Инновации в учебной, воспитательной и научно-исследовательской работе с учащимися
статья на тему

Цехмейстер Ирина Николаевна

Инновации в учебной, воспитательной и научно-исследовательской работе с учащимися.

 

Инновационность все в большей степени становится характеристикой образовательных  систем. Жизнь ставит перед образовательным учреждением новые задачи, решить которые невозможно, работая по – старому, без разработки и внедрения каких – либо новшеств. Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в  современном информационном обществе, самостоятельно добывать и анализировать информацию.  Я  глубоко убеждена, что в детях творить личность нужно с первых дней. Личность ребенка рождается только в процессе самопознания, самооценки и самокритики. Каждый ребенок – это особый мир. И каждый нуждается в совершенствовании и развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновации в учебной, воспитательной и научно-исследовательской работе с учащимися.

     Инновационность все в большей степени становится характеристикой образовательных  систем. Жизнь ставит перед образовательным учреждением новые задачи, решить которые невозможно, работая по – старому, без разработки и внедрения каких – либо новшеств. Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в  современном информационном обществе, самостоятельно добывать и анализировать информацию.  Я  глубоко убеждена, что в детях творить личность нужно с первых дней. Личность ребенка рождается только в процессе самопознания, самооценки и самокритики. Каждый ребенок – это особый мир. И каждый нуждается в совершенствовании и развитии.

Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Применительно к   педагогическому процессу  инновация – это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося. С внедрением в педагогический процесс инновационных  технологий педагог осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя, выступает в роли автора, разработчика,  исследователя.  В современном российском обществе поток информации с каждым годом увеличивается. Именно поэтому, необходимо построить образовательный процесс так,  чтобы заинтересовать учащегося трудной, но и интересной «дорогой» познания. Показать ему направление пути, потом вооружить всеми необходимыми знаниями обеспечивающих школьника умением учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.    

   Использование педагогами в своей работе современных образовательных технологий («Школа диалога культур» В. С. Библер, С. Ю. Курганова; «школа развивающего обучения» В. В. Давыдова; «школа самоопределения» А. Н. Тубельского; «Одаренный ребенок» Н. Б. Шумакова) дает хорошие результаты.  Организация  учебно - воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.       Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в младших классах. Раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка. 

    В своей инновационной работе я использую ГлобалЛаб — это безопасная онлайн-среда, в которой учителя, школьники и  родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах. ГлобалЛаб – это и проект, и обучающая среда, основанная на использовании новых технологий, прежде всего Интернет. Сегодня «Глобальная школьная лаборатория» — это обучающая площадка поддержки преподавания любого естественно-научного курса: "Окружающий мир", "Естествознание", "Природоведение", "Биология", "География".

     Все исследовательские проекты ГлобалЛаб построены по принципам «гражданской науки», особого вида краудсорсинга (от англ. crowdsourcing), предполагающего, что небольшой вклад каждого участника формирует общее качественно новое знание. Проекты ГлобалЛаб могут быть привязаны к темам школьной программы по совершенно разным предметам — гуманитарным, естественно-научным и инженерным, а могут выходить далеко за их рамки.  Проекты курса соответствуют проектным заданиям в учебнике «Окружающий мир» по темам «Разнообразие природы нашего края»,  «Музей путешествий», «Экономика родного края», «Кто нас защищает», «Всемирное наследие в России», «Охрана природы в нашем крае», «Имя на глобусе», «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов», «Наш край (город, посёлок) в годы Великой Отечественной войны» и другие.

   Школьники смогут найти ответы вопросы: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы»,  Какие памятники архитектуры и природные объекты относятся к Всемирному наследию? Как охраняют природу в моём крае? Мой вклад в охрану природы? Какие объекты на карте мира названы именами открывших их людей? Что могут рассказать о Великой Отечественной войне ветераны? Ответы на эти вопросы можно получить не только из книг и учебников, но и в ходе собственных исследований и при знакомстве с исследованиями других школьников.

   Работая с проектами в среде ГлобалЛаб,  я получаю удобный инструмент для проведения занятий и ведения проектной деятельности в классе. Каждый проект – это маленькое исследование, которое не только позволяет ребёнку получить новые знания и выполнить домашнее задание, но и даёт возможность сделать свои собственные открытия.

          Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности.  Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения. Учащиеся должны понять, сколько сил, знаний и навыков вкладывается в каждое исследование, и поэтому будут стараться достойно представить свою  работу на конференциях различных уровней. Все это даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.  

  Библиографический список

1. Л.В. Шмелькова «Проектирование инновационной деятельности» Курган, 2006г.-107 с.

2. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 2009г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка научно-исследовательского проекта"Русские валенки"

Коллективный проек 4 б класса .Цель:изучить значимость валенок в жизни русского народа Привлечь внимание к этой забытой обуви...

Создание здоровье-сберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании....

Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...

Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»

           Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...

Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...

Научно-исследовательская (проектная) работа "Фетровая книжка для развития детей"

Как только появилось человечество, назрела необходимость увлечь мамам своих детей, чтобы заняться своими делами. Иногда у мам это действительно получалось, но  некоторые из приёмов потерпели неуд...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...