"рабочая программа кружка "В гостях у сказки" 1 класс ФГОС
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа содержит аннотацию , пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki_1_a_klass_2017-2018_uch_god.docx56.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «СОШ п. Красный Текстильщик    Саратовского района Саратовской области»

 «Утверждаю»

Директор школы      ______________/Л.Н.Промкина/                                                                                                                                            

   «____»_______________2017 г.                                                                                        

   приказ   №____  

                                                                                                                                                       

                                                                                 

Рабочая программа

кружка «В гостях у сказки »

 для учащихся 1 «а»  класса

на  2017 – 2018  учебный год

                                                         

                                                               

                                                                                    Составитель:

                                                                                                  Кликушина Галина Евгеньевна

                                                                                                    учитель начальных классов

.        

                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                           

п. Красный Текстильщик

2017 год

Аннотация к рабочей программе кружка «В гостях у сказки». Программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования  и рекомендациями примерной программы по литературному чтению для 1 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. УМК «Школа России»

Название

Содержание курса

Используемый УМК

УМК «Школа России»

Класс

1 а

Количество часов

36 часов

Цель курса

Цель программы -  формирование у учащихся стойкого читательского интереса и стремления  к развитию своих  творческих способностей и практических навыков поиска необходимой информации.

Задачи программы:

   Обучающие:

-формирование навыков выразительного чтения;

-формирование основ  библиографической грамотности;

-формирование умений организовывать самостоятельное чтение.

   Воспитательные:          

-воспитание бережного отношения к книге;                                              

-воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге.

   Развивающие:   

     -    расширение кругозора детей;

     -    пробуждение творческой активности ребёнка;

-   раскрытие индивидуальных способностей;

-   формирование у детей  элементов творчества;

-   формирование литературного вкуса.

Структура  курса

 Русские народные сказки.10 часов

Сказки народов России.10 часов

Авторские сказки. 5 часов

Сказки народов ближнего зарубежья 3часа

Уроки –викторины. 8 часов

Пояснительная записка.

Программа кружка «В гостях у сказки»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования  и рекомендациями примерной программы по литературному чтению для 1 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. УМК «Школа России» Просвещение 2017г)

Адресована учащимся 1 класса общеобразовательной  школы.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области.

 Цель программы -  формирование у учащихся стойкого читательского интереса и стремления  к развитию своих  творческих способностей и практических навыков поиска необходимой информации.

Задачи программы:

   Обучающие:

-формирование навыков выразительного чтения;

-формирование основ  библиографической грамотности;

-формирование умений организовывать самостоятельное чтение.

   Воспитательные:          

-воспитание бережного отношения к книге;                                              

-воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге.

   Развивающие:   

     -    расширение кругозора детей;

     -    пробуждение творческой активности ребёнка;

-   раскрытие индивидуальных способностей;

-   формирование у детей  элементов творчества;

-   формирование литературного вкуса.

Срок реализации программы

2017 – 2018 учебный год

1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

        Новизна программы внеклассных занятий «В гостях у сказки» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

      Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. 

       Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности:

  • игровая
  • творческая
  • исследовательская
  • проектная.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы:

  • коллективные творческие дела
  • выставки
  • конкурсы
  • викторины
  • устные журналы

Прогнозируемый результат реализации программы.

  1. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
  2. Умение работать с книгой.
  3. Умение работать с текстом.
  4. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.

Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1 класса)

Проверка читательских умений в 1  классе.

В работе с книгой первоклассник должен уметь:

использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

пользоваться сносками и примечаниями книги;

отвечать на типовые вопросы о книге;

составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора  первоклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

В 1 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

Что мы узнаем о книге с ее обложки?

Что мы узнаем о книге с титульного листа?

Назови писателей - авторов сказок

Скажи, каких поэтов ты знаешь.

Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

Чем отличаются стихи от прозы?

О чем вы любите читать?

Что отличает произведения народного творчества и литературы?

Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

             Предполагаемые результаты реализации программы.

        Личностными результатами являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;    эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;   высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

     Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:  определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

В содержание программы внеклассного чтения выделяются два раздела:

1.  Круг чтения.

2.  Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)

      Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;    эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;   высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:  определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Результаты изучения курса

 В результате освоении программы кружка «В гостях у сказки» формируются следующие

предметные умениясоответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

 

Универсальные учебные действия:

  • Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  • Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  • Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • Пользоваться аппаратом книги;
  • Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

 

В содержание программы внеклассного чтения выделяются два раздела:

1.  Круг чтения.

2.  Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)

      Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

     Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев.

Содержание программы

Дата  план

Дата факт

Тема занятия

Содержание

1

Экскурсия в библиотеку. Книжки-малышки. Книжки-игрушки.

Беседа, чтение книг учителем.

Рассматривание, чтение книжек-малышек, игры с книжками-игрушками, раскрашивание рисунков в книжках-раскрасках.

