Приёмы работы с текстом
статья

Шлык Марина Семёновна

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_s_tekstom-.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения:

«Читаем и спрашиваем».

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

#1059;ченики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

#1059;ченики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

#1054;дин из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

#1054;бсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

«Чтение в кружок».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он то, что читает.

2. Дети работают в группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение с остановками».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

«Чтение про себя с вопросами».

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

«Ассоциативный куст».

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова из текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

«Чтение с пометками».

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

«Чтение в парах – обобщение в парах».

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

#1059;читель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

#1059;читель привлекает всех учащихся к обсуждению.

«Дневник двойных записей».

Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

#1059;читель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации;

в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

«Чтение с составлением таблицы, диаграммы».

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

#1059;ченики читают текст, внимательно анализируя его.

#1059;читель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.

«Синквейн».

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Кубик Блума

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Образовательные цели, согласно его теории, разделяются на три блока:

  • когнитивная («Знаю»),
  • психомоторная («Творю») и
  • аффективная («Умею»).

Прием, который может помочь в формировании смыслового чтения называется «Кубик Блума» или «Ромашка Блума»

Суть приёма

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Если используется ромашка, то на лепестках.

Использование вопросов может быть в двух вариантах:

  • Учитель задает вопросы.
  • Ученики сами формулируют вопросы.

Вопрос должен начинаться со слова, выпавшего на грани кубика, лепестке ромашки.

Назови? Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин. Это блок информационных вопросов. Основная их задача – сбор фактов, информации.

Почему? Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни? Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему.

Предложи? Ученик должен предложить свое видение проблемы, свои идеи.

Придумай? — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись? — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности, учат анализировать, выделять факты и следствия. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

Чем больше вопросов, тем больше отвечаем, а значит лучше понимаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения).

Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения)....

Приёмы работы с текстом в 4 классе коррекционной школе VIII вида

Мудрые слова великого педагога В.А. Ушинского, утверждающего о том, что дитя утомляется не деятельностью, а её однообразием побуждают нас учителей к совершенствованию приёмов и методов обучения. Практ...

Приёмы работы с текстом

Некоторые приёмы работы с текстом на уроках русского языка и чтения...

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

АннотацияВ статье  показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения  авторского ...

Интересные приёмы работы с текстом

Данная технология направлена на формирование критического мышления ученика при работе с информацией. Учит активно читать текст, делая пометки. Способствует формированию умения вчитываться, выделять гл...

Основные технологические приёмы работы с текстом на уроке

Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены «ключевые компетентности». Новое качество обучения требует разрабо...

Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения

В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ,  особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с инф...