Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения
статья по чтению (1 класс) на тему

Сидорова  Надежда Витальевна

  В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ,  особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области.

В программе обращено внимание на следующие умения:

•  получение, поиск и фиксация информации,

•  понимание и преобразование информации,

•  применение и представление информации

•  оценка достоверности получаемой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

        

Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения

                В условиях модернизации общего образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе, которая включает в себя учебную  самостоятельность и ответственность. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.

 Каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.  По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение  и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя.  Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом.

  В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ,  особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области.

В программе обращено внимание на следующие умения:

•  получение, поиск и фиксация информации,

•  понимание и преобразование информации,

•  применение и представление информации

•  оценка достоверности получаемой информации.

       Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения.  Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для развития следующих показателей,  которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях.

 Виды работ с текстом в начальной школе:

1.Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

2.Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный,вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

3.Чтение по готовому плану.

4.Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.

5.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6.Восстановление деформированного текста.

7.Инсценирование текста или отрывка.

8.Выборочное чтение (с определенным заданием).

9.Чтение в лицах.

10.«Жужжащее чтение».

11.Чтение цепочкой по предложению.

12.Чтение абзацами.

13.Чтение с пометками.

14.Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")

15.Чтение по группам.

16.Поисковое чтение.

17.Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

18."Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышаное)

19.Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

20.Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

21.Нахождение и чтение образных слов и описаний.

22.Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

23.Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

24.Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

25.Нахождение самого длинного слова в тексте.

26.Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

27.Чтение с пометками непонятных слов.

     В первом классе работа с тексом –это  обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

1.Практическое отличие текста от набора предложений.

2.Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

3.Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть

последовательность событий.

4.Озаглавливание текста (подбор заголовков).

5.Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Прием “Верные и неверные утверждения”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей.

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Прием “Ключевые слова”

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием «Составь задание».

Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Организационные формы для проведения обсуждения прочитанного текста могут быть разнообразными. Наиболее простая форма – вопросы и ответы с фиксацией результатов обсуждения на доске (учитель или ученик) и в тетрадях. Учитель может также использовать любую другую форму организации обсуждения. Для примера можно предложить такие разнообразные варианты:  «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон»,  «пресс-конференция» с учителями-предметниками, «письменная дискуссия».

«Хочу поделиться». Обсуждение проводится в группах, причем  участники группы предварительно читают тексты. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным дома планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова, предложения). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: «Верно ли я тебя понял…», «Если я правильно понимаю, то…», «Так ли это:…?».  После этого ученики индивидуально заполняют заготовки для таблицы или схемы, а затем сравнивают свои работы.

     Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Статья " Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения".

Поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО....

Выступление на педагогическом совете по теме "Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"

В докладе говорится о видах работ с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальных классах, приводится фрагмент урока, сопровождающийся презентацией....

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...