Междисциплинарный проект в начальной школе с использованием технологии образовательной робототехники.
статья на тему

Обучение, построенное на межпредметной, интегративной основе способствует повышению уровня мотивации учащихся за счет удовлетворения их разнообразных образовательных интересов, что способствует расширению кругозора и формированию мировоззрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Междисциплинарный проект в начальной школе

с использованием технологии образовательной робототехники.

Наумова М.М., учитель начальных классов,

МАОУ «Гимназия № 56», г. Ижевск

Яворская Е.Л., учитель изоискусства и технологии,

МАОУ «Гимназия № 56», г. Ижевск

ФГОС предполагает формирование способностей к инновационной деятельности в целостном диапазоне научных, профессиональных и технологических областей. Такие способности могут возникнуть только в том единственном случае, когда «произойдет слияние фундаментальной, прикладной наук и инновационной отрасли на основе триадной нелинейной модели. Сегодня идея осуществления инновационной образовательной деятельности на основе сращивания фундаментальных  наук и прикладных технологий воплощается в идее междисциплинарных проектов, которые могут представлять собой         сложную самоорганизующуюся систему, продуцирующую нелинейный результат». [1] 

Междисциплинарный проект занимает значительное место в современной организации учебного процесса и является одним из способов подчеркнуть принцип целостности образования и взаимосвязи предметов, изучаемых в школе.

Междисциплинарный проект помогает учащимся понять, что многие проблемы можно решить, если рассматривать их с точки зрения разных дисциплин. Осознать, что знания и навыки, приобретенные и сформированные в междисциплинарном проекте, позволяют не только придти к более глубокому пониманию проблемы, но иногда даже конструировать новое понимание, к которому невозможно придти без освоения необходимого содержания нескольких предметов.

Обучение, построенное на межпредметной, интегративной основе способствует повышению уровня мотивации учащихся за счет удовлетворения их разнообразных образовательных интересов, что способствует расширению кругозора и формированию мировоззрения.

Эффективным инструментом организации междисциплинарного проекта выступает технология  образовательной робототехники, реализующая основные принципы Lego-педагогики. Объектом Lego-педагогики является система связей и явлений, возникающая в процессе создания обучающимися значимого и осмысленного продукта с использованием приемов конструирования и применением актуального программного обеспечения для получения современных образовательных результатов.

Так, например, в ходе реализации междисциплинарного проекта «Наша история про Иоланту» в 3 классе были определены проектные задания для учащихся, в ходе выполнения которых формировались не только предметные компетентности по литературе, технологии, изобразительному искусству, музыке, окружающему миру, но и шло формирование всего спектра метапредметных компетентностей обучающихся.

Использование технологии Lego и Story Visualizer, направленное на реализацию деятельностного подхода, и построение занятий с учетом междисциплинарных связей позволяет успешно решать ряд педагогических задач:

  • формирование  компетентностей в соответствии с требованиями ФГОС
  • развитие ИКТ компетентности через освоение способов визуализации на основе программного обеспечения «Построй свою историю».
  • развитие коммуникативной компетентности, диалоговой культуры через организацию работы в команде и развитие навыков речевого взаимодействия в совместной творческой деятельности.
  • развитие способностей к эмоционально-ценностному восприятию произведений визуального и музыкального искусства через знакомство с творчеством композитора П.И. Чайковского на примере оперы «Иоланта».
  • развитие критического мышления и воображения через использование разнообразных художественных приемов, анализ персонажей и идей, формирование собственной позиции, освоение принципов  вербального моделирования.
  • формирование нравственного сознания и ценностного отношения к людям с ограниченными возможностями через моделирование социальных ситуаций.

С целью  проведения междисциплинарного внеклассного занятия  «Наша история про Иоланту», были проведены ряд других занятий.

Работа по проекту выстраивалась поэтапно.

1 этап. Цель: Знакомство с творчеством П.И. Чайковского,  произведением «Иоланта».

Ребята посетили концерт, где звучали отрывки из произведений П.И. Чайковского, знакомились с его творчеством на уроках музыки, изо. Познакомились с оперой «Иоланта», участвовали в прослушивании и обсуждении музыкальных отрывков данного произведения.  На уроках литературы учащиеся постигали азы построения литературного произведения. По итогам урока, ребятам было предложено написать сочинения о себе и слепой девочке Иоланте, представив, что она пришла учиться  в наш класс.

Вывод: на данном этапе обучающиеся имели возможность

•        получить первоначальные представления об особенностях художественных, научных и публицистических текстов;

•        получить опыт использования литературоведческих понятий при работе с текстами художественных произведений;

•        формировать читательские умения, лежащие в основе способности понимать и использовать письменные тексты, размышлять над их содержанием;

•        приобретать навыки критического мышления, овладевать приемами анализа, интерпретации и оценки художественных текстов.

2 этап. Цель: знакомство с LEGO конструктором и программным обеспечением,  и

создание детьми собственных историй (обсуждение, корректирование, подготовка к выступлению).

Для успешной работы в технике LEGO учащиеся на уроках технологии и во внеурочной деятельности знакомились с наборами LEGO Education  «Построй свою историю» и соответствующим  программным обеспечением. Учащиеся с большим интересом отнеслись к новому ресурсу.

Вывод: на данном этапе обучающиеся имели  возможность

  • развить ИКТ-компетенции и навыки работы с компьютером;
  • изучать основы алгоритмизации и программирования с использованием конструктора LEGO, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.

3 этап. Цель: визуализация обучающимися собственных историй по мотивам оперы П.И.Чайковского «Иоланта» с использованием технологии LEGO и StoryVisualizer.

При демонстрации своих историй ребята пользовались наборами музыкальных инструментов, чтобы более точно передать  звучащий мир, который описывали учащиеся в своих комиксах-историях. После проведённого занятия и всей работы в целом ребята, одухотворённые результатами работы,  выступили уже в роли маленьких композиторов, создав собственные музыкальные произведения.

 Вывод: на данном этапе обучающиеся имеют  возможность

  • активно развивать навыки устной речи, умение связанно выражать свои идеи и мысли;  
  • развивать творческое мышление;
  • развивать навыки построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов;
  • ознакомились с нотной грамотой и её применением для записи собственных музыкальных сочинений.

4 этап. Цель: представление детьми созданных историй. Рефлексия.

        На итоговом занятии группы обучающихся представляли свои истории. Зрителями и слушателями были тоже дети. После представления готовых работ учащиеся задавали вопросы выступающим, стараясь рассмотреть данную историю с точки зрения человека с ограниченными возможностями. Например, выясняли, удобно ли будет Иоланте быть с ребятами на гоночной трассе или как девочка могла бы узнать животных в зоопарке.

Вывод:

  • работа по данному проекту показала, что моделирование социальных ситуаций для детей ценны и интересны;
  • происходит формирование нравственного сознания и ценностного отношения к людям с ограниченными возможностями;
  • применение таких проектов поможет учителям обеспечить поэтапное и легкое внедрение образовательных технологий LEGO Education в урочную классную работу, демонстрируя педагогам возможности по эффективному использованию  LEGO для изучения самых разнообразных дисциплин: русского или иностранного языка, окружающего мира, литературы, технологии и проектного конструирования.


[1] Е.А. Солодова, Новые модели в системе образования. Синергетический подход, М., 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА"

Современный урок - это урок, где видна совместная деятельность учителя и учащихся, урок, на котором каждый учащийся не остается посторонним и способен пережить ситуацию успеха, урок, на котором ребенк...

«Инновационные процессы в начальной школе: использование технологии продуктивного чтения»

laquo;Инновационные процессы в начальной школе: использование  технологии продуктивного чтения»...

Тема: «Возможности использования элементов технологий образовательной робототехники и легоконструирования в образовательном пространстве начальной школы»

Представляю работу робототехники.С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизирован...