Модель работы с одаренными детьми
методическая разработка на тему

Агаркова Елена Николаевна

Модель работы с одаренными детьми МКОУ СОШ №10 с. Покровское

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_raboty_s_odar._detmi.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Пояснительная записка.

          Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющей ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные  экономические и социальные задачи.

           В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. И, как показывает практика, отношение к ним далеко неоднозначное. Оно колеблется от искреннего восхищения и реальной поддержки до непонимания и холодного отвержения ребёнка, а что ещё страшнее – равнодушия и неверия в его способности.

Каждому ребёнку нужна забота, внимание, поддержка. Одарённым же детям всё это необходимо ещё в большей степени в силу их особого психического склада.

           Главной задачей современной школы является развить у ребёнка его потенциальный уровень способностей, гибко адаптироваться в  меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания,  умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место.

           Таким образом, сегодня  перед школой ставятся новые, более сложные задачи, связанные с деятельностью по развитию одарённых детей. От передачи знаний, умений и навыков школа сегодня переходит к передаче обобщенных способов действия, и в соответствии с требованиями ФГОС (*) центральное место в этом процессе отводится развитию учебной самостоятельности одарённого ребёнка.

           Реализуется эта модель через систему различных творческих заданий, учебную работу (индивидуальная и коллективная учебно-познавательная самостоятельная деятельность), создание атмосферы доверия, ответственности, успеха в таких организационных формах учебно-воспитательного процесса, как урок,  факультатив или  кружковая работа.

Главной целью модели работы с одарёнными детьми является: 

    азвитие интеллектуальной способности детей с учётом их возрастных особенностей.

    Основные задачи модели работы с одарёнными детьми:

  1.  Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей;
  2. Провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе;
  3. Использовать  личностно -ориентированный подход обучения детей

    с учётом достижений передового  педагогического опыта

     и современных реалий;

  1. Применять  новые педагогические технологии, которые основаны на микрогрупповом и индивидуальном подходе обучения детей и использовать системы информационно-коммуникативных технологий,  обеспечивающих их полноценное интеллектуальное развитие в условиях начальной школы;
  2. Предоставлять  возможности для творческого и интеллектуального самовыражения детей через различные формы познания и разновозрастные контакты;
  3. Создавать условия для укрепления межличностных отношений «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – педагог», «ребёнок – родитель», «ребёнок – воспитатель» через воспитание потребности в получении новых знаний;
  4. Обеспечивать условия для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.

     Содержания работы с одарёнными детьми осуществляется за счёт:

  1. Введения дополнительных занятий и факультативов с одарёнными детьми:
  2. Расширение объёма воспитательной работы;
  3. Включение в содержание уроков заданий, насыщенных исследовательскими элементами, решение которых опирается на поисковую активность и сообразительность одарённого ребёнка.
  4. Более значительные изменения предусматриваются в организации  процесса обучения. Это связано с рядом новых принципов проведения уроков и факультативов.

 

Принципы работы с одарёнными детьми:

  1. Принцип свободы, сотрудничества, делового партнёрства учителя и ученика. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с терпением и уважением к личности ребёнка, его мнению, точке зрения. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставляет ему возможность утвердиться в поиске новых идей. Принцип свободы реализуется через выбор учеником заданий, уровня их сложности, источников информации, уровня самостоятельности.
  2. Принцип действенного подхода обучения в  работе с одарёнными детьми, при котором дети становятся активными субъектами учебной деятельности. Ученики сами осуществляют поиск различных путей решения задач, в результате чего активизируется их мыслительная деятельность.
  3.  Принцип обоснованного ответа предлагает полное, последовательное, доказательное объяснение уч-ся своего мнения в процессе выполнения ими индивидуальных заданий.
  4. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка предполагает введение в традиционный учебный процесс разнообразных методических приёмов, специфически направленных  на развитие аналитико-синтетической сферы ребёнка, памяти, внимания, мышления и пространственного воображения.

Преимущества работы с одарёнными детьми:

  1. У детей совершенствуются навыки умственной деятельности, логического мышления, актуализируются приобретённые знания и предыдущий опыт;
  2. Формируется адекватная оценка личности, ребёнок определяет собственные возможности и способности;
  3. Формируется познавательная активность одарённых школьников;
  4. Ребёнок начинает самостоятельно принимать решения и предлагать свои варианты, версии;
  5. Помогает преодолевать трудности, возникающие во время самостоятельной работы;
  6. Вносит позитивные изменения в личностные показатели ребёнка.

Прогнозируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. Учебно –познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  2. Положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности;
  3. Компетентность в реализации основ гражданской идентичности в деятельности и поступках.

Метапредметные результаты:

        Регулятивные УУД:

  1. Планировать познавательную деятельность на протяжении занятий;
  2. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. Ставить цели своей деятельности и контролировать способы решения;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

  1. Выбирать задания по интересу, по целевой установке;
  2. Работать с учебной и справочной литературой;
  3. Работать самостоятельно, в парах и микрогруппах;
  4. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Логические УУД:

  1. Анализировать индивидуальные  задания, выделять в них  трудное, непонятное;
  2. Выполнять задания разными способами, выбирать рациональный способ;
  3. Выделять главное, обобщать, классифицировать, систематизировать дополнительные задания;
  4. Составлять алгоритм выполнения индивидуальной работы;
  5. Применять знания в нестандартной ситуации;

Коммуникативные УУД:

  1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  2. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  3. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

               Описание модели работы с одарёнными детьми:

Приложение.

Для успешной реализации модели работы с одарёнными детьми требуется создание следующих психолого-педагогических условий.

  1. Личностно ориентированное взаимодействие взрослых

с детьми:

  1. а) свободная атмосфера на уроке и дополнительном занятии;
  2. б) доверие и уважение к детям со стороны учителя;
  3. в) внимательное отношение к интересам одарённого ребёнка;
  4. г) доброжелательность и терпимость во время занятий с ними.
  1. Предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую и познавательную активность ребёнка, организованная в зависимости от возрастной специфики его развития.
  2. Организация правильного режима работы, так как занятие творческой деятельностью связано с большим умственным напряжением. Не следует форсировать раннее обучение детей, увеличивать объём материала и переутомлять их, побуждая делать большее количество сложных заданий . Учитель лишь в максимальной степени должен использовать те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладении им основами курса начальной школы, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностей младшего школьного возраста.

  1. Исключительно важное значение для развития интеллекта имеет работоспособность и трудолюбие. Подлинное творчество невозможно без длительного, упорного, нелёгкого труда. Необходимо постепенно воспитывать  у детей эти качества.

           

Задания повышенной сложности:

1. Рыболов на вопрос, какова масса пойманной рыбы, ответил: «Масса хвоста 1 кг, масса головы составляет столько, сколько хвост и половина туловища, а масса туловища столько, сколько голова и хвост вместе». Сколько весит рыба? (ответ: 8кг.)

2. У двух рыбаков спросили: «Сколько рыбы в ваших корзинах?» - «В моей корзине половина числа рыб, находящихся в корзине у него, да ещё 10,» - ответил первый. «А у меня в корзине столько рыбы, сколько у него, да ещё 20» - сказал второй. Сколько же рыб у обоих вместе? (ответ:100 рыб)

3. Имеется несколько поросят одинакового веса и несколько ягнят одинакового веса. Три поросёнка и два ягнёнка весят 22кг, а два поросёнка и три ягнёнка 23кг. сколько весит один поросёнок и один ягнёнок? (ответ: 4кг, 5кг)

4. Гриша с папой пошли в тир. Уговор был такой: Гриша делает пять выстрелов и за каждое попадание в цель получает право сделать ещё два выстрела. Всего Гриша сделал 17 выстрелов. Сколько раз Гриша попал в цель? (ответ: 6 раз)

5. Однажды Путешественник встретил в пустыне стадо верблюдов, среди которых были одногорбые и двугорбые. «Сколько в твоём стаде одногорбых верблюдов и сколько двугорбых?» - спросил Путешественник у Хозяина стада. «В моём стаде 80 голов и 122 горба», - ответил Хозяин. Ответьте на вопрос Путешественника.

6. Разгадай ребус:

   три                    (ы+ы):ы=ы       2*2 *         *5*5          48*

+ три                                          + *548         -3*3*        х    7

   три                                             42*6           2222          *16

Дыра                  1**2:12=106

7.    Восстанови уменьшаемое и вычитаемое. Найди все решения задачи.

         ΧΧΧΧ – ΧΧΧ = 4

Задания творческого характера:

1. Среди 27 монет – 1 фальшивая. По виду от других её отличить невозможно. Определить фальшивую монету можно с помощью трёх взвешиваний на весах с чашечками без гирь, если известно, что фальшивая монета тяжелее настоящей.

2. В бутылке, в кувшине, в стакане, в банке находится молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Назовите какие напитки в каких сосудах. (ответ в бутылке – лимонад, в кувшине – молоко, в стакане вода, в банке – квас).

3.В киоске продаётся мороженое шести сортов. Катя хочет купить два разных мороженых. Сколькими способами Катя может сделать покупку?

4. Из 37 спичек удалось построить несколько квадратов и пятиугольников. Всего 9 фигур. Сколько фигур каждого вида построено из всех спичек?

5. Может ли человек прожить миллион дней?

6.  В каком числе столько же единиц, сколько букв? (3, 11)

7.  Как отмерить 3 литра воды, если есть кружки 7л и 2л? (налить 7л, а затем отобрать 2 кружки по 2л)

8. – Я на два года старше льва, -

Сказала мудрая сова,

- А я в два раза младше вас, -

Сове ответил дикобраз.

Лев на него взглянул и гордо

Промолвил, чуть поморщив нос:

«Я старше на четыре года,

Чем вы, почтенный иглонос».

А сколько всем им вместе лет?

Проверьте дважды свой ответ. (льву-10лет, сове-12лет, дикобразу-6лет, всем вместе-28лет)

ПРОГРАММА «Одаренные дети»

на 2012 – 2016 г.г.

 

Основание для разработки:                    Федеральная целевая программа  

                                                                           «Дети  России», муниципальная

                                                                           программа  «Одаренные дети»                                                              

 

Заказчик программы:                               Районный Отдел Образования

                                                          Красногвардейского района

 

Основные разработчики                       МО учителей начальных классов

          программы:                                   «Покровская СОШ №10»

 

                                                       

Цель программы:

1.      Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования.

2.      Формирование системы  социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

 

Задачи программы:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи  одарённым детям;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

 

Реализации программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

-  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

-   повышению качества образования и воспитания школьников;

-   формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

 

Основные мероприятия программы

 

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

 

Сроки реализации Подпрограммы              2012 – 2016 гг.

 

   

Объемы и источники                                  

финансирования  Программы                       спонсорские средства

 

 

Обоснование проблемы

Анализ ее исходного состояния

 

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.

Согласно учебному плану школы на 2012-2013 учебный год организовано сетевое взаимодействие с ресурсным центром; на базе школы открыто 5 кружков по предметам; 7 кружков по интересам,  работают футбольные, волейбольные и  другие спортивные секции.

Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады.

В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждение педсовета и предметных заседаний .

Профессионализм и ответственность, забота педколлектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.

 

       Концепция подпрограммы

        

         Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

         Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

Цели и задачи работы с одаренными детьми      

Цели

Задачи

1. Выявление одаренных детей

 1.Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

 2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации.

 3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу.

 4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

 5. Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественных скачок в развитии их способностей.

 1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

 2Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Формы работы с одаренными учащимися:

          групповые занятия с одаренными учащимися;

          факультативы;

          предметные кружки;

          кружки по интересам;

          конкурсы;

          курсы по выбору;

          участие в олимпиадах;

          работа по индивидуальным планам;

          интеллектуальные марафоны

 

         Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися  начальной школы .

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»

1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»

1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педкадров, работающих с одаренными детьми.

1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми

1.6. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и районного психолога.

1.7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

1.8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.

1.9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

 

2. Организационная деятельность школы

2.1.  Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.

2.2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.

2.3. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.

2.4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования

 

3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

3.1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.

3.2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и республиканских олимпиадах.

3.3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

 

4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

4.1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.

4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

4.3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

  

 

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»  

на 2012-2016 г.г.

Мероприятия

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

Февраль

ежегодно

психолог

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Март

ежегодно

психолог

3.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями-предметниками

Март

ежегодно

психолог

4.

Расширение сети курсов по выбору с учетом  способности и запросов учащихся

Май,

ежегодно

Администрация

5.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь

ежегодно

Агаркова Е.Н.

Пожидаева В.В.

Демьянова В.А.

6.

Участие в районных, республиканских олимпиадах

Ноябрь, декабрь

ежегодно

Агаркова Е.Н.

Пожидаева В.В.

Демьянова В.А.

7.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

2012, 2016 г

январь

Администрация

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

Пожидаева В.В.

9.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Агаркова Е.Н.

Пожидаева В.В

Демьянова В.А.

10.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2012 г

Администрация

11

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов в 1-4

сентябрь

Пожидаева В.В.

12

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

С 2012 года

организатор

13

Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов

Постоянно

организатор

14

Творческий отчет

Ежегодно май

Агаркова Е.Н.

Демьянова В.А.

15

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

Ежегодно

Пожидаева В.В.

16

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2015-2016

Пожидаева В.В.

17

Проведение предметных недель и декад

Ежегодно

Агаркова Е.Н.

Пожидаева В.В.

Демьянова В.А.

                  Методика диагностики одарённости.

Методика диагностики одарённости не исключает возможности использования  классических  психодиагностических методик, а рассматривается как одна из  составных частей общего с психологом комплекса психодиагностических методов.

                           Познавательная сфера.

  1. Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи.
  2. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения.
  3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.
  4. Способность к анализу и синтезу.
  5. Классификация и категоризация – психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации.
  6. Высокая концентрация внимания в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности и в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям.
  7. Память – способность ребёнка запомнить факты, события, абстрактные символы, различные знаки.

                          Сфера личностного развития.

  1. Увлечённость содержанием задачи.
  2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
  3. Социальная автономность – способность и стремление противостоять мнению большинства.
  4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях.
  5. Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия.
  6. Широта интересов.
  7. Юмор.

                                             Инструкция.

Как оценивать? Для оценки воспользуемся методом полярных балов. Каждую характеристику потенциала ребёнка будем оценивать  по пятибалльной шкале:

«5» - оцениваемое свойство личности развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

«4» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойств проявляется очень редко;

«3» - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«2» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

«1» - чётко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

«0» - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

                Обработка результатов.

     Отметки вносятся в таблицу. Результат будет более эффективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению оценок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Выставление отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат – два правильных семиугольника. Но у реального ребёнка при объективной оценке обычно получается звёздочка сложной конфигурации.

       График даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу.

         

 Создание условий для исследовательской деятельности

                      (на уроке русского языка 3 классе)

Тема: Соединительные гласные –о-,-е-, в сложных словах.

Цель: - создать условия для исследовательской  деятельности уч-ся при объяснении нового материала;                

- через составленный алгоритм учить детей правильно писать соединительные  гласные –о-, -е- в словах, то есть решать учебную задачу;

- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами, опорами-схемами;

- развивать память, внимание, речь;

- создать эмоционально-ценностное отношение к предмету;

- воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки, патриотизма.

Оборудование: схема-карта на каждого ученика, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные карточки.

                                   Ход урока.

1. Актуализация опорных знаний.

А) Эпиграф урока.

«Российскому патриоту любой подвиг в охоту».

-Как понимаете пословицу?

-Кого можно назвать патриотом?

-О каком подвиге идёт речь?

Сегодня очень много говорят о том, что каждый человек должен быть патриотом своей Родины. Ведь тогда страна становиться могучей, крепкой.

Родина – это не только страна.

-Что ещё можно назвать Родиной?

Сегодня на уроке мы поговорим о родине, и о труде, и о доме. Работа предстоит серьёзная. Настроение должно быть хорошее, рабочее и у вас, и у меня.

Б)Моделирование урока.

  Сегодня урок-исследование. Вот модель нашего урока.

Научиться исследовать – значит самостоятельно узнать новое. Я вам буду помогать. В течении урока вы будите сами оценивать свою работу на маршрутных листах.

Отлично                                Сомневаюсь                          Не получается

В) Определение настроения учащихся на работу.

2. Актуализация новых знаний.

А) минутка чистописания.

- Зачем этот этап? (Чтоб исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем)

Домик

Домработница

Домище

Дом

- Что можно сказать? (Однокоренные сущ-ые, муж. и жен. рода ед.ч., одушевлённое и неодушевлённое, нарицательное)

-Какое слово лишнее?

-Почему? (потому, что сложное, состоит из двух основ).

 

-Выйти к доске, выделить основы.

-Зачитайте значение слова «сложный». Какое понятие относится к нашей теме? 9состоящее из нескольких частей, элементов)

-Сложные слова будут в центре внимания и сегодня.

- С чего начинается работа в тетради? (минутки чистописания)

- Почему? (тренируем руку, правильное и красивое письмо)

-Догадайтесь, что будем писать  на минутке чистописания: это сочетание букв, которые образуют общий корень в этих родственных словах.

- Списать однокоренные слова. Разобрать их по составу.

- Оцените свою работу на этом этапе (закрепить, проанализировать)

Б) Постановка проблемы.

- Какое задание можно предложить?

                           хозяйка

дом                     сед

                           владелец

- Составьте другие сложные слова с этим же корнем, соединяя только основы.

Вывод-проблема.

-Всегда ли достаточно две основы, чтобы получить сложное слово.

-Какова  цель урока? (узнать, как нужно соединить две основы, чтобы получить сложное слово)

- Как решать эту задачу? ( провести наблюдения-исследование)

- Оцените насколько хорошо вы поняли цель урока.

Если проблема ясна – в путь.

В) «Открытие».

- Отгадайте и запишите слова, которые мы будем использовать.

1) Есть у нас в квартире рот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ»

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (пылесос)

2) Стоит толстячок,

Подбочивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит. (самовар)

3) Он отлично варит кашу,

У него особый дар.

Кто нас кормит кашей с маслом?

Ну, конечно … (кашевар)

4) Снова солнце печёт сильно,

Снова солнечный денёк

Назовите сложным словом:

«Печёт солнце» - … (солнцепёк)

 Наблюдение за словами.

- Расскажите, как вы исследовали слова. (подбор однокоренных слов)

- Какой вывод можно сделать?

- Что соединяет основы?

Чтобы получились сложные слова, нужны

- Когда пишется О? Е?

- Давайте отдохнём, а потом составим алгоритм наших действий для определения соединительных гласных в сложных словах.

Г) Физкультминутка.

Д) Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными гласными.

- Итак, что мы планировали сделать? (составить алгоритм)

Работаем в парах. Этапы распределяем по порядку.

Проверяем.

- С чего начнём? Какой итог будет первым? Что делать зачем?

Все шаги вывешиваем на карточках.

________ ….? ________

________ …? ________

________  О  _______

________  Е  ________

______  Е  ________

- Сформулируйте правило: когда пишется соединительная гласная о, когда е.

Правило.

- Вернёмся к словам, которые создали проблему в начале урока. Объясните их написание.

- Проверим, как вы поняли основное правило урока.

- Почему мы использовали слова, связанные с нашим домом? (это малая Родина)

- Предлагаю совершить путешествие по нашей Родине в разные уголки страны, туда, где люди совершают наш трудовой подвиг.

Е) Работа в группах.

- Выберите в какую отрасль вы бы хотели отправиться.

Животноводство.

Растениеводство.

Градостроение.

Земледелие.

Приборостроение.

Машиностроение.

Задания для групп:

  1. Выписать сложные слова. Выделить основы, подчеркнуть соединительные гласные.

пастух         скотовод  

свинопас     животновод

поросёнок   коневод

птицевод     конюх  

 птичник     овцевод

 пчеловод    барашек

  1. Записать одним словом.

Человек, который разводит цветы.

Человек, который выращивает, разводит овощи.

Человек, который выращивает, разводит чайный куст.

Человек, который выращивает, разводит сады.

Человек, который выращивает, разводит картофель.

Хранилище овощей.

Уборка хлопка.

  1. Соединить рисунки с названием, поставить соединительную гласную.

     Сам..вар

     Стал..вар

     Град…строитель

     Мног…этажка

     Груз…перевозки

     Бетон…мешалка

  1. Соединить рисунки с названием. Вставить соединительную гласную.

       Хлеб…роб

       Хлеб…уборка

       Сен…кос

       Земл…пашец

       Земл…делец

       Зерн…воз

  1. Составить сложные слова.

мыш…ловка     стекл…рез

зуб…чистка      коф…молка

дыр…кол          огн…тушитель

  1. Вписать в клетки название транспортного средства, пользуясь рисунком.

бензовоз      паровоз

вертолёт      молоковоз  

самолёт       электровоз  

пароход       луноход

представитель от каждой группы выходит к доске, определяет соединительную гласную в словах своей группы.

- Оцените, как вы поняли основное правило урока.

Ж) Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания)

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило?проверим.

- Выбрать уровень и подобрать соответствующий сигнал.

1 уровень.

Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пёк, мор…ход.

Списать , вставить соединительную гласную. Выделить основу, корень.

2 уровень.

Составьте и запишите сложные слова с основой:  хлеб, снег, лист, лес.

3 уровень.

Придумать по два слова с соединительными гласными –о-, -е-.

Составить и записать предложения с этими словами.

- Оценить свою работу.

3. Итог урока.

- Какова была цель урока? Мы её достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.

- Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?

- Вспомните эпиграф урока. Почему на уроке использовались слова, связанные с домом, профессией, трудом людей? (Дом – это маленькая Родина, труд – это тоже подвиг.)

Одарённые дети

Семья.

1.Первичное выявление способностей.

2.Сотруднечество со школой и педагогами.

Школа.

1.Урочная деятельность (индивидуальная работа, работа в микрогруппах).

2.Внеурочная деятельность (факультативы, доп.занятия, предметные кружки)

Диагностика.

(анкетирование наблюдение, методика диагностик).

Доп.образование.

(кружки по интересам, секции)

Соц.среда.

(общение с друзьями, Интернет, библиотека).

     Урок

     Актуализация знаний

Цель урока

Исследова-ние

Самостоятельная работа

Итог урока

 кр

  ж

   с

Мой настрой

Как я помню предыдущий материал

Как я понял цель урока.

Как я умею применять правило

Как я работал

       соединительные

         О

        Е

Как я понял основное правило урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одаренными детьми в начальной школе

Данная программа составлена для выявления одаренных детей в школе и работы с ними. В работе выделены принципы педагогической деятельности, цели, задачи.Приводятся примеры творческих мастерских.Отдельн...

Модель работы с одаренными детьми

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в даль...

Модель работы с одаренными детьми

Самый простой способ отыскать свои скрытые таланты — это обратить внимание на людей чьими способностями вы восхищаетесь.Ссылка...

Программа "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе".

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе....

Модель работы с одаренными детьми в начальной школе

Модель работы с одаренными детьми в начальной школе.Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития стра...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Модель работы с одаренными детьми в начальной школе

Педагогический проект "Модель работы с одаренными детьми"...