Мастер-класс «Проектная деятельность как условие творческого развития обучающихся начальных классов»
статья на тему

Медведева Юлия Александровна

В данном материале учитель передает свой опыт по организации проектной деятельности учащихся начальных классов путём комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм организации проектной деятельности. Что такое проект? Каковы этапы проектной деятельности? Какие бывают проекты? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в этом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_balashov.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС

«Проектная деятельность как условие творческого развития

обучающихся начальных классов»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью.

Задачи:

• передать свой опыт работы путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм организации проектной деятельности;

 • совместно с участниками мастер – класса отработать методические подходы и приемы организации проектной деятельности обучающихся;

 • провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

 Здравствуйте, уважаемые коллеги. (Слайд 1)

В качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки Джона Дьюи: (Слайд  2)

«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. (слайд 3) 

Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка.  Несколько лет назад я начала использовать в учебной и во внеурочной деятельности метод проектов. В проектной деятельности содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на формирование ключевых компетентностей, формирование творческой личности средствами образования.

Проект (от латинского projectus – брошенный вперёд) – это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия. Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся  приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Проектная деятельность  школьников способствует: (слайд 5)

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;
  • развитию творческих способностей  учащихся;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения..

Обязательным условием проектной деятельности является успешность. Она позволяет обрести ученику ощущение своей значимости, независящее от успеваемости, она направлена на результат, который получается при решении личностно и социально-значимой проблемы. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают,  чего они еще не знают, у них появляется чувство ответственности перед товарищами. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо мышления, культуру речи. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что именно в начальной школе должен закладываться фундамент активной, творческой, самостоятельной деятельности  учащихся.  Проектный метод помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желанием добыть их, чтобы применить для решения поставленных задач.

Воплощая метод проектов на практике,  я задумалась: можно ли каждого ребенка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить?  

Все дети от природы талантливы. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых.

Что такое проект для учителя и ученика?  (слайд 6)

В проекте выделяют 5 составляющих: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация  (оформление результатов проекта – через листовку, презентацию, видеоклип, рекламу, журнал, спектакль, ролевую игру).

Уже с первых дней пребывания в школе необходимо готовить детей к проектной деятельности, развивать мышление, учить оценивать свою работу, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи своё предположение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, в группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.).

Проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:

-  дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

- легко вписывается в учебный процесс;

- позволяет достигать поставленных целей по любому учебному предмету;

-  является  гуманистической, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей;

-   проекты  сплачивают детей,  развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов

          Проекты классифицируют (слайд 7) по количеству участников, по продолжительности, по характеру результата, по количеству предметов.

Проекты бывают: личностные, парные, групповые.

По продолжительности проекты бывают: мини-проекты (1 урок или менее), краткосрочные (4-6 уроков), средней продолжительности (недельные, 30-40 часов), долгосрочные (о,5 года или год).

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. В 1 классе это лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании, мини-проекты, не такие информационно насыщенные, как у учеников старших классов. Но даже такие мини-проекты с начальной школы приучают  ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности.  При этом на первых шагах важна наглядность, образец, шаблоны.

Организуя проектную деятельность  обучающихся на уроках, я выделила для себя ряд проблем:

      низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

      неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

      отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекаю обучающихся в проектную деятельность.  Коллективные проекты «Волшебное дерево», «Наряжаем ёлочку» учат детей коллективной работе, умению взаимодействовать  и развивают творческие способности. (слайд 8)

План реализации проекта разрабатывали все вместе. Каждый внёс своё предложение. Распределив задания, обсудив способы и сроки работы, решили, что  оформительскую часть выполнят самостоятельно. Так как это был наши первые проекты, то не всё сразу получилось.  Зато причастность к одному общему делу сближала первоклассников друг с другом. 

          Один из путей формирования творческой личности – это работа  на уроках развития речи, носящих черты технологий личностно-ориентированного образования:

  • сотрудничество учеников и учителя;
  • деятельно-творческий характер работы;
  • направленность на индивидуальное развитие каждого ребёнка;
  • предоставление школьнику свободы в принятии им самостоятельных решений.

