Конспекты уроков младшего звена
план-конспект урока по музыке (1 класс) по теме

Руденко (Варганова) Елена Витальевна

Предварительный просмотр:

Варганова Елена, 30 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ                                                                                                           

Тема урока: «Музыкальные портреты»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: показать, как своими средствами выразительности музыка рисует портреты сказочных персонажей и людей.

Планируемые результаты:

Метапредметные: активно участвовать в обсуждении музыкального искусства, его роли в жизни человека; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Предметные: учить определять тему урока, ставить перед собой задачи; проявление интереса к новому содержанию занятия;

выполнять задания творческого и поискового характера; познакомить учащихся с произведениями русских композиторов - С. С. Прокофьева «Болтунья» и П. И. Чайковского «Баба-Яга»; сделать анализ прослушанных произведений.

Личностные: чувствовать связь различных видов искусства: живописи, музыки, поэзии; в исполнении музыкальных произведений выражать свои собственные эмоции и своё отношение к произведению.

Оборудование: Учебник «Музыка, 1 класс», караоке – проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, видеоклипы музыкальных произведений.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент. (2 минуты)

Здравствуйте, ребята! Я продолжаю у вас проводить урок музыки.  За активность на уроке вы в конце урока получите наклейку.

Дети заходят в класс.

Проявление эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

Сейчас мы с вами вспомним тему прошлого урока. Ребята, кто помнит, о чём мы говорили на прошлом уроке? Верно, наш прошлый урок был посвящён волшебной музыке вечера. Ребята, скажите, что вам больше всего запомнилось? Как же звучит музыка вечера? Верно, ребята. Музыка вечера звучит нежно, неторопливо, а иногда -  взволнованно. Когда солнце заходит и наступает темнота, в мелодии можно услышать низкие звучания. Всё это нам передаёт музыка.

Дети отвечают на вопросы поставленные учителем.

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

3.Изучение нового материала. (5 минут)

Сейчас мы закроем глаза и каждый представит свою маму. Какая у вас мама? Каждый из вас увидел свою маму, ее внешность, как она выглядит, то есть вы увидели ее портрет. А что такое портрет? Обычно портреты рисуют красками, но музыка тоже может нарисовать только своими музыкальными красками. Ребята, а как вы думаете, с какой темой мы будем работать сегодня на уроке? Чему будем учиться на уроке? Сегодня на уроке мы будем учиться угадывать музыкальные портреты, которые нам будет рисовать музыка. А может ли музыка выразить черты человеческого характера, нарисовать его портрет, как это может сделать художник? Вот об этом и будем сегодня размышлять.

 

 

 

 Ответы детей.

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

4.Организация слушательской деятельности. (10 минут)

5.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (5 минут)

6.Организация исполнительской деятельности. (5 минут)

Сейчас мы с вами послушаем, как музыкальными красками нарисовал портрет русский композитор П. И. Чайковский. Внимательно послушайте и подумайте, как выглядит человек, которого изобразил композитор? Вы послушали произведение. Как вы думаете, к нам пришел обычный человек или сказочный персонаж? Как он выглядит? Что он может делать под эту музыку? Какой характер у этого незнакомца? Ребята, я помогу вам. Послушайте и отгадайте загадку, вы сразу поймёте, какой персонаж изобразил композитор в своей музыке.

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живет старушка.

Метлой она не пол метёт,

Метла - старушкин самолёт. (Баба-Яга)

Верно, произведение называется «Баба-Яга». Сейчас вы ещё раз послушаете это произведение. Постарайтесь услышать характер музыкального персонажа. Кто внимательно слушал, и может ответить мне, какой характер у этого произведения? Верно, музыка звучит стремительно, решительно, с акцентами. Сказочный персонаж злой, недовольный и сердитый.

Ребята, сейчас небольшая физ. минутка.

Следующий музыкальный портрет нам нарисовал русский композитор С. С. Прокофьев. Будущий композитор с ранних лет не только играл, как и все дети, но и много занимался. В этот период и проявился его исключительный музыкальный дар. В пять с половиной лет Сергей сочинил первую небольшую пьесу. И с тех пор он с музыкой не расставался. Через четыре года мальчик легко играл пьесы Моцарта и простые сонаты Бетховена. В 12 лет С. С. Прокофьев уже написал две оперы и много песенок. Сейчас мы с вами послушаем одно из самых известных произведений. Это весёлая детская песенка-скороговорка «Болтунья», вдохновлённая стихами Агнии Барто. Внимательно послушайте и подумайте, как музыка изобразила характер девочки-болтуньи. Кто мне скажет, какой характер был у девочки-болтуньи в музыке С. Прокофьева? Она очень любила болтать, но при этом успевала хорошо учиться. Посещала все кружки в школе, была в классе старостой. Музыка быстрая, пение скороговоркой, но не всегда. Иногда пение становилось спокойнее и размереннее.

Сегодня мы послушали, как композиторы с помощью своей музыки рисуют портреты людей и сказочных персонажей.  Музыка может передать, как мы уже знаем и время суток. Кто помнит, какие произведения мы слушали? И сегодня я предлагаю вам начать разучивать песню. Вы её послушайте и подумайте, как бы вы её назвали? О каком времени суток идёт речь?

ВХР

Вокально-хоровые  трудности

Методы и приёмы

Пропевать согласные звуки

Объяснение

Петь протяжным звуком

Хормейстерский жест, собственный показ.

Движение мелодии вверх

Наглядность

Дети предполагают, отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Дети предполагают, отвечают на вопросы.

Ответы детей.

П. И. Чайковский: «Баба-Яга».

С. С. Прокофьев: «Болтунья».

Я. Дубравин: «Добрый день».

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

Корректировать собственное исполнение; Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (8 минут)

Ребята, я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к композиции П. И. Чайковского «Баба-Яга». Постарайтесь передать в рисунке свои эмоции и чувства, которые вы испытывали во время слушания произведения.

Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского «Баба-Яга».

 

П. И. Чайковский «Баба-Яга»

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, координировать и принимать различные позиции.

8.Рефлексия деятельности.       (Итог урока 3 минуты)

Ребята, может ли музыка передать различные черты характера человека, нарисовать его музыкальный портрет? Песни могут нарисовать музыкальный портрет героев?   Какой музыкальный портрет героя вам больше всего понравился? Молодцы, вы очень хорошо работали на уроке.

Дети отвечают.

Личностное отношение при восприятии музыки.



Предварительный просмотр:

Руденко Елена, 40 гр.

1 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

               

Тема урока: «Мамин праздник»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: развитие у детей позитивных эмоциональных реакций на образ матери в музыкальном искусстве.

Планируемые результаты:

Метапредметные: познакомить детей с образом матери в музыкальном искусстве.

Предметные: вокально-хоровые навыки (точное интонирование, эмоциональное исполнение).

Личностные: воспитывать личностные духовно-нравственные качества (доброту, миролюбие, способность к сопереживанию), уважительное отношение к своим мамам и бабушкам на примере музыкального и художественного материала урока.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, фортепиано, флеш-накопитель,

Музыкальный материал: П.И.Чайковский «мама», «песенка мамонтёнка»

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент. (1 минута)

 

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть.

Музыкальное приветствие

Дыхательная гимнастика

Распевание

Дети заходят в класс.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

Повтор темы прошлого урока.

Когда наступает весна, и на улицах появляются первые весенние цветы, в каждом доме, в каждом городе отмечается большой праздник. Международный день 8 марта. Вряд ли кто из вас задумывался над тем, что означает этот праздник и почему именно этот, а не какой – либо другой день, называют Международным Женским днем.

В наше время во многих странах женщины свободны и равноправны. Они сами выбирают себе профессию, работают на любой работе. Так было не всегда. Раньше женщинам многое не разрешалось, они не пользовались никакими правами.  Они страдали от такой несправедливости и стали бороться за свои права. 8 марта 1908 года работницы Нью- Йорка, доведенные до отчаяния, вышли на демонстрацию и решили не уходить с улиц, пока хозяева не примут их требования. Женщины во многих странах мира их поддержали. Вот так и стали отмечать Международный женский день 8 марта.

П - усвоение знания материала прошлого урока

3.Изучение нового материала. (5 минут)

 

На свете есть только один человек, который никогда тебя не предаст. Человек, который любит тебя больше жизни - мама.

"Мама" - первое и самое главное слово! С него начинается жизнь. Любовь к маме - это особое чувство, начинается оно еще до рождения, утверждают ученые. Маму и малыша всю жизнь связывает невидимая нить. Никто не в силах объяснить мамину интуицию, она чувствует сердцем все, что происходит с нами, где бы мы не находились.

Её руки, как ангела крылья,

Её сердце открыто для нас

Если что-то с ребёнком случится,

Сердце маме подскажет тот час.

Мама подарила нам жизнь, не спала ночами у кроватки, была рядом в самые трудные минуты, и радовалась нашим успехам. Она, как никто другой, знает и понимает нас!

Мы зовем маму и в беде, и в радости, и всегда точно уверены - она одна не предаст, не обманет, будет любить больше жизни, отдавая всю себя без остатка и ничего не требуя взамен.

Мама подарила нам самый ценный подарок, она подарила нам жизнь. Научила нас ходить, говорить, читать и писать…. Научила нас любить…чувствовать. А нам порой так сложно сказать за все это «спасибо».

Ребята, а знаете ли вы стихотворения о маме? Кто нам может рассказать?

Я тоже вам расскажу стихотворение о маме:

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет !

Любовь к маме воспевали многие поэты и композиторы... Сколько нежности, теплоты, благодарности и необъятной любви в их произведениях, посвященных маме.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

П - открытие новых знаний, нового материала

4.Организация слушательской деятельности. (10 минут)

И сегодня мы свами познакомимся с одним из них. П.И. Чайковский написал прекрасную композицию «Мама»,которую мы с вами сейчас прослушаем,а вы мне скажете какие чувства в вас вызвало это произведение? Какой характер у этого произведения?

Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, именно такой представлялась мама П.И. Чайковскому.

Давайте мы с вами прослушаем его второй раз, а вы скажете, что вы представили, что могла делать мама под это произведение.

П.И.Чайковский «Мама»

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

5. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (5 минут)

У вас на столе лежит лист бумаги. Приложите свою руку и обведите ладошку.

Напишите на ладошке свои пожелания маме или ласковые слова, которые хотелось сказать (дети зачитывают свои пожелания).

-О чем вы думали, когда писали эти слова? Что чувствовали?

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

6. Организация исполнительской деятельности. (5 минут)

Мы с вами сегодня разучим песню про маму. Вы наверняка с ней знакомы. Я вам сейчас наиграю мелодию этой песни на муз.инструменте, а вы скажете, что это за песня.

ВХР

Вокально-хоровые  трудности

Методы и приёмы

Произношение согласных «М», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста.

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма

Скачок на октаву

Графический показ

Замыкание фраз

Дирижерский жест, показ учителя

 «Песенка мамонтенка»

Л - (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

7.Рефлексия деятельности.       (Итог урока 3 минуты)

Наш с вами урок подошёл к концу.

- Какой теме он был посвящён?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

У каждого на столе лежит кружок со смайликом – посмотрите, с одной стороны у него прекрасное настроение, с другой грустное. Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. А я посмотрю с каким настроением вы уходите в свой класс… Глядя, на смайлики видно, что у вас прекрасное настроение и урок удался, и я с радостью прощаюсь с вами до следующего урока. Исполнение попевки «До свидания».

Спасибо за урок!

Празднику 8 марта, маме

Ответы детей

Р - оценка собственной работы, подведение итогов

 



Предварительный просмотр:

Руденко Елена, 40 гр. 3 кл.

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ             

Тема урока: «Музыкальные инструменты: скрипка. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Формирование у обучающихся представления о флейте, как о духовом инструменте, скрипе, как струнно-смычковом инструменте; знакомство с выдающимися скрипичными мастерами и исполнителями.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развивать познавательную активность учащихся, способность овладения знаниями и умениями в самостоятельной деятельности; развитие креативных способностей учащихся, чувства ритма, музыкального слуха; развитие образно-ассоциативного и логического мышления.

Предметные: развивать умение содержательно излагать свои мысли о музыке, «вжиться» в художественный образ; продолжить формирование знаний о тембровой окраске музыкальных инструментов, понимания их роли в создании образов; формирование у учащихся представлений о музыкальных инструментах, истории их создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях П.И. Чайковского, Н. Паганини, учить узнавать знакомую музыку и её автора.

Личностные: воспитывать у учащихся умение использовать различные виды источников информации, приобщать к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного; воспитывать музыкальный вкус на лучших образцах музыкальной культуры и накопление багажа музыкальных впечатлений, формировать эстетический вкус.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, фортепиано, флеш-накопитель, репродукция картины С. Коненкова «Паганини»

Музыкальный материал: «Мелодия» П. И. Чайковского, А. Вивальди. Гроза.  Из цикла «Времена года», Н. Паганини «Каприс № 24», «Слон и скрипочка» (ст. В.Татаринова).

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент. (1 минута)

 

Добрый день, ребята! Меня зовут Елена Витальевна. Я очень рада с вами познакомиться.

 Проверка домашнего задания

Дети заходят в класс.

Регулятивные УУД:

- настрой на урок.

Личностные УУД:

- формирование эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

Ребята, я очень рада нашей встрече. Сегодня у нас не простой урок. Муза приглашает нас в мир музыки, написанной для прекрасных инструментов.

А сейчас я приглашаю вас окунуться в мир музыки и послушать произведение, которое называется «Мелодия», автор П.И. Чайковский. Подумайте какой инструмент звучал?

Верно, мы слышим солирующее звучание инструмента, который называется скрипка. (показ скрипки… рисунок).

Что вы знаете об этом инструменте?

Где и когда появились первые скрипки?

 Каких известных скрипачей вы знаете? (Прошу поднять руку, кто знает ответы на поставленные вопросы).

Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Верно, тема нашего урока «Музыкальные инструменты. Скрипка».

А главная цель нашего урока: познакомиться со скрипкой, узнать, как звучит этот инструмент и почувствовать, какие настроения можно передать с помощью скрипки.

Ответы детей.

О музыкальном инструменте. О скрипке.

«Мелодия» П. И. Чайковского

Познавательные УУД:

- знакомство с новым музыкальным произведением:

«Мелодия» П. И. Чайковского).

Регулятивные УУД:

- умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

- умение сравнивать, видеть общее и различие;

- умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

Коммуникатив-ные УУД:

- умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД:

- распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

- развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты.

