Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Ольга Валерьевна Ермолина

Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41 г. УЛАН-УДЭ»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/_________________________

Протокол № ___от «___» _______ 20___ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________/Севрюкова М.А.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ»

______________________________________

Приказ №______от«___» _______ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

2021 – 2022 учебный год

Учитель:

Ермолина Ольга Валерьевна

Класс

4 «В»

Всего часов в год

17 ч

Всего часов в неделю

0,5 ч

г. Улан-Удэ,

2021-2022 уч. г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные:

Регулятивные-

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты :

Обучающиеся будут понимать:

  • многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
  • особенности эпистолярного жанра;
  • типы текстов;
  • понятие фразеологизмов и заимствованных слов ;
  • основные элементы композиции текста.

            Обучающиеся будут уметь:

  • распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь основных элементов композиции текста;
  • распознавать стили речи.

Воспитательные цели и задачи изучения учебного предмета  родной русский язык:

  • воспитание уважения к родному (русскому) языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • осознание эстетической ценности родного языка;
  • расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа; знакомство с фактами истории родного языка;
  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку:, гордости и уважения к родному языку как части русской национальной культуры;

задачи:

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
  • овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;.

Содержание учебного предмета

    Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

    Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

   Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)

В основу раздела положена система лингвистических понятий: традиционные эпитеты, фразеологизмы,  многозначные слова ,заимствованные слова. Работа   со словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение значений пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»). Знакомство с диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение фразеологизмов в тексте (идти гуськом, хорош гусь, как с гуся вода, гусь лапчатый). Понятие интернациональных слов(телескоп ,микроскоп, автомобиль, автограф, термометр).

 -анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный.

 -слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница  );

 -слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица);

 -слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)

Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)

Проектное задание:  «Пословицы с устаревшими словами в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (4 часа)

В данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и др.), синонимические конструкции (словосочетания и предложения : нора лисы- лисья нора, сок из яблок- яблочный сок; медвежья услуга- неловкая услуга, крокодиловы слезы- притворные слезы ,львиная доля- большая доля),  система современной  русской пунктуации  и история знаков препинания .

Знакомство с этикетными выражениями (слова-просьбы,слова-благодарности,слова-извинения,слова-приветствия,слова-прощания). Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.

Раздел 3. Секреты речи и текста (4часа)

В данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и редактирование, вопросы  в диалоге( «На уроке русского языка», « Украшение класса к новогоднему празднику» ). Правила диалога.

Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего ,в определении жанра  текста и языковых средств.

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой) . Редактирование заданных текстов .

                         

Календарно-тематическое планирование

Класс

Дата

№ урока

Тема урока

Цели урока

Содержание урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Русский язык: прошлое и настоящее

 

4

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения

Слова, связанные с обучением.

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с учением

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения

Текущий

с.9 №5

2

Вся семья вместе, так и душа на месте

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения

Слова, называющие родственные отношения (матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица). Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения.

Текущий

с.17 №8

3

Красна сказка складом, а песня – ладом

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Слова, связанные с качествами и чувствами людей (добросердечныйблагодарныйдоброжелательныйбескорыстный)

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения.

Текущий

с.30 №14

4

Красное словцо не ложь

Иметь представление о фразеологизмах. Расширение фразеологической записи, тренировка в правильном использовании фразеологизмов в речи, составление текстов с фразеологизмами

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей

Объяснять значения устойчивых выражений

Текущий

с.39 №9

5

Язык языку весть подаёт

Наблюдение за словами, пришедшими из других языков и словами, ушедшими в другие языки

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов

Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения

Текущий

с.51 №9

6

Проектные задания

Повторить и систематизировать полученные знания

Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела

Практическая работа

Язык в действии

7

Трудно ли образовывать формы глагола?

Повторить и закрепить образование форм времени; наблюдать особое употребление формы настоящего и будущего времени в тексте

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне)

Различать время глагола, изменять глаголы по временам

Текущий

с.62 №7

8

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Наблюдать за тем, что синонимы могут различаться по значению, по времени бытования

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне)

Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать предложение

Текущий

с.67 №6

9

Как и когда появились знаки препинания?

Повторить правило о постановке знаков препинания в предложениях. Отработать навык расстановки знаков препинания при записи предложений

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста

Устанавливать связь между словами в предложении и словосочетании. Объяснять выбор нужного знака препинания в предложении. Прогнозировать необходимость определенных пунктуационных знаков

Текущий

с.70 №2(2)

10

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

Продолжить формирование умения составлять план сочинения по вопросам, записывать по плану сочинение

Воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста

Практическая работа

Секреты речи и текста

11

Задаём вопросы в диалоге

Познакомить с понятиями монолог и диалог. Продолжить формирование навыка чтения по ролям

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы

Участвовать в учебном диалоге. Определять правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия другой стороны

Текущий

с.77, №5

12

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

Обучение сжатому пересказу и умению делать вывод из прочитанного текста, находить основную мысль; продолжение работы по редактированию текста

Особенности озаглавливания текста

Учиться правилу подбора заголовка. Выделять главное в тексте. Анализировать текст, выделять основную мысль и тему текста

Текущий

с.83, №7

13

Учимся составлять план текста

Учить цитировать текст; делить текст на смысловые части; составлять план; пересказывать историю, пользуясь планом

Составление плана текста, не разделённого на абзацы

Анализировать и кратко характеризовать текст. Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для: создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике.

Текущий

с.87, №3

14

Учимся пересказывать текст

Обучение пересказу исходного текста с изменением лица повествователя, подбор заголовка, составление плана и редактирование текста

Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица, (на практическом уровне)

Понимать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; Анализировать и кратко характеризовать текст

Текущий

с.96, №5

15

Учимся оценивать и редактировать тексты

Учить работать с толковым словарем и словарем происхождения слов; находить в тексте рассуждения; цитировать текст. Продолжить формирование умения расширять каждый пункт плана, чтобы он превратился в тезис

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста

Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

Текущий

с.99, №2

16

Текущий

с.105, №6

17

Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же»

Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же»

Практическая работа

Учебно-методическое обеспечение

1. Примерная программа начального общего образования  по родному русскому языку  О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов ,Е.И Казакова, М.И.Кузнецова

,Л.В.Петленко ,В.Ю.Романова.

2.О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая. Русский родной язык Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс.,– М.: Просвещение ,2019 год.

3.Методические пособия для учителя

О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая. Русский родной язык. Методическое пособие - М.: «Просвещение», 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2013....