей (рахит, травмы и проч.),
  • стоматологические заболевания детей (кариес, раннее удаление зубов),
  • нарушения дыхания (например, при наличии аденоидов); в норме ребенок должен дышать носом,
  • нарушения жевания ("вялое" жевание, жевание на одной стороне),
  • нарушения речеобразования (нечеткое произношение, прежде всего, звуков "р", "т", "л",-"с"), нарушение темпа и ритма речи,
  • короткие или неправильно прикрепленные уздечки губ и языка,
  • наличие вредных привычек.

Вредные привычки

Чтобы зубы были ровными и красивыми, ничто не должно мешать их росту. Когда постоянный зуб прорезается, корень его только начинает формироваться. Этот процесс длится около трех - четырех лет после появления зуба. Пока корень не сформирован, зуб очень слабо закреплен в кости. Поэтому появление вредных привычек, таких как:

  • держание во рту различных предметов ( пальца, ручки, воротничка рубашки и прочее)
  • давление языком на зубы
  • прикусывание губ и прочее

может сдвинуть зубы и они встанут в неправильное л   положение.

Во время роста человека растут не только кости рук, ног, но и кости лица, в том числе верхняя и нижняя челюсти. Они должны иметь нормальные размеры и правильно располагаться относительно друг друга. Во время роста челюстей нарушить их нормальное развитие могут:

  • привычка спать на высокой подушке или с запрокинутой головой (в этом случае нижняя челюсть будет выдвигаться вперед или сдвигаться назад),
  • неправильная осанка.

Предотвратить кариес и заболевания пародонта можно, удаляя из полости рта остатки пищи и микробный налет при помощи:

♦  зубной щетки ♦ зубной пасты ♦ эликсира ♦ зубной нити ♦ зубочистки ♦ жевательной резинки ♦

У детей только что прорезавшиеся постоянные зубы можно защитить от кариеса, покрыв их силантом.

Зубная щетка

  1. Необходимо выбирать щетку с мягкой щетиной.
  2. Длина головки щетки (щетины) должна быть равна ширине 2-3 зубов.
  3. Перед чисткой зубов и после чистки необходимо тщательно вымыть щетку.
  4. Хранится щетка в индивидуальном стакане щетиной вверх. Футляр используется только для транспортировки щетки.
  5. Нельзя никому давать свою зубную щетку.
  6. Нельзя использовать щетку ни для чего, кроме чистки зубов.
  7. Щетку необходимо менять, когда она изнашивается. Зубная щетка с растрепавшейся щетиной плохо очищает зубы и может поранить десны. Рекомендуется менять щетку раз в 3-4 месяца, и обязательно после инфекционных болезней.

В настоящее время предпочтительными являются щетки с искусственной щетиной (изготовлены из нейлона, ситрона и других материалов), так как щетки с натуральной щетиной быстро изнашиваются. Кроме того, внутри каждой натуральной щетинки имеется канал, в котором могут скапливаться микроорганизмы.

Зубная паста

  1. Должна содержать соединения фтора.
  1. Детям рекомендуются детские зубные пасты, так как в их состав входит необходимое для детей количество лекарственных веществ.
  2. Детям до 12 лет рекомендуются пасты, в состав которых, кроме фтора, включены соединения кальция.
  1. При заболевании десен зубная паста должна содержать противовоспалительные вещества.

Наличие в зубной пасте соединений фтора, кальция и противовоспалительных веществ указывается на упаковке.

Когда необходимо чистить зубы

Зубы чистят не менее двух раз в день:

  1. Утром, желательно после завтрака.
  1. Вечером перед сном, после последнего приема пищи.

