Специфика и приемы повышения положительной учебной мотивации у обучающихся с УО (ИН).
статья

Ярославцева Галина Ивановна

В рамках обновления образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит смещение общеобразовательных аспектов с усвоением основ наук на развитие личности школьника. Ориентируясь на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, который предполагает развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой, при этом изменяются функции учебных предметов, которые наряду с тем, что остаются объектами изучения, всё больше становятся средствами развития обучающихся.

Задача школы не столько учить фактам, теории, сколько общим методам мышления, повышать развивающий эффект обучения, способствовать развитию познавательной деятельности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_2_stupeni.docx28.44 КБ
Файл motivatsiya.pptx132.71 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика и приемы повышения  положительной учебной мотивации у обучающихся с УО (ИН).

В рамках обновления образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит смещение общеобразовательных аспектов с усвоением основ наук на развитие личности школьника. Ориентируясь на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, который предполагает развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой, при этом изменяются функции учебных предметов, которые наряду с тем, что остаются объектами изучения, всё больше становятся средствами развития обучающихся.

Задача школы не столько учить фактам, теории, сколько общим методам мышления, повышать развивающий эффект обучения, способствовать развитию познавательной деятельности школьников.

Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов – мотивированный. Важно, что бы учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знали для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, учитель должен позаботиться о мотивации их деятельности.

Современные социальные условия требуют воспитания активного человека, мотивированного достижением успеха и умеющего самостоятельно строить свою жизнь.

Основной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности, а также базовых учебных действий.

Мотивация как психологическая категория, исследована и раскрыта в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Р.С. Немова и др.

Мотивационная сфера у умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «короткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Деятельность учащихся специальной школы в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или деятельности (будь то игровая, учебная, трудовая), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями (Л. В. Занков, Р.С. Муравьёва).

Положительное отношение к учению у учащихся с нарушением интеллекта может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность учителя, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования и др.

В силу общего психического недоразвития, ограниченности потребностей и интересов, учащиеся с нарушением интеллекта нуждаются в специальной организации учебной работы с ними. В противном случае, не осознавая правильно поставленную учителем задачу и не проявляя к ней должного интереса, они выполняют её постольку, поскольку вынуждены так или иначе это сделать. При таком выполнении задачи учащиеся относятся к ней формально и производят те или иные действия под влиянием случайных ассоциаций и побуждений.

Многие учителя коррекционной школы сталкиваются с нежеланием ребенка учиться, следствием чего является снижение базовых показателей социализированности выпускников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим основной задачей, стоящей перед учителем, является создание психолого-педагогических условий для развития школьной мотивации. Педагог должен пробудить у школьника с нарушением интеллекта желание усваивать новый материал и научить применять полученные знания на практике. Исходя из этого, уровень школьной мотивации рассматривается не только как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности общеобразовательного учреждения, но и как определенный показатель социализированности подростка с нарушением интеллекта.

Изучение особенностей развития учебной мотивации подростков с нарушением интеллекта – это выявление уровня, возможных перспектив и зоны ближайшего развития каждого школьника и класса в целом. По полученным результатам планируется процесс формирования мотивации.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включённой в учебную деятельность.  Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности педагога. Она определяется:

  • во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
  • во-вторых, организацией образовательного процесса;
  • в-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, самооценка, его взаимодействие с другими учениками);
  • в-четвёртых, субъективными особенностями педагога, и прежде всего его отношения к ученику, к делу;
  • в-пятых, спецификой учебного предмета.

Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Но качество достижения в выполнении деятельности зависит не только от эффективности и силы мотивации, но и от индивидуальной способности к выполнению этой деятельности, т. е. личность характеризуется не только тем, чего она хочет, к чему стремится, но и тем, что она может.

А теперь остановимся на проблемах мотивации деятельности учащихся  с у\о  (ИН). Этот вопрос имеет исключительно важное значение для практики нашей школы-интерната. В силу общего психического развития, ограниченности потребностей и интересов эти школьники нуждаются в специальной организации учебной работы с ними. Нашим детям характерна короткая мотивация деятельности. При далёкой мотивации деятельности человек руководствуется не только данной конкретной задачей, но и более отдалёнными задачами. Умственно отсталые школьники руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности.  

При встрече с препятствиями, трудностями, наши дети не стремятся преодолеть их и уходят от основной цели. Поэтому для достижения хороших результатов в обучении и воспитании умственно отсталых школьников необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. Как бы ни узок уровень общего развития школьников с умственной отсталостью, у них имеются свои, пусть ограниченные, потребности и интересы. При удовлетворении этих потребностей и интересов они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встающим перед ними задачами.  

Учебная мотивация не возникнет сама по себе, стихийно. Это требует от педагога большой подготовительной работы к уроку и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого обучающегося. Одним из путей успешного решения этой  проблемы является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов.

Слайд 2

Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий:

-гуманное отношение к обучающимся;

-удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с педагогом и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке;

-обогащение мышления эмоциями, чувствами;

-стимулирование любознательности;

-формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;

-воспитание ответственного отношения к учебному труду;

-определяющим условием является взаимоотношение обучающегося и педагога.

Мотивация к учебной деятельности у обучающихся с  УО ИН) снижена. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, они прибегают в качестве защиты к отказу от заданий. Работа по формированию мотивации к учебной деятельности включает в себя коррекционную работу по формированию  активной позиции школьника, положительного отношения к учебе, познавательного интереса.

Слайд 3

Для формирования активной позиции школьника необходимо активизировать у обучающегося состояние субъекта учебной деятельности при помощи следующих приёмов:

-формирование положительного отношения к делам;

-выполнение заданий-поручений;

-воспитание ответственности за свою работу.

Необходимо обеспечивать у обучающихся ощущение продвижения вперед, правильно подбирая уровень сложности заданий и переживание успеха в учебной деятельности, заслуженно оценивая результат их деятельности («Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!»). Сравнение своего результата, а не с кем-то другим.

Для формирования активной позиции школьника можно использовать словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе (делаем всегда). Педагог должен так организовать учебную деятельность обучающихся, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира.

Слайд 4

Условия формирования положительного отношения к учебе:

-создание доброжелательной атмосферы на уроке; (доброжелательный, но требовательный тон);

-создание у обучающегося в учебной деятельности ситуации успеха; (больше поощрять, а не наказывать)

-целенаправленное эмоциональное стимулирование и поддержка обучающихся на уроке.

Необходимо использовать любую возможность, чтобы на уроке обучающийся получил поддержку словом педагога, взглядом или прикосновением («Всё  получится!», «Ты сможешь!»). Важно применение различных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, ситуация успеха, опережающее поощрение («Как обрадуется мама!...», «Вот папа удивится!...».  Очень важно похвалить обучающегося с утра, и как можно раньше.

В процессе формирования положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся с ИН необходимо особое внимание обратить на различные факторы, которые влияют на данное отношение. Это внешние факторы (учебный режим, личность педагога, различные ситуации и т.д.) и внутренние факторы (мотивы обучающегося, его интересы и потребности, самооценка и т.д.).

Положительное отношение к учению у обучающихся с УО (ИН) так же может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность педагога, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний. Интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и педагогом требования и др. Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, способствует формированию БУДов, а с другой стороны – повышению успеваемости, что, в свою очередь,  обучающегося к еще более лучшему отношению к школе.

Для развития познавательных интересов необходимо:

- использовать различные виды педагогической оценки, никогда не выносить обучающемуся общей отрицательной оценки. Выставляя оценку обязательно её прокомментировать (что получилось и над чем ещё нужно поработать). Поощрять за выполненную работу.

-источником стимуляции познавательных интересов использовать содержание обучения, в том числе: новизну информации, противоречия между житейскими представлениями обучающихся и новыми знаниями, практическую значимость знания в его ближайшей зоне развития;  связь с жизнью;

-использовать средства игровых ситуаций на уроке.

-очень эффективно в повышении мотивации учения использование ИКТ (презентации, обучающие фильмы и т.д.)

Эффективность учебного процесса повысит использование проблемного обучения, развивающих методов, интегрированных уроков. Необходимо так же совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение.

СЛАЙД 5

На каждом отдельном этапе урока для развития мотивации учения необходимо использовать определенные педагогические приемы.

  1. Приемы, способствующие актуализации у обучающихся потребности,  связанной с результатом их учебно-трудовой деятельности:

- создание интриги, загадочности ситуации – это формирование условий, вызывающих непроизвольный интерес, удивление, любопытство. Добиться данного эффекта можно различными способами: предложить интересную тему для беседы,ввести игровые моменты, пригласить на урок гостей, смоделировать какую-либо ситуацию, другими словами, можно использовать все то, что привлекает непроизвольное внимание и вызывает непроизвольный интерес.

- эмоциональное «заражение»  обучающихся – это передача положительного отношения к деятельности, радостного настроения, уверенности в успех от педагога к обучающимся по механизму подражания.

Поведение педагога, желающего создать у них положительный настрой, должно отвечать ряду требований.

-возвращение к предыдущему опыту обуч-ся – это установление связи между ранее переживаемыми эмоциями по поводу достигнутого результата и новым предметом деятельности. Данный прием особенно эффективен, когда задача кажется чрезмерно сложной, когда обуч-ся не уверены в своих силах.

-разъяснение общественной и личной значимости материала – это раскрытие объективной значимости предстоящей деятельности и возможности осуществления цели, а также соотнесение этой объективной значимости с личными интересами обуч-ся. (для чего изучается данный предмет).

2.Приемы, способствующие формированию положительного отношения к результату (продукту) своего труда.

-организация выставки работ обуч-ся – способствует удовлетворению потребности в самоутверждении, престиже, соревновательной потребности.

-подкрепление даже маленькой удачи – способствует укреплению силы и действенности возникшего мотива. Имеет значение для тех, у которых преобладает потребность в одобрении и похвале со стороны педагога, а также для обуч-ся, которые на протяжении длительного времени находились в ситуации неуспеха.

-постановка положительной мотивационной перспективы- это подкрепление мотива обуч-ся путем раскрытия перед ними ценности и значимости будущих результатов их деятельности на последующих уроках.

Подводя итог , можно сказать, что при использовании соответствующих путей педагогического воздействия, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов у значительной массы  обуч-ся с УО (ИН) возможно воспитать отношение к учебной деятельности на достаточно высоком уровне. Причем у многих из них оно будет побуждаться мотивами широкого социального значения в доступной им форме, и складываться из отношения  к знаниям как таковым, из отношения к учебному процессу как процессу учебной деятельности.

Сухомлинский советует всем учителямберегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю.

Используемая литература:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под ред. Г.И. Щукиной. М., Просвещение, 1084.
  2. Мотивы учения и пути их формирования в учебно-воспитательном процессе. Л.В. Калашников. Минск, 1981. 
  3. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М, Знание, 1993. 
  4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  5. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1962г. – 279 с.
  6.  http://psihdocs.ru/pedagogicheskie-metodi-dlya-formirovaniya-motivacii-u-shkoleni.html 
  7.  https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-umstvenno-otstalyh-shkolnikov


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специфика и приёмы формирования положительной мотивации школьников к обучению как средство формирования БУД в рамках ФГОС ОО УО (ИН) Подготовила: учитель высшей квалификационной категории Иванцова О.И.

Слайд 2

УСЛОВИЯ ДЛЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ -гуманное отношение к обучающимся; -удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с педагогом и одноклассниками в процессе учебной работы на уроке; -обогащение мышления эмоциями, чувствами; -стимулирование любознательности; -формирование правильной оценки своих возможностей пробуждение и закрепление с тремления к самосовершенствованию; -воспитание ответственного отношения к учебному труду; -определяющим условием является взаимоотношение обучающегося и педагога.

Слайд 3

Приёмы, активизирующие у обучающегося состояние субъекта учебной деятельности: -формирование положительного отношения к делам; -выполнение заданий-поручений; -воспитание ответственности за свою работу.

Слайд 4

Условия формирования положительного отношения к учебе: -создание доброжелательной атмосферы на уроке; (доброжелательный, но требовательный тон); -создание у обучающегося в учебной деятельности ситуации успеха; (больше поощрять, а не наказывать) -целенаправленное эмоциональное стимулирование и поддержка обучающихся на уроке.

Слайд 5

П едагогические приемы для развития мотивации учения : Приемы, способствующие актуализации у обучающихся потребности, связанной с результатом их учебно-трудовой деятельности; Приемы, способствующие формированию положительного отношения к результату (продукту) своего труда.

Слайд 6

Б ерегите огонек пытливости , любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек , является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю . В.А.Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)

В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...

«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)

В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...

«Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»

Из опыта работы  «Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»  Общая структура мотивации к учению в младшем школьном возрасте; • Виды мотивации. •...

Буклет "Рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации у обучающихся"

Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, это необходимое условие осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации...

Методы развития учебной мотивации у обучающихся с ОВЗ

Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. От активности и самостоятельн...