3.Изучение нового материала. (5 минут)

 

Родина скрипки — Италия. Изготовить такой инструмент — дело непростое. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён. Очень затейливая форма у скрипки. Посмотрите, какие капризно изогнутые линии! На верхней деке — фигурные прорези для выхода звука наружу.

Это - гриф, на который натянуты 4 струны через всю скрипку. Звук извлекается с помощью смычка — это деревянная трость с натянутой лентой из конского волоса.

Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи.

Познавательные УУД:

- самостоятельный поиск и выделение информации;

- осознанное построение речевого высказывания;

- углубление понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями: «Мелодия» П.И. Чайковский и «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди;

- овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения;

Регулятивные УУД:

-прогнозирование.

Коммуникатив-ные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией.

Личностные УУД:

- формирование интереса к музыке.

4.Организация слушательской деятельности. (10 минут)

Давайте сейчас ещё раз послушаем «Мелодию» композитора П. И. Чайковского. Послушайте и подумайте, о чём рассказывает скрипка своим необыкновенным голосом? (Звучит запись произведения).

О чём же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили? Какое настроение она нам передаёт?

Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света, волнения и мечты:

Звезды водят хоровод.

Светит в тишине луна.

Скрипка песенку поёт,

Песенку поёт струна.

И взлетает в небосвод

Синий парус ветерка,

В море музыки плывет

Лодочка смычка. (П. Синявский, «Мелодия»)

Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы.

Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем, как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

- Как бы вы назвали это произведение? Правильно, это фрагмент из произведения итальянского композитора Антонио Вивальди под названием «Гроза» из цикла «Времена года».

- Как звучала эта музыка? Посмотрите, как скрипка может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора — Чайковский и Вивальди.

Делятся впечатлениями от услышанного, пытаясь выразить настроение от услышанной музыки.

(Возможные ответы детей:

-настроение оживления, волнения, пробуждения, мечтательности, поэтичности).

Слушают фрагмент «Гроза» из цикла «Времена года» А. Вивальди (названия произведения не знают), пытаются, проанализировав те чувства и настроения, которые вызывает музыка, придумать ей название.

Делятся впечатлениями, рассказывают, какие картины рисует музыка, как она звучит (напряженно, взволнованно, стремительно, бурно, энергично, грозно...) и

обосновывают выбранное название произведения.

«Мелодия» П. И. Чайковского

А. Вивальди. Гроза.  Из цикла «Времена года»

Регулятивные УУД: 

- Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

5. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (5 минут)

Вспомните имена великих мастеров, которые делали скрипки, и известных исполнителей-скрипачей.

Сказка об Антонио Страдивари.

В XVII веке в итальянском городе Кремоне, — рассказывает одна старинная легенда,— волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.

Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание, —сказал волшебник.

— Я хочу жить вечно, — ответил юноша.

— Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь.

— Я согласен!

Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:

Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь.

Имя этого мастера известно всему миру — Антонио Страдивари.

Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. В маленькой скрипке - более 40 деталей. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии.

(Рассказ о Н. Паганини).

Музыкант - легенда, публика приходила в восторг, когда смычок итальянского скрипача касался струн. Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. Его искусство исполнения было столь необычным, что приписывалось силе дьявола. Только настоящий музыкант знает, что его игра - это музыкальная смелость, изобретательность, мастерство, огромный неустанный труд. Но у церкви были насчёт этого совершенно другие доводы и мысли. Его считали безбожником, говорили, что он продал душу дьяволу. А его непропорциональное тело: огромные руки, невысокий рост, лишь добавляли таинственности его образу.

Обратите внимание, как художники показали образ музыканта. Каким они увидели его? (Работа с репродукцией картины С. Коненкова «Паганини»).

Ищут ответы на вопросы, используя знания, полученные в начале урока.

Рассматривают репродукцию картины С. Коненкова «Паганини», пытаются нарисовать с её помощью образ великого музыканта.

Познавательные УУД:
- расширение представлений о великих мастерах и исполнителях скрипичной музыки;

- овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения;

- знакомство с музыкальным жанром «Каприс».

Регулятивные УУД:

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению.

Коммуникатив-ные УУД:

- умение слушать;

- умение красиво, образно и грамотно преподносить полученную ранее информацию;

- участие в коллективном обсуждении проблем урока.

Личностные УУД:

- осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;

- понимание эмоциональной силы музыки.

5. Организация слушательской деятельности.

(5 минут)

Ребята, а сейчас мы послушаем произведение Н. Паганини, и поработаем с нашими словарями эмоциональных терминов.

Скажите, звучание какого инструмента вы услышали?

Какая музыка была по характеру?

Может ли это произведение сыграть ученик 2 или 3 класса музыкальной школы? Почему?

Действительно, сейчас прозвучала инструментальная пьеса виртуозного характера, которая требует от артиста безукоризненной техники. Виртуоз – всякий, кто делает своё дело ловко, великолепно, блестяще, быстро.

Очень интересно и необычно название этого жанра. Каприс- от итал. Capriccio- каприз, прихоть.

Вы, капризничаете иногда? Вы готовитесь к своему капризу заранее? Можете ли вы сдержать свои эмоции при капризе?

Так и в музыке - всплеск эмоций, творческий полёт, яркие краски, свобода и задумчивая меланхоличность- всё это сочетается в жанре «Каприс». Основная особенность - свободная форма. Жанр был известен в 17 веке, но популярен стал в 19 веке. Можем ли мы назвать виртуозом Н. Паганини? (Проверяем, усвоен ли учебный материал).

Слушают произведения

Н. Паганини «Каприс № 24».

Осознание смысла нового музыкального термина «каприс», знакомство с особенностями жанра «Каприс».

Делают пометку о новом жанре в музыкальной тетради.

Ответы детей.

Н. Паганини «Каприс № 24»

Познавательные УУД:
- расширение представлений о великих мастерах и исполнителях скрипичной музыки;

- овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения;

- знакомство с музыкальным жанром «Каприс».

Регулятивные УУД:

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению.

Коммуникатив-ные УУД:

- умение слушать;

- умение красиво, образно и грамотно преподносить полученную ранее информацию;

- участие в коллективном обсуждении проблем урока.

Личностные УУД:

- осознание необходимости выполнять своё любимое дело на высоком, виртуозном уровне, пытаясь эмоционально самовыразиться;

- понимание эмоциональной силы музыки.

6. Организация исполнительской деятельности. (5 минут)

1.Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка)

2.Дыхательная гимнастика.

3.Распевание.

4.Разучивание новой песни «Скрипочка и слон».

- Показ песни « Слон и скрипочка»  учителем.  

- Разучивание по фразам.

- Пение трудных мелодических оборотов.

- Работа  над текстом.

Коллективно-исполнительская деятельность.

«Слон и скрипочка» (ст.В.Татаринова)

Познавательные УУД:

- знакомство с мелодией и словами новой песни.

Коммуникатив-ные УУД:

- взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности;

- участие в хоровом исполнении музыкального произведения.

Личностные УУД:

- формирование исполнительских навыков;

- воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. Включение нового.

Знания в систему знаний и повторение.

Организация контроля и обобщение.

(5 минут)

Перед вами лежат небольшие тесты по теме нашего урока. Возьмите листочки и попробуйте выполнить их. Если вы согласны с утверждением в тесте, то напротив него ставите знак плюс (+), если не согласны – знак минус (-). Тест.

1.Скрипка – это струнный смычковый инструмент…

2.Родина скрипки – Россия…

3.Чайковский – великий итальянский мастер, делавший скрипки…

4.Автор музыкальной пьесы «Гроза» из цикла «Времена года» - А. Вивальди…

5. Никколо Паганини – гениальный итальянский скрипач и композитор…

6. Основная особенность жанра «Каприс» в музыке – это всплеск эмоций, творческий полёт, свободная форма…

Поменялись работами. Если у вас нет ошибок, то поставьте себе «5»; если 1-2 ошибки, то поставьте – «4»;

Если ошибок оказалось больше двух, то не расстраивайтесь, вы сможете повторить данный материал дома, прочитав уже известные вам страницы учебника. Сдайте, пожалуйста работы.

Разговор о скрипке мы продолжим в старших классах, и узнаем ещё немало интересного.

Работают с тестами по теме урока, определяя верность или неверность утверждений. (Самостоятельная работа).

Взаимопроверка по коллективно созданному эталону.

(Обсуждение правильных ответов).

Оценивание собственных работ.

Познавательные УУД:

- развитие умения осмысливать полученную информацию.

Регулятивные УУД:

- умение сравнивать выполнение работы с заданным эталоном;

- осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению;

- оценивание качества усвоения.

Коммуникатив-ные УУД:

- взаимодействие в процессе проверки результатов выполнения работы.

Личностные УУД:

- формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности.

8. Рефлексия деятельности.       (Итог урока 3 минуты)

«Неторопливо, не спеша скрипичный мастер скрипку ладит.

Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит,

Поправит деку, завиток, покроет лаком осторожно.

Теперь он сделал всё, что мог, теперь играть на скрипке можно!

Пой, королева, смейся, плачь, твой голос и стан твой строен,

Какой счастливчик твой скрипач, пусть будет он тебя достоин!»

Спасибо за урок!

Регулятивные УУД:

- осмысление своих действий и самооценка.

Коммуникатив-ные УУД:

- умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- смыслообразо-вание.

 



Предварительный просмотр:

Руденко Елена

3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ               

Тема урока: «Мир музыки Бетховена»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Формировать знания о новом жанре «симфония»; формировать знания о симфонии, как о многочастном произведении; формировать ощущение соответствия цвета и звука; формировать ощущение музыки путем выбора цветовой гаммы.

Предметные: Совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать; развивать вокально- хоровые навыки, необходимые для выразительного пения; развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере исполнения.

Личностные: Создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа; воспитывать умение слушать музыкальное произведение; воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников; формировать коллективные усилия и непосредственное взаимодействие детей и педагогов.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, фортепиано, флеш-накопитель, учебник по музыке Критская, карточки «словарь эмоциональных терминов», текст песни, рабочие тетради.

Музыкальный материал: «Героическая» симфония Л.В.Бетховен, симфония №5 (1 и 4 части) Л.В.Бетховен, «К Элизе» Л.В.Бетховен, «Сурок» Л.В.Бетховен, «Лесная песенка» Суэтов.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент. (1 минута)

 

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть.

Музыкальное приветствие

Дыхательная гимнастика

Распевание

Дети заходят в класс.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах. Запишите тему в тетрадь.

Но начну я с рассказа о событии, которое произошло весной 1912года. Газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского лайнера «Титаник». Он столкнулся с айсбергом и затонул.

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…

П - усвоение знания материала прошлого урока

3.Изучение нового материала. (5 минут)

 

(Звучит фрагмент «Героической» симфонии).

Это была Третья «Героическая» симфония великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Обречённые на гибель люди слушали эту музыку, и она вливала в них мужество, укрепляла их волю, уберегала от паники. Музыка Бетховена звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами.

Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение? Как вы думаете?

Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы.

И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.

В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве.

Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять.

Известны гордые слова композитора: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть ей меня не удастся».

И вот на таком душевном подъёме появляются его самые лучшие вдохновенные произведения. И среди них была прозвучавшая Третья «Героическая» симфония. Теперь становится понятным выбор музыкантов. Бетховенская симфония давала людям поддержку в трагическую минуту жизни, помогала им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство.

Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.

Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.

Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония.

Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.

Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.)

Дети высказывают свои предположения.

Дети записывают фамилию композитора и годы жизни

Дети записывают название произведения

Дети читают учебник на странице 108

Дети записывают определение в тетрадь.

«Героическая» симфония Л.В.Бетховена

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

П - открытие новых знаний, нового материала

4.Организация слушательской деятельности. (10 минут)

Об этом музыкальном эпиграфе сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.

Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?

Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.

Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.

Послушайте фрагмент знаменитой пьесы «К Элизе». Это произведение входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира. Подумайте, почему так любимо всем это произведение?

Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.

Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.

Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.

Дети слушают и высказывают свои мнения.

Симфония №5 Л.В.Бетховена (1 часть)

Симфония №5 Л.В.Бетховена (финал)

Л.В.Бетховен «К Элизе»

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

5. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (5 минут)

Не менее известна и любима песня «Сурок», написанная композитором в молодые годы на стихи немецкого поэта Гёте.

Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.

(Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)

В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык савояров - французский)

Послушайте песню в исполнении немецких детей и попробуйте по музыке узнать, о чём поют дети.

Звучит видео-фрагмент.

Учитель: - А теперь, чтобы понять, совпали ли ваши предположения, послушайте песню с русским текстом.

Дети определяют характер произведения (задушевно, нежно, мягко, простодушно, трогательно) и стараются угадать, о чём поют дети.

Дети сопоставляют свои впечатления.

«Сурок» Л.В.Бетховен

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

6. Организация исполнительской деятельности. (5 минут)

ВХР

Вокально-хоровые  трудности

Методы и приёмы

Произношение согласных «М», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста.

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма

Скачок на октаву

Графический показ

Замыкание фраз

Дирижерский жест, показ учителя

«Лесная песенка» Суэтов

Л - (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

7.Рефлексия деятельности.       (Итог урока 3 минуты)

Музыка какого композитора звучала на уроке? С каким жанром вы сегодня познакомились? Какие произведения композитора вы запомнили?

Спасибо за урок!

Дети называют имя Людвига ванн Бетховена, жанр симфонии, вспоминают прозвучавшие произведения.

Р - оценка собственной работы, подведение итогов

 



Предварительный просмотр:

Руденко Елена

3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

               

Тема урока: «Сюита Пер Гюнт»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Знакомство с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

Планируемые результаты:

Метапредметные: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

Предметные: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение; 

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов; усвоение жизненного содержания сюиты «Пер Гюнт».

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, фортепиано, флеш-накопитель,

Музыкальный материал: Э. Григ «Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», Ю. Чичков «Родная песенка»

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент. (1 минута)

 

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть.

Музыкальное приветствие

Дыхательная гимнастика

Распевание

Дети заходят в класс.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

О каком музыкальном инструменте мы говорили на прошлом уроке. Что вы знаете о скрипке? Каких мастеров скрипичных дел вы можете назвать?

Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в эту удивительную, северную страну - Норвегию.

Представьте себе величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы.

П - усвоение знания материала прошлого урока

3.Изучение нового материала. (5 минут)

 

О красоте этой страны в своей музыке рассказал норвежский композитор Эдвард Григ.

Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная для постановки спектакля, драмы, писателя Генриха Ибсена под названием «Пер Гюнт».  (пишу название на доску)

Пер Гюнт – имя и фамилия главного героя пьесы, который отправляется в дальнее путешествие по миру в поисках счастья.

Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. А позже, из музыки к спектаклю композитор составил сюиту (пишу слово на доску) , в которую вошли отдельные музыкальные картины.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

П - открытие новых знаний, нового материала

4.Организация слушательской деятельности. (10 минут)

Послушайте одну из частей сюиты и подумайте, о чем рассказывает эта музыка?

(Слушание «Утро»)

Узнали это музыкальное произведение? О чем рассказывает эта музыка?

Напеть со словами:

«Солнышко всходит, и небо светлеет,

Природа проснулась и утро пришло»

Какой характер этой мелодии?

Как развивается мелодия, сильно, или звуки повторяются?

Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности?

         

Кто вначале солирует, поет главную мелодию?

что это напоминает?

Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется? Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что?

Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций).

А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать?

А как вы услышали, что солнце взошло?

Как называется самая яркая точка, наивысшая точка напряжения? Давайте сейчас попробуем руками показать развитие музыки и отметить кульминацию.

Пластическое интонирование «Утро»

Соответствует ли картина мелодии?

А сейчас вы услышите начальные звуки следующей части сюиты. Что вы можете сказать, музыка какого характера, жанра, может вырасти из этой мелодии?

Звучит музыка «В пещере горного короля»

Эта пьеса называется «В пещере горного короля». Главный герой, Пер Гюнт, путешествуя по миру, попадает в пещеру, где перед ним предстают сказочные обитатели королевства – тролли –

Кто такие тролли? (злые гномы).  Давайте ещё раз внимательно послушаем, как Э.Григ изобразил встречу главного героя со злыми троллями.

(Повторное слушание «В пещере горного короля»)

Что вы можете сказать об этой музыке? Характер? Средства музыкальной выразительности (темп, динамика, тембровая окраска –

Какой главный принцип развития музыки?

Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро», и «В пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, красоты и образ зла.

о пробуждении природы, о красоте родного края

песенный

композитор «выращивает» удивительной красоты мелодию из четырехзвучной интонации

плавная мелодия, спокойный темп, тембры инструментов

флейта

пение птиц

от пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты

постепенное пробуждение природы

кульминация

да

дети высказывают свои предположения о характере музыкального произведения, развитии музыкального образа

вариация

Э.Григ «Утро»

Э. Григ «В пещере горного короля»

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

5. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (5 минут)

В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей, бывает в разных странах. Но эти годы не обогатили его, он растратил свои душевные силы, а счастья не нашел.

Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.

И все время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню.

Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите, какое настроение у нее было.

Ребята, только не забывайте, как нужно слушать. Помните, мы слова похожие подбирали, что нужно вслушиваться прислушиваться, подслушивать и только тогда, можно услышать и понять музыку.  

О чем поет Сольвейг? Какое настроение у Сольвейг было? Всегда такое?

Музыка менялась? Какая стала?

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.    Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

 Что изменилось в музыке?

Когда грустила, темп был?

 

А когда думала о хорошем?

Какое еще развитие в музыке было?  Что изменялось?

Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.

А что наш герой – Пер? Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал.

Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: его мать, невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и конечно же, его родная земля.

Как вы думаете, друзья, в чем же настоящее счастье?

веселая

темп

медленный

быстрый

динамика

в любви к своим близким, к своей родине

Э. Григ «Песня Сольвейг»

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

6. Организация исполнительской деятельности. (5 минут)

И сегодня я хочу вас познакомить с одной песней, которая называется «Родная песенка» слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова. Послушайте внимательно.

Показ песни «Родная песенка»

О чем поется в этой песне? (о красоте нашей Родины).

Какое настроение она вызывает? (радостное, светлое).

Давайте ее разучим.

ВХР

Вокально-хоровые  трудности

Методы и приёмы

Произношение согласных «М», «Т», «Х», «Й»

Проговаривание текста.

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма

Скачок на октаву

Графический показ

Замыкание фраз

Дирижерский жест, показ учителя

«Родная песенка» Ю.Чичков

Л - (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

7.Рефлексия деятельности.       (Итог урока 3 минуты)

С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились? Композитор? Что такое сюита? 

Что вам большего всего запомнилось на уроке?

Над чем заставил задуматься урок?

Домашнее задание - нарисовать рисунок на полюбившийся вам музыкальный фрагмент сюиты.

Спасибо за урок!

музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим замыслом

Р - оценка собственной работы, подведение итогов



Предварительный просмотр:

Руденко Елена, 40 гр.

4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ                                                                                                               

Тема урока: «Музыка Венгрии»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: через музыкальные произведения известных венгерских композиторов познакомить детей с музыкой венгерского народа.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать,

Предметные: научится осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; понимать, что различные жанры в музыке могут преобразовываться друг в друга, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы.

Личностные: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, умение работать в паре, группе.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, фортепиано, флеш-накопитель

Музыкальный материал: «Чардаш» из оперы «Хари Янош» З. Кодая, Г.Струве «Моя Россия»

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент. (1 минута)

 

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

Музыкальное приветствие.

Дети заходят в класс.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости.

2.Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

 

Сегодня мы отправимся в путешествие. В страну под названием – Венгрия.

Какое у вас предположение, с чем мы сегодня с вами познакомимся?

Возможные ответы ребят:

Познакомимся с народной музыкой, композиторами и т.д.

П - усвоение знания материала прошлого урока

3.Изучение нового материала. (5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

Венгрия конечно красивая страна, но цель нашего путешествия изучение музыкальной культуры венгерского народа.

Венгрия имеет богатую музыкально-танцевальную традицию. Она крайне разнообразна и включает в себя черты музыкальной культуры соседних стран и регионов — Румынии, Словакии, северной Польши, Моравии… Вплоть до XIX века венгерскую народную музыку отождествляли с музыкой, которую исполняли цыганские оркестры.

Классическая музыка составляет важную часть культурного наследия Венгрии. Имя самого выдающегося венгерского композитора Ференца Листа известно всем.

Конец XIX — начало XX века принято считать периодом наибольшего расцвета венгерской классической музыки. К этому времени относится творчество двух других выдающихся композиторов Венгрии — Белы Бартока и Золтана Кодая. Именно они первыми открыли народное музыкальное искусство, веками скрытое в крестьянской среде.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

П - открытие новых знаний, нового материала

4.Организация слушательской деятельности. (10 минут)

6.Организация исполнительской деятельности. (5 минут)

Ребята, а где мы можем услышать настоящую музыку?

Я предлагаю отправиться в оперный театр и послушать музыкальный номер из оперы «Хари Янош» венгерского композитора З. Кодая. Но чтобы попасть в театр нам нужно приобрести билет. Откуда мы можем получить информацию о том, что будут показывать в театре и сколько стоит билет?

Билет у нас на руках можно слушать фрагмент из оперы «Хари Янош» З. Кодая венгерского композитора З. Кодая. Теперь ваша задача охарактеризовать услышанную музыку используя предложенный список слов.

Какие слова из предложенного списка отвечают характеру данного произведения?


К какому жанру можно отнести это произведение? 

Действительно это танец, а называется он Чардаш. И одну его особенность вы уже назвали – он грациозный, торжественный, яркий. Но у этого венгерского танца есть ещё одна особенность, я предлагаю сейчас вам выступить в роли дирижёров и продирижировать этот танец, чтобы почувствовать ещё одну его особенность.

 Заметили ли вы что-нибудь необычное, когда дирижировали музыку?

В музыке чередование быстрого и медленного темпа называют - агогикой.

Совершенно верно. Это и есть особенность танца «Чардаш». В нём есть быстрый эпизод и медленный. Быстрый носит название – фришка, а медленный лаша.

Ребята, мы с вами сегодня знакомились с музыкальной культурой венгерского народа. А сейчас я хочу вас познакомить с песней, которая называется «Моя Россия».

ВХР

Вокально-хоровые  трудности

Методы и приёмы

Ритм мелодии

Прохлопывание ритма

Скачок на октаву

Графический показ

Замыкание фраз

Дирижерский жест, показ учителя

В театре, в опере и т.д.

Из афиши.

Грациозный, торжественный, яркий.

Танец.

В танце меняется темп, чередовались быстрые и медленные части.

«Чардаш» из оперы «Хари Янош» З. Кодая

«Чардаш» из оперы «Хари Янош» З. Кодая –повторное слушание

Г.Струве «Моя Россия»

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

Л - (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

5.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (5 минут)

Не только З. Кодай, но и многие венгерские композиторы получили мировую известность. Один из них – Ф.Лист, «Венгерские рапсодии»

- Музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара.

8.Рефлексия деятельности.       Итог урока (3 минуты)

Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна.

- С какими композиторами познакомились? В какой стране побывали?

Венгрия.

Ф.Лист., З.Кодай.

Р - оценка собственной работы, подведение итогов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы- конспекты уроков в начальном звене с использованием ресурсов интерактивной доски.

Задача специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появится механизм ком...

Планы- конспекты уроков в начальном звене по развитию речи 1, 4 классы

Уроки развития речи в начальном звене  школы VIII вида  имеют особое значение для коррекции всех сторон речевой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Предложенные уроки ...

Планы- конспекты уроков в начальном звене.

Уроки развития речи в начальном звене  школы VIII вида  имеют особое значение для коррекции всех сторон речевой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Предложенные уроки ...

Конспект мероприятия для младшего звена "Путешествие в сказку"

Проведение описанного мероприятия даст возможность обратиться к детям с неконтролируемыми агрессивными реакциями. Это занятие учит жить в мире с другими, не причинять вреда окружающим, помнить о том. ...

Конспект урока "Почему звенит звонок?"

Конспект урока по программе "Школа России" 1 класс....

Конспекты уроков начального звена

Конспекты уроков начального звена...