Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов"
статья на тему

Ляликова Любовь Афанасьевна

 

Проектная деятельность  учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов

Современный этап развития российской системы образования характеризуется ориентацией ее на вхождение в мировое образовательное пространство, а как следствие - и на смену образовательной парадигмы. Конечной целью происходящих перемен является создание такой модели образования, которая ориентирована на развитие личности учащегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению.

 Одной из ключевых ценностей названной модели является развитие творческого и критического мышления, приобретение опыта и инструментария исследовательской деятельности, самостоятельного поиска, т.е. ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися позитивного опыта самостоятельной работы. Средством формирования личности школьника в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации обучающегося, является исследовательская и проектная деятельность.

 Применение исследовательского метода в обучении нашло своё отражение ещё в эпоху античности. Греческий философ Сократ использовал метод, который представлял исследовательскую беседу с учащимися: с помощью остроумных вопросов, задаваемых собеседниками друг другу, выявлялись противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира, обнаруживалось несоответствие между привычными суждениями и теми представлениями, которые давал пристальный анализ.

 Я. Коменский, основоположник дидактики, был первым из тех, кто считал эффективным обучение, при котором ученику отводится роль «первооткрывателя истины», а не потребителя чужих наблюдений и объяснений».

 Наибольшая популярность исследовательского метода в США пришлась на 50-е годы XX столетия. Можно рассмотреть концепцию обучения через «открытия» американского психолога Дж. Брунера. В работе «Процесс обучения» он пишет, что «мы учим не для того, чтобы заставлять детей заучивать наизусть определённые положения науки, а для того, чтобы научить ученика принимать активное участие в добывании знаний»

Метод проектов разработан в трудах последователя и ученика Джона Дьюи профессора педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильяма Херда Килпатрика, который писал, что при использовании метода проектов нет места заранее составленной методистами учебной программе, «только учитель в процессе работы вместе с учеником должен создавать программу учебных действий»

 Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения «Метода проектов» в практику обучения уже начиная с 1905 г.

 На современном этапе развития отечественного образования возродился интерес к методу проектов и учебному исследованию. Большой интерес представляют педагогические работы А. В. Леонтовича, А. С. Савенкова.

 У А. И. Савенкова представлены методики кратковременного и долговременного исследования. Экспресс – исследование предполагает массовое участие детей по предлагаемой теме. Долговременные исследования проводятся во внеурочное время. Продолжительность выполнения проекта может быть несколько месяцев. Исследования могут быть и теоретическими, и даже фантастическими. Долгосрочные исследования предназначены для наиболее способных детей.

 С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения.

 Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.

 А. И. Савенков выделяет следующие этапы выполнения проекта: выдвижение и постановка проблемы; поиск вариантов решения; сбор материала; обобщение: подготовка проекта; защита проекта. Описывает правила выбора темы исследования, интерес ребёнка к данной теме, посильность её выполнения, возможность раскрыть способности.

 «Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры».

 Как отмечает А. И. Савенков, к числу главных отличий научного исследования от всех других видов практики человека обычно относят по меньшей мере три главные особенности.

В научном исследовании всегда присутствует стремление:

определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;

непременно измерять всё то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;

всегда определять место изучаемого в системе известного;

 В процессе исследования учащийся применяет способы и приёмы исследовательской деятельности, но при этом его деятельность всё-таки не является научной в полном смысле этого слова.

«С помощью исследовательского метода возможно формировать такие компетенции как: исследовательская – уметь наблюдать, измерять, проводить эксперимент, строить эмпирические зависимости, индуктивные рассуждения и модели; информационная – владеть информационными технологиями».

 Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуются специфическое личностное образование — исследовательские способности. Исследовательские способности логично квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.

 Под «способами и приёмами исследовательской деятельности» следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие как: умение видеть проблему; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; и др.

 Таким образом, исследовательская деятельность предполагает наличие этапов: постановка проблемы; изучение теоретического материала; овладение методикой исследования; сбор материала; его анализ и обобщение; собственные выводы. Основным результатом учебной исследовательской деятельности является получение нового знания

 Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

 В педагогической практике термины «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность» часто используются как синонимы.

 По мнению А. И. Савенкова, проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

 «Не всегда в проектировании есть место в исследовательской деятельности ребёнка. Часто это нужно, но можно обойтись без элементов исследовательского поиска».

 Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение внутрь.

 А. И. Савенков утверждает, что проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование – путь воспитания истинных творцов.

 Автор приводит одну общую для проектов и исследовательских работ школьников схему: актуализация проблемы; определение схемы исследования; выбор темы исследования; выработка гипотезы; выбор методов исследования; определение последовательности исследования; сбор и обработка информации; анализ и обобщение полученных материалов; подготовка отчёта; защита доклада; обсуждение итогов работы.

 Рассмотренные исследования позволяют сделать вывод о том, что проектная и исследовательская деятельность тесно связаны между собой, способствуют формированию и реализации исследовательских компетенций и развитию творческих способностей учащихся. Нам ближе точка зрения А. И. Савенкова.

При организации исследовательской деятельности учащихся учителю предстоит решить ряд задач, основными из которых являются следующие:

выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;

сформировать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства и т. п.);

сформировать умения и навыки ведения исследовательской работы;

приобщить учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;

сформировать умения самостоятельно, творчески мыслить;

развить коммуникативные способности.

 Таким образом, исходя из анализа теории и практики, можно сделать вывод о том, что для организации исследовательской и проектной деятельности необходимы педагогические условия.

 В основе исследовательской и проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица). Метод проектов требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности детей, в совершенстве владеть проектной технологией. Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время для того, чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику средней школы, кроме всего прочего, необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, творческим подходом к решению проблем, которые могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности посредством внедрения исследовательской деятельности на уроках литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...

Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...

Использование театральных технологий как средство творческой самореализации учащихся начальной школы

Выступление на педагогической августовской конференции по теме: "Использование театральных технологий как средство творческой самореализации учащихся начальной школы...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой ...

Мастер-класс «Проектная деятельность как условие творческого развития обучающихся начальных классов»

В данном материале учитель передает свой опыт по организации проектной деятельности учащихся начальных классов путём комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм орган...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии, используя новые подходы учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС

Данная статья раскрывает новые подходы учебно-воспитательного процесса  развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии в условиях реализации ФГОС...