«Логоритмические игры»
картотека

Говорина Елена Михайловна

В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми как дошкольного так и младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-лекция «Логоритмика»
инновационные технологии лечения нарушения речи у детей

В последние годы все чаще можно видеть детей, имеющих не простые речевые нарушения, а нарушения речи, возникшие вследствие различных синдромов в сочетании с нарушениями двигательной сферы. Для профилактики и устранения таких нарушений и комплексной коррекции развития ребенка свою эффективность показали логоритмические занятия с детьми как дошкольного так и младшего школьного возраста.

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, метод логопедической работы по развития речи ребенка. Ее цель — решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Популярность и эффективность логоритмики связана с тем, что занятия проходят в игровой форме по принципу подражания.

По сути это комплекс физических упражнений, который сопровождается словами или музыкой. Если регулярно включать элементы логоритмики в игровую и учебную    деятельность ребенка, можно достичь заметных результатов. Так, эта терапия помогает ребёнку легче ориентироваться в пространстве и координировать свои движения во взаимосвязи с речью и музыкой, улучшает общую и мелкую моторику, снимает психоэмоциональное напряжение, учит правильному дыханию, совершенствует фонематический слух.

Занятия логоритмикой в первую очередь рекомендованы детям с речевыми нарушениями: дислалия, дизартрия, нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание, алалия, задержка речевого развития, логоневроз.  

 Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. 

Продолжительность занятий может быть от 20 до 30 минут. В зависимости от нарушений, занятия могут проводиться индивидуально или в мини-группах (до 5 человек). Количество занятий в неделю и длительность курса определяется степенью и формой нарушения.

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

 Содержание логоритмических игр и упражнений:

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха 

Оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны . С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и исполнением на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Элементарное исполнение на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.  

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений.

Ритмическое упражнение «Скороговорка»

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке,

чётко проговаривая скороговорку.

Материал. Картинки с изображением скороговорки.

Содержание.

Педагог предлагает детям прохлопать скороговорку.

Ритмическое упражнение «Ёжик и барабан».

Цель: Учить детей выполнять ритмические движения,согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Содержание.

С барабаном ходит ёжик.

Бум-бум-бум!

(На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами… Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Голосовое упражнение «Спелые фрукты».

«Груши падают на траву» — БАМ-БАМ-БАМ (громко).

«Сливы падают на траву» — Бам-Бам-Бам (тихо).

«Вишни падают на траву» — бам-бам-бам (шёпотом).

Приложение

Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма

Игра-упражнение «Весёлые бубны»

Цель: Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы.

Материал. Бубны на каждого ребёнка (дудочки или свистульки).

Содержание.

Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та- та-таТа-та-та-Та-та-та-та-Та-та-та

Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз ударить в бубен. Разнообразить игру можно, предложив детям свистульки или дудочки.

Игра-упражнение «Озорные козлята»

Цель: Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Материал. Шапочки козлят на каждого ребёнка.

Содержание.

Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них.

Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог поднимают руки над головой с вытянутыми указательными пальцами, изображая рожки, потом продолжают движения ногой до последующего акцента.

Ритмическое упражнение «Листики и капельки»

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке.

Развивать чувство ритма.

Содержание.

Педагог предлагает детям прохлопать ритмические картинки (картинки с изображением ритмически расположенных листиков, капелек).

Ритмическое упражнение «Скороговорка»

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке,

чётко проговаривая скороговорку.

Материал. Картинки с изображением скороговорки.

Содержание.

Педагог предлагает детям прохлопать скороговорку.

Ритмическое упражнение «Ёжик и барабан».

Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Содержание.

С барабаном ходит ёжик.

Бум-бум-бум!

(На слова «Бум-бум-бум!» дети равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами… Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Голосовое упражнение «Спелые фрукты».

«Груши падают на траву» — БАМ-БАМ-БАМ (громко).

«Сливы падают на траву» — Бам-Бам-Бам (тихо).

«Вишни падают на траву» — бам-бам-бам (шёпотом).

Ритмическое упражнение «Осень»

Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения.

Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети изображают дождь, отстукивая указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки в такт стихотворению.

Осень

Дождь, дождь  вся земля,

Целый день  вся земля

Барабанит в стёкла. От воды промокла…

Ритмическое упражнение «Дождик».