2

   Украинская народная сказка «Колосок».

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.

3

Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».

  Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.

4

   Русская народная сказка  «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

5

  Адыгейская сказка «Кто  сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица.

6

Сказки про зайцев.

  Подбор сказок про эайцев. Викторина.

7

  Украинская народная сказка «Рукавичка».  Сказка «Теремок» в разных обработках.

  Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.

8

Игра-викторина по прочитанным книгам

Ответы на вопросы, выполнение различных заданий, рисование героев произведений.

9

  Чукотская сказка «Хвост».

  Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

10

  Удмуртская сказка «Как произошли медведи»

   Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.

11

  Мордовская сказка  «Благодарный медведь» Обобщение  знаний детей о сказочном герое – медведе.

 Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина.

12

   Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»

 Чтение сказки. Работа над пересказом.

13

  Русская народная сказка «У страха глаза велики».

  Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки.

14

  Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка».

   Чтение сказки. Иллюстрирование.

15

   Русская народная сказка «Хаврошечка»

 Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту.

16

  Сказки про лису. Русская сказка «Думы».

  Беседа.  Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.

17

 Сказки про зайца, лису и медведя.

  Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.

18

Игра-викторина по прочитанным книгам

Ответы на вопросы, выполнение различных заданий, рисование героев произведений.

19

  Мордовская сказка «Разудалый петушок».

  Чтение сказки.  Чтение по ролям. Пересказ.

20

  Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей»

  Чтение. Сравнение с мордовской сказкой.

21

  Удмуртская сказка «Синица и старый воробей»

  Чтение сказки. Работа по содержанию сказки.

22

  Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

  Чтение сказки. Анализ прочитанного.

23

  Праздник «В гостях у сказки»

  Литературный праздник

24

  Ингушская сказка «Сокол и ворона»

 Чтение сказки. Работа над текстом.

25

   Русская народная сказка «Байка про тетерева»

  Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц.

26

  Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев».

  Чтение и инсценирование сказки.

27

   Русская сказка «Лиса и тетерев».

  Чтение сказки, чтение в лицах. Анализ сказки.

28

  Сказки про птиц.

  Выставка книг. Чтение. Сравнение.

29

Моя любимая сказка о животных.

 Чтение и пересказ любимых сказок.

30

В.Бианки  «Сказки-несказки»

 Чтение сказки. Работа над текстом.

31

Игра-викторина по прочитанным книгам

Ответы на вопросы, выполнение различных заданий, рисование героев произведений.

32

Книги С.Маршака. Выставка книг.

33

Книги- сборники произведений К.Чуковского.

34

С. Маршак. Отчего кошку назвали кошкой.


Выразительное чтение. Обсуждение.

35

В. Берестов. Аист и Соловей.

Инсценировка. Подготовка к викторине «Путешествие в сказку»

36

Итоговое занятие. Викторина «Путешествие в сказку»

  Литературная викторина

 

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 -3-е изд. – М.:Просвещение, 2010
  2. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1 класса УМК «Школа России»
  3. Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
  4. Внеклассное чтение. Учим играя. авт. Волкова И.А.
  5. Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007

  

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель  ШМО

Заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ  п. Красный  Текстильщик» __________   (Иноземцева А.В.)

МОУ «СОШ  п. Красный Текстильщик» ___________  (Кузнецова Л.В.)

Протокол заседания ШМО  № 1

от «______»   августа  2017 г.

«______»   августа  2017г.

                   

                Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

1 . Примерные программы по учебным программам. Просвещение 2017г

2.Программа к курсу «Литературное чтение» для 1 класса «Школа России»

3.Внеклассное чтение 1 класс.И.Ф.Яценко

 4.Внеклассное чтение «Учимся играя» Волкова А.И.

5 Сборники сказок народов мира.

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель  ШМО

Заместитель директора по УВР

МОУ «СОШ  п. Красный  Текстильщик» __________   (Иноземцева А.В.)

МОУ «СОШ  п. Красный Текстильщик» ___________  (Кузнецова Л.В.)

Протокол заседания ШМО  № 1

от «______»   августа  2017 г.

«______»   августа  2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Радуга творчества" 1 класс ФГОС

рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, сприсок литературы...

рабочая программа кружка "Живое слово" 1 класс

Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению русскому языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа кружка "Фитнес" для 2 класса

На сегодняшний день занятия спортом  являются очень актуальными  в развитии личности и здорового образа жизни. Занятия аэробикой проводятся под музыку. Музыка используется как фон для снятия...

Рабочая программа кружка "Азбука этикета", 2 класс

Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление)...

Рабочая программа кружка "Веселый английский" 1 класс.

Эта программа рассчитана на 1 учебный год для детей первоклассников, являясь своего рода пропедевтическим курсом. Она рассчитана на 33 часа с включением обязательных подвижных игр....

рабочая программа кружка "Основы нравственности" 2 класс

рабочая программа кружка "Основы нравственности" для 2 класса...