          На уроках литературного чтения дети учатся не только искусству чтения, восприятия, понимания и оценки художественного произведения, но и искусству создания собственного текста, творческого выражения своих мыслей. Уроки развития речи помогают преодолеть актуальную проблему в жизни современного школьника: боязнь полноценного письменного и устного высказывания на заданную или свободную тему. Восприимчивость к языку, непосредственность школьников – благодатная почва для системного развития у них тяги к письменному выражению мысли.          Начинаем эту работу  с творческих мини-проектов.   Сочиняли  свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника, придумывали свою потешку. В результате  осуществился  проект «Моя книжка».

Практическая часть

А теперь поработаем в группах.

Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, А.П.Усова, А.М. Леушина и другие подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей.

 Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у школьников интереса к  знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

На уроке фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает большое влияние на развитие речи ребёнка, активизирует его познавательную деятельность и помогает запомнить материал урока.

Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.

Давайте сейчас попробуем составить грамматическую сказку «Почему буква Я в алфавите последняя?».

1) Возьмите листочки с шаблонами для сказки.

2) Посоветуйтесь друг с другом и вставьте пропущенные слова.

3) Прочитайте  получившуюся  сказку.

  • Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вам  поучаствовать в моём мастер классе. Так как ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, активизировать  его познавательную деятельность  поможет творческий мини-проект, он позволит запомнить материал урока. Представьте себе, что мы с вами ученики первого класса, закончившие период обучения грамоте. Попробуем провести обобщение по теме, сочинив сказку «Про букву Я».

Что нам нужно сделать? (слайд 9)

  • Понять, как «построить» сказку.
  • Составить план новой сказки.
  • Сочинить  сказку.

Сначала давайте разделимся две группы. Настроимся на работу друг с другом, пожелаем друг другу удачи.

План вашей работы: (слайд 10)

  1. Возьмите карточки с заданиями.
  2. Выполните задание.
  3. Оцените свою работу.

1) Возьмите листочки с шаблонами для сказки.

2) Посоветуйтесь друг с другом и вставьте пропущенные слова.

3) Прочитайте  получившуюся  сказку.

          К четвёртому классу  учащиеся становятся настоящими «авторами»: пишут свои  рассказы, сочиняют сказки. Эта работа позволяет глубже понять замысел автора художественного произведения, лучше усвоить сведения из теории литературы. В процессе изучения литературы ярче, чем при освоении других учебных дисциплин, проявляются индивидуальные особенности личности, так как  жизненный опыт ученика делает его «соавтором» художественного произведения, и  процесс познания литературного мира соединяется с процессом самопознания. 

Изучаемые на уроках произведения   рождают у ученика желание попробовать себя в области создания художественного текста.

Урок развития речи, завершающий работу над темой  «Жанр басни», позволяет ученикам, опираясь на усвоенные знания в области теории литературы, пробовать  собственные силы в творчестве.

 На уроке литературного чтения прочитали басню С.В.Михалкова «Аист и лягушки», детям очень понравилась лаконичность произведения. Я спросила: «Как вы считаете, написать басню просто?». Мнения в классе разделились. Так началась работа над групповым проектом по написанию басни собственного сочинения. Все ребята разделились на творческие группы: «поэтов», «художников» и «актёров». Все группы начали напряженную работу. «Поэты» сочиняли басню на переменах, после уроков, звонили друг другу. «Художники» нарисовали  иллюстрации  к  басне,  «актёры» подготовили инсценирование.  В результате состоялось целое представление для родителей с показом слайд-шоу из наших рисунков, инсценировкой басни и настоящей выставкой книжек-малышек собственного изготовления. (слайд 14)

          В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. (Слайд 15)

         Один из мудрецов сказал очень важные слова  «Скажи мне - я забуду. Покажи мне – я запомню. Вовлеки меня – я пойму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ).

УДК 372.016:811.161.1*01/03(04)Т.Т. Шпунтовастарший преподаватель кафедры методики преподаваниярусского языка в начальной школе МГОГИМахмудова И.В.студентка 5 курса педагогического факультета МГ...

Опыт работы по организации учебно-воспитательной деятельности в условиях ФГОС учителя начальных классов Осороновой Светланы Александровны

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, прежде всего, нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний он предлагает научиться их самостоятельно д...

Проектная деятельность на уроках "Технологии" в начальных классах

Доклад был подготовлен к семинару, который проходил по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей"...

Проектная деятельность как условие творческой активности

Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой ...