Контекстные задачи как инструмент развития функциональной грамотности обучающихся младшего звена
методическая разработка

В работе представлен алгоритм конструирования контекстных задач. Рассмотрены задачи по разным предметам и задача для учителей.Разработаны задачи про Саратов и Маркс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_novoe_kontekstnye_zadachi.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная

школа №3 г. Маркса Саратовской области им. Л.Г. Венедиктовой

Выступление

на региональном семинаре по теме :

 «Контекстные задачи

как инструмент развития

функциональной грамотности

обучающихся младшего звена»

                                                                                                     Составила учитель нач.классов

                                                                                      МОУ-СОШ № 3 г.Маркса

                                                                               Саратовской области

                                                                     Иванова И.А.

Маркс, 2023

В современной школе для развития функциональной грамотности важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием.

 Одна из основных проблем работы учителя в школе, связанных с формированием и развитием функциональной грамотности обучающихся, это подбор заданий для отдельно взятого урока. Что делать, если таких задач недостаточно?  Как, используя задачи учебников, не нарушить целостность учебного процесса, формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся?

Выбор в качестве инструмента – метода контекстных задач, обусловлен, прежде всего, тем, что умения функциональной грамотности должны демонстрироваться в социальной жизни ученика, при решении жизненных ситуаций, а этот метод и позволяет моделировать бесконечное число таких ситуаций. Кроме того, содержание (наполнение) этих задач не связано с какой-нибудь конкретной образовательной областью, а значит, является универсальным в любом курсе внеурочной деятельности, в любой программе.

Чем эти задачи отличаются от обычных стандартных, которые мы решаем изо дня в день на своих уроках с учениками? Чем они могут заинтересовать ребят? Повысить их мотивацию к обучению?

Контекстная задача – это задача, в условии которой известным, или данным, является описание конкретной жизненной ситуации, связанной с имеющимися у ребят знаниями и опытом. Требованием, или искомым, задачи является актуализация этого опыта с целью анализа, осмысления и объяснения данной ситуации или для выбора способа действия в ней. А результатом ее решения становится встреча с учебной проблемой, то есть осознание неполноты, недостаточности своих знаний и одновременно с этим — понимание их ценности для эффективной дальнейшей деятельности.

Название «контекстная задача» достаточно условно, так как это не задача в общепринятом смысле, а «жизненно-имитационная» ситуация для описания или разрешения которой учащиеся используют различные предметные знания и способы деятельности.

Контекстные задачи должны отвечать ряду требований:

1) контекстная задача должна опираться на реально имеющийся у учащихся жизненный опыт, представления, знания, взгляды, мнения и т. д.;  

2) контекстная         задача         нестандартна,         оригинальна; эта         ее особенность обеспечивает эффект новизны, вызывает интерес;

3) в содержании контекстной задачи должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;

4) задача должна соответствовать программе курса, служить достижению цели обучения;

5) контекст задачи может быть представлен в различных формах (таблицы, графики, текст, диаграммы);

6) существует математическая модель описанной в задаче ситуации, которая соответствует уровню подготовленности школьника;

7) сюжет         задачи         должен         развиваться         в         соответствии         с последовательностью поставленных в ней вопросов;

8) контекстная задача - это задача - «ловушка», в ней в неявном, свернутом  виде заключена проблема, которая соответствует основной идее учебного занятия, его сверхзадаче.

Работа с контекстными задачами  ориентирована как на учебную, так и  внеурочную деятельность.

Как рождаются контекстные задачи? Очевидно, что каждая из них – это плод творческой фантазии учителя, помноженной на знание предмета. Рассмотрим алгоритм конструирования контекстных задач:

1.Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно. 

2.Определите, что в содержании темы будет новым для учеников.

3. Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке. То есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?

4.Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно- значимой проблемы. Ее формулировка также будет иметь характер вопроса, но теперь уже заданного как бы от лица учеников.

5.Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой, ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно - значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.

6.Составьте текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.

7.Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.

8.Оцените качество и предполагаемую эффективность полученной контекстной задачи с двух позиций: во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме урока; во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.

Рассмотрим примеры контекстных задач по разным предметам.

Математика. 2 (3) класс

Успеет ли Маша покачаться 10 минут на качелях во дворе, если пойдёт длинным путём , проходя мимо детской площадки, если у неё 6 уроков, а дома нужно быть ровно в 15-00?

К задаче должен быть приложен информационный материал:

План «Безопасный путь в школу» с расчётом времени .

Расписание звонков в школе .

3класс

У Маши было три купюры по 200 рублей. Мама попросила ее купить в супермаркете «Магнит» 3 пакета пряников по 81 руб и на сдачу мороженое по 60 руб.

Сколько купюр подала Маша на покупку пряников?

Сколько получила рублей сдачи?

Сколько пачек мороженого смогла купить на сдачу?

Сколько денег осталось у Маши?

4 класс

а)Рассчитайте более выгодный способ проезда до школы, учитывая возможность добраться личным транспортом или общественным?

К задаче должен быть приложен информационный материал:

-план «Безопасный путь в школу» с расчётом времени и расстояния ;

-цена на бензин ;

-стоимость проезда в общественном транспорте .

б) Кристина по случаю своего дня рождения хочет пригласить четырех друзей на просмотр циркового спектакля в Марксовском цирке «АртАлле». У Кристины есть 2520 рублей. Она узнала цены на билеты.

Ряд

Стоимость

партер:1- 5 ряд

700 рублей

6 - 9 ряд

на 1/ 5 часть дешевле

10 - 12 ряд

на 100 рублей   дешевле по сравнению с 8 рядом

балкон:13 - 15 ряд

2/4 части от стоимости 2 ряда

Сможет ли она пригласить друзей в Марксовском цирке «АртАлле»  и по какой цене возможно купить билеты?

в) Марксовец  Юрий Васильевич с женой решил отправиться на 3 дня к сестре в Сочи. Для этого он рассматривает всевозможные варианты проезда: на поезде, на самолете или на машине. Стоимость проезда на поезде на одного человека составляет 2577 руб, на самолете - 4685 руб, на автобусе до Саратова  298 руб. Расстояние от Маркса до Сочи 1470 км. Расход бензина 8л на каждые 100 км и цена бензина за литр 50руб. Рассчитайте стоимость поездки на каждом виде транспорта и выберете самый дешевый вариант. В ответе укажите, сколько рублей Юрий Васильевич потратит на поездку в Сочи.

Транспорт

Цена

1 билета

Стоимость поездки

Автобус Маркс-Саратов

298руб.

Поезд Саратов-Сочи

2577 руб.

Самолет Саратов-Сочи

4685 руб.

Транспорт

Расстояние

Расход бензина

Цена бензина

Стоимость поездки

Машина

1470 км

на 100 км по 8 л

50 руб.

Русский язык.

Грамматическое значение слова

На доске записаны три слова: охотник, убить, медведь. Учитель сообщает о том, что один иностранец, приехавший в Россию, выучил много русских слов, но совершенно не позаботился о знании грамматики. Однажды, рассказывая своим русским друзьям о случае на охоте, он произнес такую фразу: «Охотник убить медведь». О чем хотел сообщить иностранец? (Охотник убил медведя). А вы уверены, что именно о такой ситуации в лесу должна была идти речь? Какие возможны варианты? Сравните полученные результаты. Что и почему мы изменяли в трех данных нам словах, чтобы получились разные, но связные высказывания? Сформулируйте проблему, к обсуждению которой мы с вами уже фактически приступили.

 Глаголы совершенного и несовершенного вида

С Олимпийских игр возвращаются в Саратов наши земляки: прославленный конькобежец Данила Семериков и биатлонист Александр Логинов. Поклонники и болельщики собрались в аэропорту, чтобы приветствовать спортсменов. В руках у встречающих – транспаранты, флаги, цветы. Организаторы встречи решили: «Попросим присутствующих начать приветствовать олимпийцев тогда, когда самолет еще будет находиться в воздухе». Один инструктор сказал своей группе встречающих: «Начинайте махать флагами, когда самолет будет подлетать к аэродрому». Другой  предложил: «Начинайте махать флагами, когда самолет подлетит к аэродрому».
Как вы думаете, организованно ли прошла церемония приветствия: одновременно ли группы встречающих начали размахивать своими флагами? Почему?

Окружающий мир.  4 класс

Охрана воды

а) Приоткроем водопроводный кран, чтобы вода едва капала (2-3 капли в секунду). Подставим под кран сосуд. Рассчитайте, какова будет потеря воды из одного крана за 1 минуту, за 1 час, за 1 день, за 1 неделю?

б) Что экономнее, принимать ванну, используя 100-120 л воды, или душ, расходуя 20-60 л воды в минуту, при условии, что под душем вы будете мыться 10 минут?

в) В течении дня организм взрослого человека получает вместе с пищей около 3 литров воды. Сколько воды необходимо организму человека в год?

г) Вам необходимо полить цветочную рассаду, для этого потребуется 4 литра воды. Если воды будет меньше, растения могут засохнуть, а если больше, то вы зальёте растение, и оно погибнет. Найти способ решения полива цветочной рассады сосудами ёмкостью 5 л и 3 л, при котором потеря воды будет наименьшей.

Задача для учителей. Вы с классом решили совершить однодневную поездку в город Саратов. Составьте маршрутный лист с учётом посещения музеев и комплексного обеда.

        Что необходимо учесть?

стоимость проезда

билет в музей

цена комплексного обеда

итого

Попробуйте на этой основе составить с ребятами контекстную задачу, целью которой может быть установление более выгодной поездки на экскурсию.

Применение контекстных задач в обучении способствует :

  • изменению         организационных         форм         учебного процесса,  структуры образовательного процесса в целом;
  • формированию         навыков         продуктивной         деятельности:
  • добыванию знаний непосредственно из реальной действительности;
  • овладению приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
  • адекватному применению знаний для решения возникающих проблем в повседневной жизни;
  • изменению форм и методов оценивания (введению новых  критериев оценки, расширению того, что оценивается, и т. д.);
  • формированию способности работать с информационными источниками, навыков работы в группе, умений планировать деятельность по достижению результата, выполнить программу и представить результаты своей деятельности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье даны рекомендации по формированию личности мл. школьника...

Сценарий новогоднего утренника для младшего звена "Новогодняя сказка"

Главные герои  д.Мороз и Снегурочка создают праздничную атмосферу "Новогодней сказки", учащиеся проявляют свои творческие способности в танцах, жестовых песнях., в вождении хороводов.Развивают па...

"Молодецкие забавы" конкурсно-споривное мероприятие для младшего звена.

Открытое общешкольное  мероприятие для младшего звена "Молодецкие забавы" Конкурсно-спортивное мероприятие.Шуточная инсценировка для учащихся 1-5 классов по мотивам любимых сказок. Если...

Выступление на родительском собрании младшего звена

Выступление на родительском собрании младшего звенана тему:  «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»...

Конспект мероприятия для младшего звена "Путешествие в сказку"

Проведение описанного мероприятия даст возможность обратиться к детям с неконтролируемыми агрессивными реакциями. Это занятие учит жить в мире с другими, не причинять вреда окружающим, помнить о том. ...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С МЛАДШИМ ЗВЕНОМ.

Сопровождение в начальном звене, гармоничное развитие младшего школьника. Работа с песком гармонично встраивается в работу психолога....