Педагог говорит: «Набежали тучки, и пошёл дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень!

Хорошо!» (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши в убыстряющемся темпе.)

Капля — раз! Капля — два!

Капли медленно сперва

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Ритмическое упражнение «Скворушки».

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки в текст чтению.

Сквору – сквору-скворушки,

Распушили пёрушки,

Птицы в стаю собрались,

Птицы к югу понеслись.

Ритмическое упражнение «На птичьем дворе».

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носки и опускаются на пятки в такт чтению.

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Ритмическое упражнение «Повтори, как я».

Цель: Учить детей воспроизводить ритмический рисунок по слуховому восприятию. Развивать внимательность.

Материал. По две деревянные палочки на каждого ребёнка.

Содержание.

Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например «2-2-3″ (в начале освоения даётся зрительное подкрепление – дети видят руки педагога, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, то есть с закрытыми глазами). Затем дети повторяют ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

Ритмическое упражнение «Как на горке — снег, снег».

Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку — четыре удара).

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на ёлке — снег, снег,

И под ёлкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!

Ритмическая игра «Дятел»

Цель: Учить детей выполнять ритмический рисунок, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.

Долбит дятел в лесу сук,

Раздаётся: тук-тук-тук!

Речевая игра «Ворона»

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Материал: Карандаши по количеству детей.

Содержание.

Ведущий читает стихотворение, а дети в такт ему ударяют карандашом по полу (на каждую строчку — четыре удара).

— Ты, ворона, где была?

Что, ворона, принесла?

- Я летала на базар,

Принесла вам «кар-кар».

Ритмическое упражнение «На дворе»

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные действия, имитирующие движения рук робота. Текст дети произносят, чётко скандируя:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Ритмическое упражнение «Олень»

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласовывать действия с партнёром.

Содержание.

Трав копытами касаясь,

Ходит по тундре рогатый красавец.

Педагог помогает детям показать оленей, идущих на водопой летом разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время. Дети произносят двустишие, топая поочерёдно ногами на каждый слог:

По снегу шёл олень,

И гулял он целый день

Ритмическое упражнение «Зайчик и барабан»

Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.

Содержание.

Дети стоят в кругу в затылок друг другу. Один из них отбивает ритм на спине партнёра. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнёра, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».

Ритмическое упражнение «Магазин».

Цель: Развивать чувство ритма.

Содержание.

Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрёшки расписные,

Есть машинки заводные.

Усложнение: ребёнок отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение.

Ритмическое упражнение «Стоп, машина»

Цель: Развивать чувство ритма.

Содержание.

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Каждый ребёнок отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст. В нужный момент дети должны воскликнуть хором: «Стоп!»

Ритмическая игра «Азбука морзе»

Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.

Материал: По одной деревянной палочке на каждого ребёнка.

Содержание.

Педагог предлагает всем детям стать радистами и вслед зa ним передавать, простукивать разные сообщения.

ООооОООоооООоооОООооОоо

Ритмическое упражнение «Мы тесто месили»

Цель: Упражнять детей в умении ритмичными движениями передавать текст.

Содержание.

Дети запускают руки в «сухой бассейн» и делают ритмичные движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно всё промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнём,

Комочки опять и опять достаём.

Картотека логоритмических упражнений.  

РОБОТ.

Стоит робот на дороге, 

У него не гнутся ноги, 

Может он махать руками, 

Может он моргать глазами, 

Может головой кивать, 

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

УТРО

Утром встанет солнышко,

Возьму в руки ведрышко,

Побегу я в огород,

Там морковочка растет,

Соберу я ловко сочную морковку.

Угощу Маринку — кушай витаминки!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

 

ОБЛАКА

По небу облака плывут,

Вот козочка, вот с щупальцами спрут,

А вот кудрявая овечка...

Все отразились в быстрой речке.

И тишину не нарушая,

Плывут вперед, забот не зная, 

Спрут, козочка, овечка, слон, 

Похожие на летний сон.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 ШОССЕ

По шоссе бегут машины,

В темноте шуршат их шины,

Огоньки и там и тут,

В дальний путь они зовут.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

 ИГРУШКИ

Подарили мне игрушки, 

Мишку, зайку и Петрушку, 

Посажу друзей я в холле 

И начну готовить к школе. 

Дам мозаику я зайке, 

А Петрушке — балалайку, 

Почитаю мишке книжку. 

В первый класс идут детишки!

Поочередно  разжимать  и  сжимать кулачки, руки перед собой.

 

ЩЕНОК

 Папа мне купил щенка,

Как смешон малыш пока! 

Очень мил щенок и весел, 

Ушки длинные развесил, 

Брюшко — шарик, мокрый нос, 

Он игрушка, а не пес. 

Назову его Трезор,

Будем с ним ходить в дозор.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

К БАБУШКЕ

Стучат колеса — тук-тук-тук, 

И под веселый этот стук 

Мы едем к бабушке своей, 

Везем подарочки мы ей. 

Бабуля выйдет на порог 

И вкусный вынесет пирог, 

Расскажет сказку про зверей.. 

Мы едем к бабушке своей!

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения

 

НА МОРЕ

На море штиль и тишина, 

Одна лишь лодочка видна, 

Вдруг появляется волна, 

Волна прозрачна, зелена, 

Качает лодочку она.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

НОЧЬЮ

Как ночь тиха! Кругом — покой, 

Нам светит месяц золотой,

И силуэты стройных елей,

В ночи заметны еле-еле. 

Сидим с тобою на крылечке, 

И светлячки горят, как свечки. 

И в этой чудной тишине 

Так хорошо тебе и мне!

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

АЛЕНКА

Завернем Аленку 

В теплую пеленку, 

Колыбельную споем, 

Чай на кухню Пить пойдем. 

Пусть приснятся нашей птичке 

Желтогрудые синички, 

С красным брюшком снегирек

И братишка Игорек.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

МАРТЫШКИ

Две бесстрашные мартышки 

Забрались на пальму ловко, 

По лиане вниз скользят 

Словно в цирке по веревке. 

Кувыркаться им не лень, 

Даже в самый жаркий день.

Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения.

 

ЗАЯЦ

Сидит заяц под кустом, 

Здесь его семья и дом, 

И верхушки длинных ушек 

Все трепещут на макушке.

В его доме нет дверей, 

Как спастись от злых зверей?

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

 

СНЕЖИНКИ

Кружатся, кружатся снежинки,

Как белые перья ложатся в перинки,

Перинки, подушки лежат на опушке. 

И зайца следы — как петельки, 

Украсили эти постельки.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре

 

МОРОЗ

На дворе мороз трескучий, 

Вышла Оля на крыльцо. 

Под ногами снег скрипучий, 

Ветер бьет в лицо колючий, 

Рвет с петель входную дверь 

Ведьма злющая — метель. 

Заходи скорее в дом! 

Печка дышит тут теплом, 

Ласково мурлычет кошка 

И узоры на окошке.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

   НА ДАЧУ

Мы едем в электричке: «Ура, ура, ура!» 

Стучат, стучат колеса: «Та-та! Та-та! Та-та!» 

Мелькают мимо сосны, И ели, и дома. 

Стучат, стучат колеса «Да-да! Да-да! Да-да!» 

На даче ждет нас Мурка, 

Дружище верный Рекс, 

Приедем мы на дачу –

Пойдем все вместе в лес.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ПИНГВИНЫ

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

 

ЗА ГРИБАМИ

Вырос у дорожки 

Гриб на тонкой ножке. 

Рома мимо шел, 

Грибок не нашел, 

Миша мимо шел, 

Грибок не нашел, 

Пробежал Антошка,

Гриб — в его лукошке.

Аня мимо шла, 

Грибок не нашла. 

Зато у Ани 

Малина в стакане. 

А у Мишки 

В кармане шишки.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ВОРОБЕЙ

Поскорей, поскорей

Прилетай к нам, воробей!

Тебе на дорожке

Мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг,

Чири-чирик.

Воробей наш не велик.

Прыгает, летает.

Устали не знает.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

НА ПОЛЯНКЕ

Растут на полянке грибы, 

Чудесные пахнут цветы, 

Здесь ослик печальный пасется, 

От страха зайчишка трясется,

Под кустиком маленьким мишка, 

С ним дружит забавный зайчишка. 

Ты, Машенька, их не пугайся

Скорее домой возвращайся!

Руки совершают плавные встречные двжения, имитируя движения рук дирижера в оркестре

 

ПРЯТКИ

В гости к нам пришли ребятки, 

Поиграем с ними в прятки, 

Кто из норки выбегает, 

Корку хлебную хватает? 

Кто похож на нашу елку? 

У кого спина в иголках? 

Кто пчелиный любит мед, 

Лапой дерево скребет? 

Кто свил гнездышко на ветке? 

Как зовутся эти детки? 

Кто от страха весь трясется, 

Вокруг елочки несется? 

Кто свой хвостик потерял, 

Сразу очень грустный стал?

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ЖУЧОК

Что ты делаешь, жучок?

Строю я домишко! 

Что плетешь ты, паучок?

Плету гамачишко!

В маленьком домишке

Будет жить жучок.

И качаться в гамачке

Резвый паучок.

Ты о чем жужжишь, жучок?

О своем домишке.

Как просторно стало в нем

Деточкам-жучишкам!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ОТ ВАСИЛИЙ

В подполе шуршали мыши, 

Кот Василий спал на крыше,

 «Не хочу ловить мышей! 

Жалко бедных малышей! 

Птичек тоже жалко мне! 

Съем сметанку я во сне!»

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

Мы — веселые ребята,

Любим мы играть. 

Как приятно и полезно 

Мячик покатать!

Попинать его ногами, 

Постучать об стенку, 

Подкинуть коленкой. 

Ах, какой хороший мяч! 

За спиной его не прячь!

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

МИШКА

Эй, эй, эй, мохнатый мишка! 

Помоги достать нам шишку! 

Висит шишка высоко, 

Достать шишку нелегко!

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

 

НА ТРОПИНКЕ

Вприпрыжку бегут по тропинке 

Маринка, Каринка, Иринка. 

В руках у подружек корзинки, 

В корзинках — немного малинки. 

И будет у них к воскресенью 

Малиновое варенье. 

Пусть гости приходят 

И пьют с наслажденьем 

С вареньем малиновый чай.

Имитировать бег по дорожке, движения рук дирижера.

 

КИСКА

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

волк

Серый волк решил друзей

Поискать среди зверей,

Будь мне, белочка, подружкой!

Сказки разные на ушко пошепчу тебе...

Поверь — я совсем не страшный зверь!

Ну а ты мне — как сестричка,

Огнехвостая лисичка!

Только ты, дружище еж,

И на зверя не похож!

На твоей бы лучше спинке

Мягкие росли шерстинки!

Только после тех речей

Не нашел себе друзей

Волк среди лесных зверей.

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

 

ЦЫПЛЯТА

Под крылом хохлатки 

Прячутся цыплятки. 

Ну-ка, детки, вылезайте! 

Быстро лапки разминайте, 

Крылышками хлопайте, 

Клювиками щелкайте. 

Хватит, цыпочки, дремать! 

Надо червячков искать! 

Вот вкусная козявочка, 

Угощайся, мамочка!

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

ВОДА

Ой, беда, беда, беда! 

На полу у нас вода! 

Звоним водопроводчику, 

Он будет кран чинить, 

Иначе не помыться и чаю не попить. 

Хорошо, когда водой 

полон водоем лесной.

Там, средь водорослей нежных 

Стая рыбок безмятежных, 

А хозяин — водяной Охраняет их покой.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

СКРИП СКРИПОВИЧ

Скрип Скрипович Скрипунов 

Весел был, вполне здоров, 

Но скрипел и день и ночь, 

Как бедняжечке помочь? 

Не болел он страшным гриппом, 

А пугал своим он скрипом 

Волка, зайца и лису, 

Так как жил в глухом лесу. 

И никто не догадался, 

что Скрип Скрипыч не трещал, 

Не скрипел во сне зубами 

Он на скрипочке играл!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ЛЕСУ

Тишина в лесу, покой, 

Вот и водоем лесной, 

Мощные расправив крылья, 

Лебедь над водой парит, 

Изогнув изящно шею, 

Как волшебное виденье, 

По поверхности скользит, 

И на солнце оперенье 

Словно снежное, блестит.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

БЕЛОЧКА

Хозяйственная белочка 

Живет в дупле на дубе, 

Хорошая хозяйка

В заботах целый день. 

Сорвет с куста орешек, 

Засушит три малинки, 

Найдет в грибах-опятах 

Замшелый старый пень.

В дупле-то ей не спится, 

На ветке не сидится, 

И суетиться белочке 

Совсем-совсем не лень. 

Ведь пронесется лето, 

За ним промчится осень,

И с зимними метелями 

Наступят холода. 

Ну а для нашей белочки, 

С богатыми запасами — 

Грибами и орехами, 

Морозы — не беда.

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. Затем имитируют движения рук дирижера.

 

 

КАТЮША

Подарили мы Катюшке 

Очень славные игрушки: 

Вот котенок, 

Вот щенок,

Вот веселый Колобок. 

Рано спать легла Катюшка. 

Рядом с нею все игрушки. 

На подушечке — щенок, 

За спиною - Колобок, 

А пушистого котенка, 

Завернув в пеленку, 

На руках качает, 

Тихо напевает.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

В ДЕТСКОМ САДУ

Идут дети в детский сад, 

Там игрушки ждут ребят, 

Ждет Валюшку верблюжонок, 

Катю ждет большой слоненок, 

Маша с мишкою играет, 

Петя Маше помогает, 

Нянчит Олечка мартышку, 

Ну а Ася смотрит в книжку. 

Детям весело в саду! 

С ними я туда пойду.

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения

 СЛОН

Жил в Африке слон

По имени Джон, 

И был очень добрым он. 

Не мог на дорогу, 

Поставить он ногу, 

Поскольку по этой дороге 

Ползли паучки и букашки, 

И маленькие таракашки. 

Жалел он и пташек, и мышек, 

И даже несносных мартышек. 

Слона обижали мартышки, 

Кидали бананы и шишки, 

Когда он не мог на дорогу 

Поставить огромную ногу, 

Поскольку по этой дороге 

Ползли паучки и букашки, 

И маленькие таракашки.

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.

 

ЧЕРЕПАШКА

Долго в норке спала черепашка, 

Но совсем не помялась рубашка, 

Вылезает тихонько из норки, 

Поднимается медленно в горку, 

«Эй! — кричу я, — давай, черепашка, 

Поиграем с тобою в пятнашки!» 

Еле шепчет она мне в ответ: 

«У меня, извините, обед!»

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

МУРАВЕЙ

Стоит на горе домишко,

Ползет туда муравьишко,

Он тащит соломинки, щепки,

Чтоб дом получился крепким.

Вокруг суетятся братишки —

Старательные муравьишки,

Несут в муравейник они червячка,

Букашку, жучка, паучка.

Кто строит, кто кормит детишек —

Крошечных муравьишек.

Вот так — целый день в работе,

В трудах, беспокойстве, заботе.

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

 

ВОЗЛЕ РЕЧКИ

Барашки и овечки 

Пасутся возле речки, 

Охраняет их Трезор, 

Чтоб зубастый серый вор 

Не пробрался к речке, 

Не украл овечку. 

Клыкастый разбойник 

Не дремлет в лесу. 

«Заснет пес Трезор,

Я овцу унесу!»

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

ВОВОЧКА

Лисички на полянке,

Опята на пеньке,

Шагает мимо Вовочка

С корзинкою в руке.

Вот тонкие осинки,

Под ними подосиновики,

А где же самый главный?

В беретике на ножке.

Растет чудесный белый гриб

Под елкой у дорожки. 

Дети шагают по кругу.

 

ГРОЗА

Встало солнышко с утра, 

И ушли мы со двора, 

Мы топтали на полянке 

Тонконогие поганки, 

Землянику собирали, 

Веселились и играли. 

Вдруг все небо потемнело, 

Что-то страшно загремело, 

Смотрим мы во все глаза —

Начинается гроза!

То ли прятаться под дубом, 

То ли прочь бежать отсюда, 

Но гроза отгрохотала, 

Поплыла и с глаз пропала. 

Завтра мы пойдем опять

На полянку поиграть.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

ПТИЧКА

Три яйца в гнезде у птицы.

Как пичужке не гордиться?

Заботливая мамочка

Весь день на них сидит.

Нельзя ни на минутку 

Оставить здесь малюток. 

Ведь хитрый кот Василий 

За гнездышком следит. 

Шуршат в подвале мыши. 

Василий их не слышит. 

Зовет его хозяйка,

Кот ухом не ведет. 

