Педагогическое эссе "Я учу и я учусь"
статья по теме

Бухарова Ирина Витальевна

Прозаическое произведение, в котором высказаны свои мысли и чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya_uchu_i_ya_uchus.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе «Я учу и я учусь»

                                                                                     «Значимость человека определяется не тем,                       чего он достиг, а скорее тем, чего он дерзает достигнуть».

ДЖЕБРАЛ

Я - учитель! Сбылась моя мечта! Передо мной открыты двери родной школы, в которой проучилась 10 лет. И вот я уже 29 лет работаю в родной  школе (МОУ СОШ им. К.Н. Новикова). И все мое мастерство, и педагогический  рост проходил на глазах строгих и умных, вдумчивых и требовательных, креативных и мудрых учителей. Отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводили к разнообразным трудностям. Я и плакала, и переживала за свои неудачи. Именно внимательные мудрые учителя помогли мне адаптироваться в педколлективе, помогли сформировать мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Крылов написал: «А Васька слушает да ест» - это про меня. Я научилась воспринимать критику – на ошибках учатся.

Современные дети, уже на подготовительных курсах «Введение в школьную жизнь» показывают высокие интеллектуальные способности, задают такие вопросы, которые «ставят в тупик», и мне приходится быть всегда на чеку, чтобы не попасть впросак, не упасть в грязь лицом. Ведь дети с открытым ртом ждут от тебя ответа на любые интересующие их вопросы. Поэтому я упорно и настойчиво стремлюсь к самосовершенствованию. Учусь, учусь и учусь! Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем  – именно эти слова я считаю своим кредо.

 Вспоминаю свой первый  день в роли учителя – начало педагогической практики. Ужасно волновалась. Готовилась, как на экзамен. Рисовала, чертила, клеила наглядности, индивидуальные дидактические карточки, перечитывала несколько раз методику и психологию (это сейчас  учитель использует ИКТ, а раньше…). Уроки прошли на ура. Мой наставник Ольга Васильевна Кузьмина хвалила меня  и радовалась вместе со мной. Неожиданно из соседнего кабинета вышла со слезами практикантка. Оказалось, что дети в классе заметили ее неидеально выглаженную блузку и в аудитории раздавались усмешки. Меня шокировал этот случай,  я поняла, что учительница должна быть не только умная, но и внешне выглядеть безукоризненно. Учитель  учит, он и сам  учится у своих учеников. Чему же могут научить дети? Многому!

Они учат меня быть искренней – большие открытые глаза маленьких учеников сразу заметят лукавство и заискивание.

Учат меня  быть милосердной –  улыбка, взгляд и похвала учителя помогает ребенку открыть свои чувства: доброту, ласку. 

Учат меня быть мудрой – только доброта и ум в сочетании с педагогическими способностями позволяют  воспитывать личность.  

Учат меня быть креативной  и спортивной как в урочной, так и во внеурочной деятельности, так как школьники проявляют непредсказуемое творчество, часто подражая учительнице. Однажды в плавательном бассейне я стала «чемпионкой» по плаванию, только потому,  что проплыла рядом со своими учениками чуть быстрее.

Мои ученики – это моя гордость. Их достижения для меня награда. Они  являются победителями Всероссийских конкурсов по математике «Кенгуру», по русскому языку "Русский медвежонок», Международной олимпиады УРФО, городского НПК (2013), областного конкурса "Мы энергичные дети", интернет-конкурса "Познание и творчество», победителями городских конкурсов декоративно-прикладного творчества.

Открывая сердце детям, я не забываю о том, что у меня есть семья, которая играет  огромную роль в моей жизни. Я  каждое утро иду в школу с улыбкой, потому что в семье все благополучно. Вспоминаю, как готовилась к первой аттестации. Методический материал, мониторинговые отчеты, схемы, диаграммы – все было разложено в большой комнате на полу  (на столе места не хватало). В семье царила тишина, а муж постоянно твердил детям: «Тише, мама готовится к аттестации». А как же родные дети? Однажды сын с болью произнес слова, за которые мне до сих пор больно: «Мама, ты всегда со своими учениками, и на праздниках, и в походах, а мы…?» Понимаю, что супруг уделял сыновьям больше внимания, чем мама-учительница. Но, не смотря на все трудности, мои сыновья выросли успешными. Понимаю, что они смотрели на наше трудолюбие, ответственное отношение к труду и делали вывод – работать в пол силы нельзя. Моя родная семья – это поддержка и опора в нелегкой работе.

