Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в период обучения грамоте
статья на тему

В данном материале представлены здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка в период обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы

   Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни(в экономике, политике, социологии, психотерапии) перед педагогами стоит задача в полном объёме и с большей функциональностью корректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство школы. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к более гибкому и вместе с тем,целеноправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

  Для эффективной педагогической деятельности в общении с учащимися учитель должен владеть различным игровыми технологиями, которые влияют на усвоение, закрепление, развитие интереса, здоровьесбережение

учащихся.

  Естественное включение игры в учебную деятельность младших школьников

преемственно связывает игровые технологии с общепедагогическими . Общепе-

дагогические, а значит, и игровые технологии,направленно используемые в обучении и развитии младших школьников, конкретно раскрываются в системе

методически сформулированных процедур, подчиненных определенному дидактическому обоснованию.

  Игровые технологии, дополняющие учебные и имеющие с ними определенные общие признаки, реализуют тем не мение уже не ведущую, а ведомую деятельность младших школьников. В сочетании с ведущей они составляют единое направление педагогической работы, имеющей целью помощь детям в овладении учебной деятельностью, но, естесвенно, при  подчинении игровых

технологий структурно-содержательным особенностям этой деятельности и,

следовательно, - в их соответствии типологии игр, повторяющей типологию учебных заданий, направленных на формирование и коррекцию недостатков учебной деятельности детей.

  Рассмотрим какие игры наиболее эффективны для профилактики и коррекции неконструктивного поведения младших школьников,их интеллектуального развития.

  Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден  подчиняться этим требованиям, если он желает играть и не хочет разрушать игру.

  Образно-ролевые и психотехнические раскрепощающие игры способствуют преодоленмю неуверенности, застенчивости, трусости, тревожности.

  Коллективные дидактические игры способствуют развитию коммуникативности, видению в сверстнике равноправного партнера, с которым он может достигнуть взаимопонимания, интеллектуально развивают детей.

  Индивидуальные дидактические игры направлены на развитие воли, внимания, интеллектуального развития.

  Урок обучения грамоте проводился в первом классе лицея..

Тема урока:Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф,ф.

   На уроке по формированию грамотности мною представлены следущие игры и игровые задания:

  Свой урок я начала с игры" Сделай так.Сделай так,пожалуйста."

Цели: организация внимания.

Ход игры:

Выполнение определённых движений, когда учитель произносит слово "пожалуйста."

Эта игра успокоила детей после перемены, привлекла их внимание к учебной деятельности.

  Игра " Путаница. "

Цели: развитие внимания,мышления.

Ход игры:

Из букв АЗМИ составь слово.

  Игра " Угадай словечко. "

Цели: развитие внимания,интеллекта, коммуникативности.

Ход игры:

На доске расположены картинки:

фонтан          филин

астра           индюк

рак             машина

тыква           астра

утка

кот

Первый звук в слове подскажет тебе звуки в словах, которые у вас получатся.

 (фартук, Фима)

  Игра « Найди звуку место.»

Цели: развитие логического мышления, внимания.

Ход игры:

На доске картинки: фрукты, конфеты, фарфор,схемы слов на 6.5.7 звуков.

Подбери схему к словам.

Определи место звуков [ф'] и [ф].

 

  Игра: « Найди лишнее слово. »

Цели: развитие памяти, внимания, интеллекта.

Ход игры:

Продолжение работы со схемами слов фрукты, конфеты,фарфор.

  Ролевая игра « Театр. »

Цели: развитие коммуникативности.

Ход игры:

Дети озвучивают роли мамы, тети, сестры, мальчика.

Физкультминутки  под музыкальное сопровождение « Танец утят» и «По секрету

всему свету.»

 На уроке обучения грамотности мною были поставлены цели по воздействию

на развитие у детей ума, воли, эмоций, нравсвенности. Познакомить с  буквой  

«Ф» и соответствующей ей звуками [ф] и [ф'], разнообразный окружающий мир и неотъемлемый от него мир языка.

Учитывая младший школьный возраст учащихся, индивидуальные особенности

некоторых из них(нервозность, стеснительность,нерешительность), урок  построен в форме игры с введением в нее сказочного героя.

 Урок начинался с игры, которая была направлена на организацию детей к учебной деятельности, привлечению их внимания.

 

 Введение в ход урока сказочного персонажа. поросенкаХрюшу,заинтересовало

детей. Безусловно, те задания, которые давал им их любимый сказочный герой

вызывали больший интерес, чем те, которые давал бы им учитель. Дети работали на уроке дружно, каждому хотелось проявить себя.  

Яркие наглядные пособия, правильно расположенные на классной доске, способствовали быстрому переключению внимания детей с одного вида деятельности на другой. Таким образом  в работу детей были включены и слуховые, и зрительные анализаторы.

 Все этапы урока тесно связаны между собой, плавно переходят из одного в другой, чтобы дети не потеряли интереса к заданиям, которые они выполняли.

 Во время подведения итогов урока дети делились своими

 впечатлениями, какие задания им больше всего понравилось выполнять и почему.

  По моему мнению, такая структура урока позволяет наиболее продуктивно донести до детей изучаемый материал, не утомляет их, так как урок проводится в форме игры, во время которой царят легкий непринужденный тон, доброжелательность и юмор.

