Создание здоровье-сберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
учебно-методический материал по теме

Левина Наталья Сергеевна

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровье-сберегающем образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.pdf1.44 МБ
Microsoft Office document icon doklad.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Проблема здоровья школьников сегодня как никогда актуальна. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

  Ни для кого не секрет, что в последние годы состояние здоровья детей катастрофически ухудшается. 

  Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Слайд 2,3.

  Поэтому основная цель работы педагога заключается в создании здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются педагогические технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребёнка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья.

Слайд 4.

  Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Слайд  5,6.

  К основным факторам, способствующим укреплению здоровья детей в школе относятся: рациональный режим обучения, сбалансированное питание, психологическая и социальная поддержка, оптимальная учебная нагрузка, СанПин и т. д.

Слайд  7- 13.

  Учителя школы проводят мониторинг по состоянию здоровья учащихся: социальный паспорт класса с указанием группы здоровья и физкультурной группы, отслеживание состояния здоровья учащихся по четвертям и за год. 

   Здоровьесбережение – это качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Слайд  14.

  Задача педагога школы провести урок так, чтобы ученики не потеряли здоровье. Педагоги нашей школы применяют разнообразные педагогические технологии: проблемное обучении, личностно – ориентированное, игровые, деятельностный метод и другие, но все они направлены на здоровьесбережение. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного. Я хочу познакомить вас с некоторыми из  приёмов данной технологии:

1. Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения.

2. Использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана размером 1 на 2 м изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте

( над доской, на боковой стене). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя). При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки учитель прикрепляет изображение жёлтого листочка и предлагает проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. А по ходу задания дети читают на плакате короткое стихотворение об осени.

3. Можно использовать такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения.

4. С этой же целью можно проводить мимические упражнение. Например, на карточках нарисованы лица клоунов с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют.

5. Проведение физминуток или минуток отдыха, проведение  

    релаксации.

6. Проведение пальчиковой гимнастики.

7. Смена динамических поз: работа сидя или стоя.

8. Смена видов деятельности.

9. Ароматерапия. Её мы используем при профилактике простудных заболеваний. Во время эпидемий гриппа в классах и школьной столовой используем бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока). Во всех классах много комнатных растений, которые очищают воздух.

10. Игровые паузы.

11. Урок – игра, урок – соревнование, урок – викторина и другие.

  Слайд  15-23.

   Можно выделить следующие  критерии урока с точки зрения здоровьясбережения.

Слайд  24.

  Урок будет проведен не полноценно, если….

Слайд  25.

  Можно выделит четыре показателя удачно проведенного урока.

      Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья Слайд  26,

 а также активное вовлечение в спортивные мероприятия Слайд  27,28, походы, прогулки Слайд  29-31. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «Мама, папа, я – спортивная семья», Неделя спорта, Дни здоровья.

   Слайд  32.

    Исходя из личного опыта работы, хочется отметить,  что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение:

· направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;

·опирается на принципы природосообразности, преемственности,

вариативности, прагматичности (практической ориентации);

· приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;

· достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

  Я считаю, что если ребёнок с радостью идёт утром в школу, если ему комфортно на уроке, если от общения с педагогом он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье ученика и педагога тоже!

  Поэтому, внедрение здоровьесберегающих технологии в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей.

Презентация и доклад по использованию здоровьесберегающих технологий с элементами системы Базарного....

Учет индивидуальных особенностей учащихся

В разделе представлены методики, позволяющие выявлять личностные характеристики обучающихся для построения  наиболее эффективных траекторий развития....

Схема для подбора методов и форм организации учебно-познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающего

В построении образовательного процесса, при выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым ученик...

«Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической  помощи более опытных коллег и методического объединени...

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

В данном разделе отражён учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения....