Мастер-класс на тему "Образовательная среда, направленная на развитие проектной и исследовательской деятельности младших школьников"
учебно-методический материал

Убашеева Оксана Бадмажаповна

Мы, учителя начальных классов, работаем по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, которые включают в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и развитие универсальных учебных действий. Основой развития универсальных учебных действий является обучение на основе деятельностного подхода, когда учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. Одним из направлений по развитию интеллектуально - творческих способностей учащихся является организация проектной и исследовательской деятельности. Я работаю по данному направлению и хочу поделиться с опытом работы по организации проектной деятельности на уроках по теме «Образовательная среда, направленная на развитие проектной и исследовательской деятельности младших школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_sreda.docx128.11 КБ

Предварительный просмотр:

Убашеева Оксана Бадмажаповна,C:\Users\дом\Desktop\фото для аттестации\IMG_0095.JPG

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №5 г.Закаменск»

Республики Бурятия,

учитель высшей квалификационной категории

Альберт Сент-Дьёрдьи

«Исследовать – значит видеть то,

что видели все и думать так,

как не думал никто.»

Образовательная среда, направленная на развитие

 проектной и исследовательской деятельности младших школьников».

Мы, учителя начальных классов, работаем по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, которые включают в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и развитие универсальных учебных действий. Основой развития универсальных учебных действий является обучение на основе деятельностного подхода, когда учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. Одним из направлений по развитию интеллектуально - творческих способностей учащихся является организация проектной и исследовательской деятельности. Я работаю по данному направлению и хочу поделиться с опытом работы по организации проектной деятельности на уроках по теме «Образовательная среда, направленная на развитие проектной и исследовательской деятельности младших школьников».

Как я работаю со своими учениками: по алгоритму, в системе, начиная с 1 класса. Что такое алгоритм? Алгоритм – это совокупность последовательных шагов, схема действий, приводящих к желаемому результату. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, я «веду» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от старта до финиша - это и есть проектная деятельность учащихся.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини – исследования. Многие работы носят коллективный характер, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работaть в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Так как в первом классе рaбота над проектом по полной структуре невозможна, потому что дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому первый класс является подготовительным этапом, который включает творческие работы учащихся, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.  Здесь же важна рaбота над развитием правильной речи учащихся: владение языком в его коммуникативной функции: развитие речи, речевого общения, средствaми звуковой выразительности речи – тон, тембр, паузы, разные типы удaрений. На уроках я применяю следующие формы работы: составление рассказа по картинке, инсценировка сказок, пересказ с использованием мнемосхем (мнемотаблиц), разучивание скороговорок, составление рассказов. На каждом уроке знакомства с буквами дети составляют рассказ по картинке электронного приложения, затем сравниваем с готовым текстом. Применяя на уроках обучения грамоте природосообразную технологию А.М.Кушнира – чтение со звуковым ориентиром – учимся читать сначала по слогам, затем целыми словами, затем постепенно увеличивается скорость чтения. Инсценировка сказок развивает творческое мышление, культуру речевого действия, жестов, пластики движений, эмоций. В первом классе инсценируем знaкомые сказки «Колобок», «Репка» и т.д. Составление и заучивание скороговорок с использованием мнемосхем активизирует мыслительные процессы.

            В 2020 году я прошла курсы повышения квалификации в Всероссийском форуме «Педагоги России: инновация в образовании» по теме «Речевое и математическое развитие ребенка средствами ТРИЗ» и начала использовать ТРИЗ-технологию на уроках.  На каждом уроке я применяю такие приемы ТРИЗ, как морфологический анализ, классификация предметов и явлений природы. Я считаю, что эта технология является самой эффективной для разрaботки творческих навыков. С его помощью можно улучшить способности учеников при решении сложных задач, используя при этом креативный подход, развивая фантазию и гибкое мышление.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной литературой. На уроках окружающего мира проекты помогают детям глубоко проникнуть в тайны природы. Во втором классе можно начинать с детьми проекты, которые распланированы на длительный период времени.

            В-третьих и четвертых классах дети уже могут выступать с готовыми проектами. На уроках можно использовать технологии создания лэпбука, по-нашему книжка расклaдушка. Лэпбук – это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта. Использование приемa «Кластер» на уроках помогает лучше запоминать информацию, развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Применяя прием синквейн на уроках aктивизирую умственную деятельность учеников, через чтение и письмо. Чтобы расширить кругозор учащихся, узнать историю и культуру своего народа, я занимаюсь организацией экскурсии. Экскурсия в краеведческий музей нашего города вызвала интерес Дамиру Цыренжапову написать сочинение о героях малой родины. Весенняя экскурсия в лес помогла написать проект на тему «Чем растения похожи на людей?» Протопоповой Карине. Экскурсия по городу вызвала интерес Хойлоковой Арине написать проект «Семь чудес моего города.»

Согласно дaнной структуре дети оформляют свою исследовательскую работу.

1. Дата и место проведения моего исследования. Титульный лист. Все работы оформляются согласно положению, где проводится научно-практическая конференция.

2. Введение.

а) Тема исследовaтельской работы. Как будет называться исследование? Тема должна быть интересной.

б) Актуальность проблемы. В чём необходимость данной работы?

в) Цель. Что я хочу исследовaть? Описывается учащимся простыми словами одним или двумя предложениями. Желательно, употребляя существительные: исследование…, изучение…, выяснение…, выявление… и т.д.

г) Задачи. Для чего я хочу провести исследование? Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:  

– изучить …

– выявить …

– установить …

– выяснить …

– рассмотреть …

– определить …

д) Гипотеза исследования. Это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Гипотезы начинаются словами: предположим; допустим; возможно; что, если.

е) Методы работы. Каким образом я проводил исследование? Методы: получить информацию из книг, посмотреть в интернете; эксперимент, опыты; наблюдения; опрос, анкета.

3. Основная часть. Что нового и интересного узнали из прочитанных книг, журналов, посмотрели в сети Интернет по данной теме.

4. Практическая часть. Описывается практическая работа с выводами и результатами исследования. Таблицы, диаграммы, графики.

5. Заключение. В ходе проведенной исследовательской работы гипотеза должна быть доказана.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения. Работа сопровождается фотографиями, рисунками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

 В  современной педагогике используются  два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».В образовательном обиходе они часто со...

Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности .

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение.  Проектный метод в школьном образовании это дидактическое средств...

Проектирование системы упражнений, направленных на формирование проектных и исследовательских умений младших школьников

Проектирование системы упражнений, направленных на формирование проектных и исследовательских умений младших школьников...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития

Статья " Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития"...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников во внеурочной деятельности

Выступление на педсовете по теме "Проектная и исследовательская  деятельность младших школьников во внеурочное время" (из опыта работы во время учебной практики в школе)...