Но если вдруг Иринка 

Покажет хворостинку, 

Мяукнет кот Василий, 

На печку спать пойдет.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

СНЕГУРОЧКА

Снег лежит на улице, 

Вышли мы во двор. 

«Давай лепить Снегурочку?» — 

Предложил Егор.

Приделаем Снегурочке 

Мы длинную косичку, 

А из тонких веточек — 

Пушистые реснички. 

Кругленькие пуговки 

Шубку украшают, 

А вот щечки бледные — 

Солнышка не знают. 

Говорит вдруг Маша: 

«Чтоб Снегурка наша 

Порумянен стала, 

Свеколку из погреба

 Бабушка достала. 

Ведь чудеса бывают 

Всегда на Новый год, 

А вдруг наша Снегурочка 

Возьмет и оживет?»

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят  скандированно и четко.

 

БАРБОС

Жил на улице Барбос, 

Был Барбос бродячий пес,

Он по улицам ходил 

И из лужи воду пил. 

Пес мечтал иметь свой дом 

И хозяйку в доме том.

Чтоб трепала по загривку, 

Наливала в миску сливки, 

Выходила с ним гулять, 

Говорила: «Фу! Стоять!» 

И однажды в добрый час 

Этот песик встретил нас, 

Мы его к себе позвали, 

Косточку из супа дали, 

Потрепали по загривку 

И налили в миску сливки. 

Охраняет он наш дом, 

Всем тепло, уютно в нем.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

ИРИНКА

У меня сестренка есть, 

Звать ее Иринка. 

Я Иринке в день рождения 

Подарю машинку.

Пусть с машинками играют 

Не одни мальчишки, 

У нее сидят на полке 

Куклы и зайчишки. 

Я ей посоветую,

Как сестре и другу, 

Посадить их всех в машину, 

Прокатить по кругу.

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.

 

МЫШЬ

Завелась на кухне мышь, 

Я кричу ей грозно: «Кыш!»

Но она от сыра корку 

Торопливо тащит в норку. 

Мама прыгнула на стул, 

Закричала: «Караул!» 

Говорю я маме: «Мышка — 

Очень славная малышка. 

Пусть она у нас живет, 

Сыр и корочки грызет. 

Продают мышей на рынке, 

Можно гладить их по спинке, 

Можно в клетку посадить, 

Можно другу подарить. 

Но сказала мама: «Нет! Лучше кошке на обед 

Подарю я эту мышь. 

Мышь — грызун, а не малышка, 

Почитай об этом в книжке».

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.

 

ВЕСНА

Наконец сегодня солнце 

Заглянуло к нам в оконце, 

Вместо злых метелей, стуж 

На дороге много луж. 

Очень нежно греет солнышко, 

Зачирикали воробушки, 

И ворона им в ответ 

Громко каркнула: «Привет!»

Ходят люди, улыбаются, 

Ты пришла, весна-красавица! 

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

КОТЕНОК

Мой котенок был так мал,

На ладошке он лежал,

А потом подрос немножко,

Стал похож на маму-кошку, 

Но шалит малыш повсюду: 

Сбросил со стола посуду... 

А забрался на карниз — 

И карниз свалился вниз. 

Он обгрыз цветок в горшочке 

Спрятал Машины носочки. 

Убегает даже пес — 

Поцарапан его нос. 

Тут сказала тетя Зина: 

«Посажу его в корзину, 

А не то разбойник кот 

Нам весь дом перевернет!»

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

СТРЕКОЗА

Крылышки прозрачные,

Круглые глаза.

Надо мной летает

Чудо-стрекоза.

Подставляю я ладошку,

Отдохни хотя б немножко!

Расскажи, где ты бывала,

Что на свете повидала?

Но молчит она в ответ,

Времени, наверно, нет.

Ведь летать — ее работа,

А болтать ей неохота.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

У БАБУШКИ

За столом сижу у бабушки,

Ем медовые оладушки, 

И журчит, как ручеек, 

Ее тихий говорок. 

Называет меня бабушка 

Так забавно — Василек. 

Подливает в кружку глиняную 

Из малины киселек.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

ОЛЯ

Купила Оле мама 

Пеструю панаму,

Купила сарафанчик — 

На боку карманчик. 

На зеленом сарафанчике, 

Как на поле — одуванчики, 

Колокольчики, ромашки, 

На ромашках — по букашке. 

Выйдет Оля на опушку, 

Не найдут ее подружки.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

 

АРИНА

Огорчается Арина, 

Все зовут ее — Алина. 

Как Арина ни старается, 

Но звук «Р» не получается. 

Даже пес ее Тимошка 

Поучил рычать немножко, 

Пес рычит, Арина — нет. 

Видно, нужен логопед. 

Подошла Аришка к деду. 

«Все, поедем к логопеду! 

Без его умелых рук

Не родится этот звук.

Через месяц всем в ответ 

Громко крикну я ПР-Р-Р-РИВЕТ!»

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте

 

   ОХОТНИК

Вышел Вася на охоту, 

А в руках его сачок. 

Видит — бабочка садится 

На голубенький цветок.

Размахнулся Вася,

БАХ!

Бабочка в его руках.

Но вздыхает Вася тяжко —

Очень жаль ему бедняжку.

Отпустил ее Васек —

Лети дальше, мотылек!

Вот придет с работы брат,

«Даст мне» фотоаппарат,

Вновь пойду я на охоту, 

Только буду делать фото.

Чередование движений рук робота и ходьбы на месте

 

ЗОЛОТАЯ РЫБКА

У меня в аквариуме 

Золотая рыбка, 

Я смотрю на рыбку, 

Говорю с улыбкой: 

«Может, ты — волшебная, 

Может, не простая, 

Раз зовут тебя все люди 

Рыбка золотая?»

Хвостиком колышет, 

Смотрит не мигая, 

Ничего не отвечает 

Рыбка золотая.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

 

НА МОРЕ

Этим летом мы на море 

Отдыхали вместе с мамой.

И валялись на песке, 

Прикрывая лоб панамой. 

Я поймал большого краба, 

Отпустил его потом. 

Долго-долго любовался 

Я военным кораблем. 

Солнца жар, морской прибой 

Полюбил я всей душой. 

Не хотелось возвращаться 

Мне в Москву — к себе домой.

Чередование скандирования в стиле робота и ходьбы на месте.

 

НА РЕЧКЕ

Мы живем у самой речки. 

Только любит Васька-кот 

Полежать на теплой печке,

А на речку — не идет. 

Когда мы пойдем купаться, — 

Я возьму с собой кота.

Кот в воде намочит лапки 

И мяукнет: «Красота!» 

Да и в лодке нам вдвоем 

Будет весело с котом. 

Я на удочку поймаю 

И плотву, и пескарей. 

Кот, конечно, замурлычет: 

«Дай попробовать скорей!»

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

 

ТАНЯ И ВАНЯ

Дверь открыла детям мать. 

Ребятишек не узнать! 

Два чумазых поросенка 

У дверей стоят в сторонке: 

«- Где тут Таня? — 

Где тут Ваня? 

Побегу топить я баню!» 

Долго-долго Таню с Ваней 

В бане мылили сперва.

А затем мочалкой колкой

Терли, терли добела.

Вот — Ванюшка!

Вот — Танюшка!

А не две смешные хрюшки...

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия "Зоопарк"

Профилактика  и коррекция  нарушений развития речи детей  средством  музыкального  искусства...

Логоритмическое занятие: "Путешествие в осенний лес"

Логоритмическое занятие проводится в четвёртом классе, в конце первой четверти. Занятие проводится совместно с учителем музыки....

Стимуляция развития речи и коррекция координации движений и речи посредством логоритмических упражнений

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и с...

Электронное приложение для логоритмического урока на развитие двигательных функций

Материал  который используется на занятия для зрительного восприятия...

Картотека логоритмических упражнений без музыкального сопровождения по Алябьевой Е.А.

Картотека составлена по книге Алябьевой Е.А. "Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения"....

Активизация мотивации к обучению через логоритмические упражнения на уроках и во внеурочной деятельности

Аннотация: в статье автор рассказывает о коррекции эмоционально-волевых  проблем у учащихся в общеобразовательных школах. Ключевые слова: логопедическая ритмика, музыка, теа...

Логоритмическая игра "Как во дворике у нас"

Автор: Хохлова Татьяна АлександровнаМетодическая разработка авторского подхода к реализации совместной работы учителя музыки и церковного пения с учителем-логопедомЛогоритмическая игра «Как во д...