На пороге внедрения ФГОС учитель должен использовать новые  информационно- коммуникативные образовательные  технологии. Но самое главное, я считаю, он должен любить детей, отдавать им частичку своих знаний, энергии, трудолюбия, своей души.  Я всегда нахожусь в поиске: ищу индивидуальный подход к каждому ребенку, ищу интересный материал к каждому уроку, ищу новые формы работы с учащимися и родителями. Трудно работать с детьми, а еще труднее с родителями, которых я привлекаю к сотрудничеству во всех видах деятельности. Учебная деятельность – это всеобуч для родителей, дни открытых дверей и открытых уроков и, конечно же, систематическое ознакомление с результатами мониторинга УУД на каждом родительском собрании. Может поэтому на моих собраниях 100%-я явка родителей. Внеурочная деятельность – это участие всего родительского коллектива в творческих мероприятиях. Я счастлива, что у меня такая дружная семья.

Снова и снова убеждаюсь в том, что иду в ногу со временем. Реализуя ФГОС  в своей педагогической деятельности, я использую  новые технологии: ИКТ, проектную деятельность, проблемный диалог, продуктивное чтение,  оценивание учебных успехов.  Я использую деятельностный подход – ведущий на современном этапе обучения, который помогает мне при формировании универсальных учебных действий. Именно поэтому я выбрала УМК  ОС «Школа 2100», главная задача которой  - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

Повышение своего педагогического мастерства стало неотъемлемой частью моей жизни. За три последних года я прошла обучение на 5 курсах, 7 Всероссийских педагогических видеоконференций (сертификаты), публично  выступала на семинарах школы, города, области и, конечно же, активно публикую свои разработки  в сети Интернет (http://metodisty.ru/, http://www.rusedu.ru/, http://www.proshkolu.ru/,  http://www.zavuch.info/mpforum/1/, http://www.menobr.ru/, http://metodsovet.su/, http://www.uchmet.ru/, http://www.o-detstve.ru/,  мой персональный сайт -  http://nsportal.ru/bukharova-irina-vitalevna).

Ко мне часто приходят выпускники. А первого сентября я встречаю их с малышами на пороге  школы. Они приводят ко мне в класс своих родных детишек. Со слезами радости обнимаю и благодарю всех за доверие. Мне доверяют, значит, считают, что я дам их детям в этой нелегкой стране Знаний столько же духовно-нравственных и творческих успехов, сколько получили мои выпускники, обучаясь в школе имени К.Н. Новикова.

            Работа учителя в корне изменилась. Приоритетным направлением в образовании является развитие личности ребенка – это замечательно! Но вместе с тем, добавилась огромнейшая аналитическая, мониторинговая работа, которая занимает так много времени. На каждого ученика мне необходимо вести следующую документацию: карты развития, мониторинг метапредметный и личностный результатов,  читательские дневники, портфолио, мониторинг уровня обученности и качества знаний, материалы анализа и коррекции проверочный и контрольных работ. И бывает обидно, когда несведущие люди в обществе говорят, что учителя отдыхают на каникулах и после рабочего дня много свободного времени. Не знают, что мы работаем 24 часа в сутки. Я не обращаю внимания. Для меня профессия учитель – это образ жизни, осознание огромной ответственности перед государством, обществом.

       В школу приходят молодые неопытные педагоги,  такие же, какой была я почти 30 лет назад.  И теперь уже я могу посоветовать,  как разработать программу по учебному курсу, как провести первое родительское собрание, как спланировать работу с одаренными детьми, как организовать мониторинговую деятельность и многое другое – все то, что для меня когда-то было трудным.

Жизнь продолжается,  и  мне кажется, что имею достаточный багаж  знаний и умений. Но все чаще и чаще прихожу к мысли о том, что педагогическое мастерство никогда нельзя достигнуть. Только постоянная учеба по самосовершенствованию, саморазвитию и  самореализации помогут мне быть востребованной в педагогической деятельности. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект "Учимся жить вместе"

Цельпроекта: Развитие социальных,  коммуникативных, и  творческих компетенций младших школьников....

презентация педагогического проекта "Учимся жить вместе"

Создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности....

Педагогический проект: «Учимся правилам безопасного поведения на примерах героев сказок».

Сказки русского народа вобрали всю мудрость и опыт старших поколений. Раньше, когда не было книг, они служили и развлечением и учебником жизни. Слушая сказку, узнаешь все правила  ОБЖ. Сказки - э...

Эссе "Моя педагогическая философия" "Век живи- век учись".

Статья может быть полезна педагогам, желающим принять участие в профессиональном конкурсе педагогического мастерства....

Психолого-педагогическое просвещение родителей "Помогаем учиться".Обучение решению задач в начальной школе

Для большинства детей решение задач является наиболее проблемной частью изучения математики...

Педагогический совет "Современный учитель. Чему учим или как расставить акценты"

Педагогический совет "Современный учитель. Чему учим или как расставить акценты"Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах построения эффективного образовательного пространства...

Эссе «Моя педагогическая философия. Век живи – век учись!»

Учитель. А каким должен быть современный учитель? Понятие "современный учитель" не ограничивается какими-либо определёнными понятиями. Учитель для людей во все времена  - это особенный ...