 Учитывая особенности первоклассников, мне удалось рационально распределить время на отдельных частях урока:

организационный момент - 3 минуты

повторение изученного — 5 минут

изучение нового -20 минут

физкультминутки  и зарядка для глаз-3 минуты

подведение итогов — 4минуты.

Первая физкультминуика была проведена через 15 минут от начала урока,

вторая — через 25минут от начала урока.

Чтобы не только научить детей читать, говорить и слушать, но и вызвать у них

положительное отношение к урокам литературного чтения, расширять их кру-

гозор, развивать интеллект и память,снизить утомляемость на уроке я использовала ряд игр.

Так в повторение изученного мною были включены

 загадка и игра « Путаница », они тесно связаны между собой,так как направлены на работу со словом ЗИМА,целью которой является развитие

мышления, памяти. По ходу этой игры детям предстояло вспомнить все то, что

им известно об этом слове как о части речи, определить орфограмму и способ ее поверки.

 Этап урока по изучению нового материала я начала с игры, направленной на развитие интеллекта, наблюдательности,коммуникативности. По ходу этой игры дети познакомились с новой буквой и соответствующими ей звуками, дали им характеристику, вспомнили правило написания имен собственных.

 Игра « Найди звуку место » нацелена на развитие фонематического слуха, внимания.Тесно связана сэтой игрой логическая игра « Какое слово лишнее?»,так как  в ней продолжается работа со словами, которые были определены детьми в предыдущей игре. Лишнее слово дети определяют по оределенному признаку,доказывают наличие данного  признака, сравнивая это слово сдругими словами.

Игра « Театр » способствует не только развитию речи, правильной интонации, но и учит детей сотрудничеству,психологически раскрепощает их.

 Тексты, с которыми работали дети на уроке, были посвящены спортивным соревнованиям и спортивным играм. Дети рассказали какую пользу приносят

занятия физкультурой , спортивными играми, как эти игры сплачивают их между собой.

Использованием разнообразных форм работ мне удалось добиться того, что дети не были утомлены и перегружены на уроке.  

 Первоклассники еще не умеют следить за правильно организацией рабочего места, Во время перемены, когда они готовились к уроку, дежурные напоминали о том, что им понадобится на урок. В начале урока, после физкультминутки дети сами проверяют правильность посадки за парту,

проверяя расстояние между собой и партой при помощи кулачка.

 Во время урока я слежу за осанкой детей, за тем как расположены учебники и

тетради по отношению к органам зрения. Во время каждой физкультминутки

открываю окно или форточку, чтобы проветрить класс.

Для предупреждения гиподинамии   мною были использованы межпредметные

связи ( физкультура), использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, коллективная мыслительная деятельность, работа в диалоге, слежение за правильной посадкой детей за партой, использование приемов ,положительно влияющих на зрениение,физкультминутки и без задержки законченный урок.

 Сочетанием общепедагогических и здоровьесберегающиех методов  работы на уроке,я считаю, что мне удалось выполнить поставленные задачи:

- познакомить детей сновой буквой и соответствующей ей звуками

- научить читать слова с новой буквой

- научить определять место новых звуков всловах

- повторить ранее пройденное.

           

                            Содержание:

 

1.Актуальность проблемы использования игровых технологий как средства  обучения и сохранения здоровья.

2.Игры и игровые упражнения на уроке по формированию грамотности. Цели

этих игр.

3.Конспект урока  по обучению грамоте по теме :Звуки [ф] и [ф']. Буквы Ф, ф.

4.Литература.

5.Выводы.

6.Приложения.

                  Литература:

« Игровые технологии коррекции поведения дошкольников »

М.Э. Вайнер

Педагогическое общество России.

Москва 2004год

« Школьная валеология »

Г.К. Зайцев

Издательство «Акцидент»

Санкт-Петербург 1998 год

 

« Учебная деятельность знакомая и незнакомая »

Н.Я. Чутко

Издательство  « Учебная литература»

Cамара  2005 год

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка»

Цель мастер-класса: показать, как  ввести в канву урока элементы здоровьесберегающих технологий. Представлен фрагмент урока русского языка и комментарии к этапам урока с точки зрения здоров...

Использование информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий на уроке русского языка

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста"  с применением ИКТ: презентация, работа с интерактивной доской, применение документ-камер...

Урок русского языка в период обучения грамоте (добуквенный период) по теме "Сравни дома".

Цели:учить обводить предметные рисунки по контуру, проводить штриховку.учить писать элементы печатных букв по образцу (прямые и наклонные линии, овалы, полуовалы)учить классифицировать слова по темам ...

технологические карты по русскому языку в период обучения грамоте

Тех.карты по русскому языку по программе "Школа XXI века"...

Проверочная работа по русскому языку в период обучения грамоте

В работе предложен ряд заданий, направленных на проверку сформированности следующих умений: слышать звук в слове, определять количество слогов, делать звукойой анилиз слов, писать буквы и печатать их,...

Карточки по русскому языку в период обучения грамоте

Карточки по русскому языку в период обучения грамоте. Данный материал предполагает списывание с печатного прописными буквами...