Развитие коммуникативной грамотности младших школьников посредством групповой и парной работы на уроке русского языка (2021-2022 уч.г.)
статья (4 класс)

 

Статья по теме самообразования 2021-2022 уч.г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной грамотности младших школьников посредством групповой и парной работы на уроке русского языка

Задачи:

  1. Определить уровень сформированности коммуникативной грамотности учащихся 4 б класса, обучающихся по программе «Школа России».
  2. Мотивировать учащихся класса к сотрудничеству при взаимодействии «ученик-ученик».
  3. Развивать коммуникативную грамотность посредством групповой и парной работы на уроке русского языка.
  4. Выявить наиболее успешные виды совместной деятельности и типы заданий для развития коммуникативной грамотности посредством групповой и парной работы на уроке русского языка.

Уровень сформированности коммуникативной грамотности определялся постепенно посредством учебного взаимодействия с ребятами на уроках. Для этого были использованы виды совместной деятельности и следующие типы заданий:

1. Взаимоконтроль и взаимоопрос.

Учащиеся могут:

– проверить друг у друга выполнение устного или письменного задания;

– задать друг другу вопросы по изученной теме;

– сравнить свой вариант выполнения задания с вариантами, предложенными другими учениками.

2. Взаимная оценка.

Учащиеся могут:

– проанализировать работу своего товарища;

– оценить работу товарища по заданным критериям.

3. Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий.

Учащиеся могут:

– поочерёдно выполнять задание, комментируя свои действия;

– объяснить друг другу, как выполняется конкретное упражнение;

– объяснить друг другу способ действия, который используется при выполнении данного вида упражнений;

– оказать помощь своему товарищу;

– продиктовать друг другу заданный материал (буквы, слова, тексты и т.п.);

– совместно выполнить практическое задание;

– составить план работы.

4. Обсуждение проблем, совместное выполнение творческих заданий.

Учащиеся могут:

– обсудить и сформулировать новый способ действия;

– обсудить проблемный вопрос;

– обсудить способ выполнения творческого, продуктивного задания и

выполнить его;

– обнаружить ошибки в выполненном задании и исправить их.

5. Совместные игры, диалоги.

Учащиеся могут:

– играть в дидактическую, ролевую игру;

– участвовать в диалоге на заданную тему.

Обеспечение создания ситуации взаимодействия учащихся друг с другом важно не навязывать детям как единственно правильную трактовку, а побудить их высказать свои собственные суждения, организовать творческую деятельность на основе ранее изученного материала.

  • Важно научить ребенка высказывать свои мысли. Во время ответа на вопрос, необходимо  задавать ученику наводящие вопросы;
  • следует включать в учебный процесс «нестандартные уроки», различные виды игр, групповые формы работ, дискуссии, диспуты;
  • при организации групповой работы на уроке, важно напомнить учащимся о правилах поведения при групповом обсуждении;
  • нужно приучить ребенка задавать вопросы, переспрашивать, уточнять;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников через групповую работу"

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательн...

Тема опыта: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников через групповую работу»

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в группах лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работ...

Формирование мотивации учения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке и во внеклассной деятельности

С целью развития познавательного интереса, формировния навыков беглого осознанного чтения, воспитания любви к книге были составлены кроссворды. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой....

Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в контексте ФГОС НОО. Актуальный педагогический опыт.

Цель данного опыта заключается в создании необходимых условий на уроках русского языка для успешного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания пробл...

Формирование правописной компетенции младших школьников в процессе словарно-орфографической работы на уроках русского языка

Научно-методическую работу на тему "Правописная компетенция младших школьников в процессе словарно-орфографической работы на уроках русского языка" могут использовать  в своей работе уч...