Как чистить зубы щеткой

  1. Перед чисткой щетка тщательно моется.
  1. Щетку держат с захватом сверху.
  1. На щетку наносится небольшое количество пасты.
  1. Чистят зубы при разомкнутых челюстях.
  1. Сначала чистят зубы верхней челюсти.
  1. Щетку располагают под углом 45 градусов к поверхности зуба. На каждом участке, состоящем из двух зубов, делают по 10 движений по направлению от десны к режущему краю зуба.
  2. Затем, таким же образом чистится задняя поверхность зубов. При чистке задней поверхности передних зубов щетка ставится перпендикулярно режущим краям и совершаются движения кпереди.
  3. Следующим этапом чистят жевательную поверхность малых и больших коренных зубов, делая по 10 "сметающих" движений на каждом участке.
  4. Далее, в том же порядке, чистят зубы нижней челюсти.
  1.  Завершают чистку массажем десен верхней и нижней челюсти. Процедура осуществляется при закрытом рте. Для этого щеткой совершают круговые движения с захватом зубов и десен.

      11. Щетку моют и ставят в стакан щетиной вверх.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся со строением полости рта, зубов, их видами и функциями.

Упражнение 1. "Что находится во рту".

Материалы: зеркальца.

  1. Попросите детей взять в руки зеркальца, открыть рот и рассмотреть полость рта. Спросите детей: "Что вы увидели во рту?" (язык, зубы, десны).
  2. Пусть дети пощупают языком свои зубы и десны и опишут, что они чувствуют, какие они: гладкие, шершавые, твердые, мягкие?
  3. Обратите внимание детей на то, что зубы разные по своей форме. Передние зубы имеют острый край, а задние — большую бугристую жевательную поверхность.

Упражнение 2. " Зачем нужны зубы?"

Материалы: дольки твердых фруктов или овощей, цветные карандаши.

  1. Чтобы ученикам было легче понять роль рта и зубов как важной части организма, предложите им представить человека, у которого нет рта. Что не может делать такой человек? (Есть, разговаривать, улыбаться). Задавайте детям соответствующие наводящие вопросы.
  2. Пусть дети на практике познакомятся с функциями зубов:

  • Пережевывание пищи. Предложите кому-нибудь из ребят откусить от яблока или морковки, закрыв передние зубы губами;
  • Речь. Предложите кому-нибудь из ребят произнести слова "дом", "стол" и др., не касаясь языком передних зубов;
  • Внешний вид. Попросите детей показать, как бы они улыбались, если бы у них не было зубов или они были бы некрасивыми (только с закрытым ртом).

3.        Вместе с детьми составьте список, где укажите, как и когда зубы помогают нам, например, при улыбке, при разговоре, при еде. Предложите детям сделать рисунки по обсуждаемой теме цветными карандашами или мелками.

  1. Сделайте из рисунков книжку.
  2. Сделайте фотографии детей, когда они улыбаются, разговаривают и кушают, и повесьте их в классе.

Упражнение 3. "Почему зубы разные".

Материалы: зеркальца.

1.        Предложите детям еще раз посмотреть на свои зубы с помощью зеркальца и вспомнить различие форм передних и задних зубов.

Пока дети описывают свои зубы, нарисуйте на доске схемы резцов, клыков, моляров и премоляров.

2.        Спросите ребят, почему зубы у человека разные.

Спросите, что мы делаем с помощью передних зубов. (Откусываем, отрезаем) пищу, так как они имеют острый режущий край и поэтому называются резцами.) Подпишите название резцов под рисунком на доске.

Спросите, что мы делаем с помощью угловых зубов с острым кончиком. (Они заострены и немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать ее, для того чтобы можно было отрывать кусочки пищи. Это клыки.) Подпишите название клыков под рисунком на доске. Спросите, что мы делаем с помощью боковых зубов. (Они имеют бугристую жевательную поверхность и размельчают (премоляры) и перемалывают (моляры) пищу). Подпишите названия этих зубов под рисунком на доске. Сделайте вывод о многообразной работе, выполняемой нашими зубами, и важности каждого зуба.

3.        Попросите детей привести примеры животных, у которых хорошо развиты резцы (кролик, белка — грызуны), клыки (тигр, волк, медведь — ищники), премоляры, моляры (корова, лошадь — травоядные (жвачные)).

Упражнение 4. "Части зуба".

  1. Нарисуйте на доске схему зуба (см. приложение "Схема строения зуба") и попросите детей перерисовать его за вами на листке бумаги. Объясните детям, что они видят в полости рта только часть зуба, которая называется коронкой. Зуб закрепляется в кости челюсти с помощью корня или нескольких корней.
  2. Попросите детей подписать части зуба на своем рисунке.

Заключение Предложите детям решить ребус:

  1. Нарисуйте на доске буквы под номерами: и(6), е(4), 6(1), е(2), г(5), р(3), у(8), ы(10), 6(9), з(7).
  2. Попросите детей перевернуть листочки, на которых они рисовали зуб, и переписать ребус и решить его. (Нужно поставить буквы в соответствии с их номерами. При правильном решении получается фраза: "Береги зубы".)
  3. Когда решение будет найдено, повторите с детьми, почему нужно беречь зубы и от чего (кариес, механическое повреждение) и что нужно для этого делать.

Урок 2. Тема: “Правила ухода за зубами”.

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать у детей понятие о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, познакомить с основными правилами гигиены полости рта.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Заранее попросите учеников принести на этот урок картинки улыбающихся людей (из журналов) и черный фломастер.

Упражнение 1. "Как я выгляжу?"

  1. Предложите детям показать друг другу принесенные картинки улыбающихся людей. Обратите внимание детей на то, как приятно смотреть на улыбающегося человека, какие красивые у него зубы.
  2. Теперь предложите детям закрасить зубы людей на картинках черным фломастером. Обратите внимание детей на то, какой некрасивой и даже страшной (как у Бабы-Яги) стала улыбка на фотографии.
  3. Повторите с детьми, что нам трудно было бы делать, если бы у нас были не все зубы. Сделайте вывод о необходимости научиться правильно ухаживать за зубами.

Упражнение 2. "Невероятное путешествие ".

1. Предложите ребятам посмотреть мультфильм, в котором они встретятся с Доктором Кроликом - стоматологом (уточните, что стоматолог - это врач, который лечит зубы) и его друзьями, узнают, что нужно делать, чтобы зубы были крепкими и здоровыми.

Попросите детей внимательно посмотреть мультфильм и запомнить советы Доктора Кролика по уходу за зубами.

  1. Посмотрите мультфильм.
  2. Проведите беседу по мультфильму:

  • Понравился ли вам мультфильм?
  • А Доктор Кролик вам понравился?
  • Что случилось с Максимом? (Его похитили Кислотные Монстры).
  • Откуда появились Кислотные Монстры? Как они вредят зубам? (Кислотные Монстры выросли из налета, они делают в зубах дырки).
  • Почему Кислотные Монстры украли именно Максима? (Он чистил зубы только 1 раз в неделю).

Вспомните советы Доктора Кролика:

Какой совет самый главный? (Чистить зубы 2 раза в день).

Когда нужно чистить зубы? (Утром и вечером после еды, чтобы налету было нечем питаться).

Сколько раз в год нужно ходить к стоматологу? (2 раза в год).

Что нужно делать после приема сладкой пищи? (Полоскать рот).

Какая должна быть щетка, чтобы хорошо почистить зубы? (С мягкой ровной щетиной, а не старой и лохматой).

Какое еще правило по использованию зубной щетки вы запомнили? (Нужно пользоваться только своей зубной щеткой и никому ее не давать).

Какое вещество, содержащееся в зубной пасте, делает зубы крепче? (Фтор).

Чем можно удалить налет между зубами? (Флоссом - специальной зубной нитью).

6. Чтобы дети запомнили основные правила ухода за зубами, запишите их на доске во время беседы и затем попросите детей переписать их в свои тетради или на листы, на которых они могут также проиллюстрировать эти правила:

  • чистить зубы 2 раза в день утром и вечером после еды,
  • посещать стоматолога два раза в год,

♦ реже есть сладости и после их приема обязательно полоскать рот.

  1. Повесьте в классе календарь "5 советов Доктора Кролика".
  2. Предложите детям выучить наизусть стихотворение:

Как поел, почисти зубки!

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил, Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

Урок 3. Тема: "Как правильно чистить зубы".

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать у учащихся навык правильных движений зубной щеткой, познакомить с правилами хранения зубной щетки.

Упражнение 1. "Для чего мы чистим зубы".

  1. Вспомнив мультфильм, спросите детей, для чего мы чистим зубы. Обсудите с детьми, что это необходимо для того, чтобы удалять зубной налет до того, как он превратится в Кислотного Монстра. Повторите с детьми, чем опасен Кислотный Монстр.
  2. Расскажите, что налет почти полностью состоит из микробов. Обсудите, каким образом микроорганизмы попадают в рот и почему стремятся остаться там надолго. (В рот часто попадает пища, в нем всегда влажно и тепло).
  3. Вспомните мультфильм и спросите детей, где прячутся Кислотные Монстры. (Между зубами, между зубом и десной, на жевательной поверхности боковых зубов).

Упражнение 2. "Чистим зубы".

Примечание. Если есть такая возможность, это занятие лучше проводить в комнате гигиены, где каждый ребенок мог бы на практике потренироваться правильно чистить зубы. Попросите врача-стоматолога или медсестру помочь вам в проведении такого занятия.

*   *   *

Материалы: зубная паста и щетки, приложение "Счастливые зубы".

  1. Раздайте детям зубные щетки и зубную пасту. Если занятие проходит в классе и нет возможности промыть щетки, предупредите детей, чтобы они не брали их в рот.
  2. На макете зубов, приведенном в приложении "Счастливые зубы", покажите детям, как правильно нужно чистить зубы, чтобы удалить налет из тех мест, где он прячется (см. стр. 10). Обратите внимание детей, как нужно держать зубную щетку.
  3. Затем предложите детям самим проделать правильные движения щеткой, приставив ее к щеке и имитируя движения при чистке верхних, а затем нижних зубов. Помогите каждому ребенку проделать правильные движения.

3. Разучите с детьми стихотворение:

Надо чистить каждый зуб, Верхний зуб, нижний зуб, Даже самый дальний зуб, Очень важный зуб. Изнутри, снаружи три, Три снаружи, изнутри, Даже самый дальний зуб, Очень важный зуб.

Упражнение 3. "Моя зубная щетка".

Спросите детей, как они должны ухаживать за своей зубной щеткой. Обсудите с ними следующие правила:

  1. Щетка должна быть небольшого размера (размер головки должен быть равен размеру двух-трех ваших зубов), чтобы хорошо вычищать дальние зубы.
  2. Выбирая зубную щетку, помните: ее щетина должна быть мягкая, чтобы не ранить десны. По этой же причине нельзя пользоваться растрепанной щеткой.
  3. Промывайте щетку каждый раз до и после чистки зубов.
  4. Никогда не используйте свою зубную щетку для

каких-либо иных целей, помимо чистки зубов.

5.        Никогда не позволяйте кому-нибудь другому пользоваться вашей зубной щеткой.

Домашнее задание: Размножьте и раздайте детям экран "Чистим зубы", пусть они заполняют его дома и вернут с подписью родителей.

                                                                             

                                                                           

Здоровые зубы – залог здоровья.

Иванова Н. А.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 50

Тула 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хорошие зубы – залог здоровья» - ОЗОЖ 1 кл

Тема: «Хорошие зубы – залог здоровья»       Цели:        углубить знания учащихся о важном органе пищеварения – зубах; ...

Презентация "Хорошие зубы - залог здоровья"

Презентация к внеклассному мероприятию для 2 класса....

презентация проекта"Здоровые зубы - залог здоровья"

Презентация "Здоровые зубы - залог здоровья"  поможет учащимся начальных классов познакомиться правилами ежедневного и правильного ухода за зубами....

Классный час по теме "Здоровые зубы - залог здоровья!"

Классный час по теме " Здоровые зубу - залог здоровья!  Познакомит ребят с гигиеническими правилами и способами ухода за зубами: пропагандирует здоровый образ жизни....

Методическая разработка классного часа "Здоровые зубы-залог здоровья"

Материал представлен в виде методической разработки классного часа (2 класс) и презентации....

Презентация "Здоровые зубы-залог здоровья".

Презентация "Здоровые зубы - залог здоровья"  поможет учащимся начальных классов углубить знания учащихся о человеке, как части природы и о важном органе пищеварения – зубах. Убедить учащихся в н...