Развитие умений кооперации посредством групповой работы
методическая разработка

Шнайдер Надежда Михайловна

Описание методики, позволяющий организовать эффективную групповую работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ КООПЕРАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Н.М. Шнайдер, учитель начальных классов, Балайская школа,

пос. Балай, Уярский район, Красноярский край

          Современное образование, опираясь на новые образовательные стандарты, делает акцент на формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД). Остановимся подробнее на коммуникативных УУД, которые включают в себя участие в учебном диалоге, смысловое чтение, конструирование устных и письменных текстов. Чтобы стать участником учебного сотрудничества, необходимо не только научиться диалогической речи, но получить некоторый опыт по выстраиванию общения. Основное внимание уделим тем действиям, которые связаны с выстраиванием сотрудничества с одноклассниками. В стандарте эти результаты определяются как «…умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; … готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества…» [2, 5].

         Для формирования умений кооперации (взаимодействия со сверстниками) необходимы специально созданные ситуации общения и взаимодействия с другими участниками обучения.  Эффективным средством для их формирования является групповая работа.  Педагогический словарь определяет ее как «форму организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающую функционирование разных малых групп, работающими как над общими, так и над специфическими заданиями педагога» [1, 20].

         Групповая работа должна присутствовать на уроке не ради самой себя. Она должна быть направлена на решение не только учебно-познавательных, но и коммуникативных задач. Для этого групповой работе учащихся нужно обучать. Те педагоги, которые задумались о важности данного вопроса, дают группе некоторый ориентир - памятку или алгоритм работы, который часто представлен в виде подробной текстовой инструкции. Иногда из-за ее громоздкости соответствующая работа в начальных классах затруднена. Поэтому мы используем организационно-деятельностные схемы, которые определяют алгоритм действия группы в целом и каждого ее члена в отдельности 

Знакомство с организационно-деятельностными схемами начинается в первом классе в ходе сначала парной, а потом групповой работы. При комплектовании групп педагогу нужно помнить, что четырех человек достаточно, чтобы все ее члены могли проявить себя. Сначала необходимо ознакомить учащихся с каждой организационно-деятельностной схемой работы в группе.

Схема 1. Мы – команда

Групповая работа, организованная по этой схеме, подходит для выполнения заданий проблемной, исследовательской и творческой направленности. В этом случае все участники группы равноправны. Например, на уроке литературного чтения группы получают задание: «Сочинить продолжение сказки».

Схема 2. Ты – мне, я - тебе

      Эту форму работы в парах сменного состава целесообразно использовать, когда необходимо освоить небольшой по объему, но важный по содержанию материал (правила, особенности написания словарных слов и т. п.).  Например, на уроке русского языка, учащиеся, работая в парах, диктуют друг другу словарные слова, которые даны им на карточках, и записывают их в своих тетрадях. В результате каждый член группы запишет все слова, которые вначале были разделены между всеми ее участниками. Важно, что в каждой паре ученики поочередно выполняют две роли (один диктует, другой записывает).

Схема 3. Цепочка

        В данном случае определенный вид деятельности выполняется каждым членом группы поочередно. Например, на уроке математики, учащиеся находят значение выражения, состоящего из 4 действий. Первый ученик выполняет первое действие, комментируя и проговаривая его, второй ученик – следующее и т.д.  Данная форма групповой работы позволяет каждому члену группы проявить активность. Действие каждого школьника проверяются тремя другими членами группы, что позволяет вовремя выявить и исправить ошибку.

Схема 4. Один за всех, и все за одного

Работа по схеме 4 направлена на обучение младших школьников определению и различению функций разных членов группы. При выполнении заданий по ней сначала группа определяет алгоритм действий, а затем один ее участник выполняет их. Например, при моделировании группа получает комплект моделей, работать с которыми может один человек, а остальные помогают ему в этом. Можно оговорить, что для первого задания модель составляет один член группы, а для второго – следующий и т. д. В результате выполнения четырех небольших по объему заданий, каждый член группы получает возможность побывать в позиции «главного» (ведущего). Например, на уроке окружающего мира группа учащихся составляет цепи питания животных лесной зоны. Один ученик выстраивает цепь питания (или фиксирует ее), а другие высказывают свои предложения.

Схема 5. Пучок

        Схема 5 близка по структуре схеме 4, но имеет одно очень важное отличие. Трое учащихся выполняют вроде бы одну и ту же функцию (например, контроля и оценки), но каждый из них отвечает за свой небольшой участок работы. Например, на уроке литературного чтения один читает текст, а трое участников группы оценивают его чтение. Первый слушает и определяет способ чтения, второй – правильность, третий – выразительность. От результатов работы каждого из трех членов группы зависит общая оценка чтения, которую получит читающий. 

Схема 6. Мы такие разные

Данная организационно-деятельностная схема вводится последней, когда школьники научатся хорошо работать в группе. Разные «шляпки» у человечков показывают, что каждый член группы делает свою работу при выполнении одного общего задания.  При ее введении оговаривается необходимость каждой позиции, алгоритм действия участника группы, оценка его действий. На данном этапе важен не столько тот продукт, который предоставит группа, сколько анализ ее деятельности в целом и каждого члена в отдельности в соответствии с той позицией, которую он занимал. Поэтому вводить каждую форму групповой работы лучше на понятном и уже хорошо изученном предметном содержании. Например, на уроке технологии группа учащихся из 4 человек делает чайный сервиз из пластилина. Прежде чем перейти к работе, им необходимо договориться о размере, цвете, рисунке, форме всех предметов, входящих в сервис, а также о том, что будет изготавливать каждый ученик.  Допустим, первый школьник делает чайник, второй – кружки, третий – блюдца, а четвертый -  сахарницу.

     В таблице представлены итоги сравнительного анализа описанных форм групповой работы по разным критериям. Сделано это для выявления самой эффективной из них.

схемы

Название схемы

Включенность в работу 

всех членов группы

Экономия времени, затраченного на выполнение задания

Объем выполненной работы

Возможность выбора способа действия или роли)

Выполнение заданий повышенного уровня

1

Мы – команда!

-

+

+

-

+

2

Ты – мне, я – тебе!

+

-

-

-

-

3

Цепочка

+

-

-

-

-

4

Один за всех, и все за одного

-

+

+

-

+

5

Пучок

+

+

-

+

-

6

Мы такие разные

+

+

+

+

+

     По таблице видно, что наиболее эффективной и продуктивной является последняя форма работы, где у каждого члена группы четко определен свой объем работы. К этому надо стремиться, обучая учащихся групповой работе, потому что именно с таким видом сотрудничества они столкнутся во взрослой жизни в своей профессиональной деятельности, работая в коллективе.

        В начальной школе можно активно использовать все представленные выше формы групповой работы. Важно понимать, что каждая из них направлена на организацию разного сотрудничества младших школьников. Если педагог понимает это, то  использование групповой работы на уроках будет эффективным.  

Использованная литература

  1. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  М., 2011.
  3. Шнайдер Н.М. Формирование у обучающихся умений кооперации с помощью схематизации // Управление начальной школой.  2013.  № 9.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»

Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...

Инновационный проект «Развитие пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии» в рамках ФГОС"..

Сделав вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, предлагается программа факультатива «Наглядная геометрия»,...

Формирование умений кооперации посредством схематизации.

В статье подробна описана методика обучения младщих школьников парной и групповой работе с использованием оргдеятельностных схем....

Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"

Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мираИ.В. Гриманова, руководите...

Развитие коммуникативных УУД посредством групповой работы.

Развитие коммуникативных УУД посредством групповой работы....

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД (умение кооперации) с помощью схематизации

В своей работе стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для то...