Технология проектов в начальной школе
методическая разработка по теме

Статья и презентация о технологии проектов в начальной школе. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе учителя начальных классов метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.rar2.72 МБ

Предварительный просмотр:

  Технология мини – проектов в начальной школе

                         

Вся наша жизнь складывается из различных проектов. Одной из  задач учителя начальной школы - научить ребенка успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Как этого можно достигнуть?

(Слайд №1)

Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе, что дети ещё слишком малы и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе учителя начальных классов метод проектов. (Слайд №2)

Технология проектирования – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие  познавательных  навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. (Слайд №3)

Главными целями  введения проектной технологии  в начальную школу являются:

  1. Развитие интереса к предмету;
  2. Приобретение исследовательского опыта;

  1. Развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
  2. Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
  3. Получение дополнительных знаний по теме;
  4. Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

(Слайд №4)

Типы проектов существуют самые разные. Разумеется, чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников и т.д.

Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.

(Слайд №5)

  1.  «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
  2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
  3. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

 В проектной технологии чаще всего используются долгосрочные проекты.

Но иногда, затягивание времени может привести к потере интереса младшего школьника к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и просто в дальнейшем  нежеланию участвовать в каких – либо проектах. Поэтому из-за отсутствия у детей 7-9 лет способностей к долговременной работе в одном направлении, выполнять проекты необходимо «на одном  дыхании», т.е. на одном уроке.                                                          

 Мини – проекты,  как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в начальных классах.

Известно, что проект – это пять П.

(Слайд №6)

Проблема – Планирование  – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Этапы работы над мини – проектом в  режиме проектного обучения соответствуют этим  принципам «Пяти П».

 Можно выделить некоторые этапы работы над мини-проектом. (Слайд №7)

  1. Мотивационный.
  2. Планирующий.
  3. Информационно-операционный.
  4. Рефлексивно-оценочный.

Мини – проекты  могут быть как персональными, так и групповыми. (Слайд № 8,9)

Преимущества персональных проектов:

  1. план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,
  2. у учащегося формируется чувство ответственности,
  3. учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,

  1. формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.

Преимущества групповых

проектов:

  1. в проектной группе формируются навыки сотрудничества,
  2. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,
  3. на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,
  4. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию.

Механизмы взаимодействия в группах могут быть разнообразными. (Слайд № 10)

  1. ролевое
  2. эстафетное
  3. диалогическое
  4. конвейерное
  5. через пары сменного состава

Формы продуктов проектной  деятельности  (Слайд № 11).

  1. Анализ данных социологического опроса
  2. Сравнительно-сопоставительный анализ
  3. Атлас, карта, учебное пособие
  4. Выставка
  5. Газета, журнал, справочник
  6.  Модель, коллекция
  7. Игра, поход, экскурсия
  8. Постановка, мини-театр

   Виды презентаций проектов.

   (Слайд № 12)

  1. Деловая игра
  2. Демонстрация продукта
  3. Инсценировка-диалог литературных героев
  4. Игра с классом
  5.  Доклад
  6. Реклама
  7. Ролевая игра
  8. Спектакль
  9. Соревнование  

 Как же оцениваются мини-проекты?

Критерии оценивания мини – проекта в начальных классах должны быть просты. (Слайд№13)

  1. Выполнение принятых этапов, законченность
  2. Качество изделия, его оригинальность
  3. Полнота раскрытия темы проекта

При организации проектной деятельности могут возникнуть и некоторые трудности:

1.  Мониторинг. Необходимо знать, что ученик делает в период выполнения проектного задания. Но с другой стороны, - проект это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы контроль не был слишком строгим и навязчивым.

2.  Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности межличностного общения.

(Слайд № 14)

Да, организовать в начальной школе такой сложный вид деятельности, как выполнение проекта задача не простая, требующая от учителя сил, значительного времени, энтузиазма.  Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдывать эти затраты и даёт ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностнымым развитием ребёнка.

В чём же заключаются несомненные плюсы мини – проектов? (Слайд № 15)

  1. создаёт ситуацию успеха;
  2.  ориентирует на быстрый практический результат;
  3.  учит эффективно распределять время и экономно его использовать;
  4.  быстро ориентироваться в ситуации;
  5. строить новые отношения в сотрудничестве;
  6.  проявить свои организаторские способности.
  7. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
  8. осуществляется преемственность.

В среднем звене дети уже готовы для выполнения более сложных и долговременных проектов.

        В результате применения технологии мини-проектов у учащихся младших классов формируются  следующие умения:

  1. Поисковые (исследовательские).
  2. Работа в сотрудничестве.
  3. Коллективного планирования.
  4. Менеджерские навыки.
  5. Коммуникативные.
  6. Презентационные.

(Слайд №16)

«Все люди одинаково успешно могут овладеть необходимыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации процесса обучения».

                                                                                                                                          Сеймур Пейпурт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).

С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...

Рабочая программа по технологии 1-4 классы с УУД. Проект "Перспективная начальная школа"

Программа разработана на основе авторской программы по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой  «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2: 192 с) ...

Технология метода проектов в начальной школе

Данная презентация говорит о метода проектов в начальной школе, истории возникновения проектного метода....

Гуманитарные технологии реализации исследовательских проектов учащихся начальной школы

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен  на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не...

Междисциплинарный проект в начальной школе с использованием технологии образовательной робототехники.

Обучение, построенное на межпредметной, интегративной основе способствует повышению уровня мотивации учащихся за счет удовлетворения их разнообразных образовательных интересов, что способствует расшир...

Статья "Технология проектов в начальной школе"

В данной статье рассматривается  использование технологии проектов в начальной школе как один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках и внеурочное время....


 

Комментарии

Мигунец Наталья Николаевна

Подробная и полезная информация.