Нарушения письма и чтения: причины, характеристика, симптоматика.»
материал

Панфилова Наталья Владимировна

В докладе рассказывается о причинах нарушения письма и чтения, а также о приемах работы, направленных на преодоление ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения письма и чтения: причины, характеристика, симптоматика.

ПИСЬМО  -это сложный психический процесс,

он состоит из  вербальных (все что касается  речи),  и невербальных  компонентов (разные виды восприятия –  зрительное,  пространственное; внимание и тонкая моторика рук, слуховая и зрительная память).

структура письма (диктант слов):

Звуковой  анализ слова -   для этой операции необходимо правильно  проговаривать во время письма все звуки речи

Соотнесение звука  со зрительным образом буквы – нужна хорошая зрительная память

Перевод  зрительных схем букв в моторную  схему  (последовательности движения руки – нужна хорошая ручная моторика

Контроль написанного-нужна саморегуляция и самоконтроль

ЧТЕНИЕ-это процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи.

Психологические предпосылки  чтения:

  •  Сформированность зрительного пространственного восприятия
  • Сформированность словесного  мышления
  • Сохранность всех сторон речи,
  • Сформированность  регуляции и контроля
  • Наличие мотива (желания читать)

ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушение  письма, проявляющееся в стойких ошибках

Ошибки связаны с несформированностью психических функций,  участвующих в процессе письма.

   ДИЗОРФОГРАФИЯ

это нарушение письма при котором много орфографических ошибок

ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушение  письма, проявляющееся в стойких ошибках

Ошибки связаны с несформированностью психических функций,  участвующих в процессе письма.

  У учащихся 1-х классов  – трудности в овладении письмом

Дисграфию ставят  со второго   класса

3 и 4 класс – это дизорфография.

Причины трудностей в овладении письмом

  • Плохо сформированы  графо-моторные  навыки;
  •  слабые мышцы  руки
  • Плохая зрительная  и слуховая память (не запоминает буквы)
  • Недостатки произвольного внимания (не видят своих ошибок);
  • Не сформированы  приёмы учебной деятельности (не умеет  анализировать  и планировать свои действия);
  • Недостатки в устной речи (нарушены звуки, не сформирован фонематический слух, не сформированы грамматические навыки, маленький словарный запас);

- Недостатки зрительно-пространственных функций приводят к оптическим ошибкам на письме;

-Недостатки  психомоторного развития   приводят к общей неловкости движений и к плохому почерку;

-Недостатки устной  речи – приводят к аграмматизмам, к неумению программировать  и структурировать речевое высказывание;

-Недостатки произвольного внимания и несформированность  приёмов учебной деятельности приводят к стойкой неспособности  в овладении письмом и чтением

Психологические особенности  детей с нарушениями письменной речи

  • Неравномерность, дисгармоничность в развитии сенсомоторных и интеллектуальных функций;
  • Низкая умственная  работоспособность, недостатки внимания, инертность или импульсивность;
  • Недостатки зрительно-пространственной ориентировки;
  • Недостатки  межанализаторных связей;
  • Модально специфические  недостатки  запоминания, сохранения и воспроизведения речеслуховой и зрительной информации;
  • Неравномерность умственного развития;
  • Нарушения в эмоционально-волевой сферы

Виды  ошибок письма:

  • Ошибки из-за неправильного звукопроизношения
  • Ошибки из-за  несформированности фонематических процессов и слухового восприятия.
  • Ошибки из-за  несформированности лексико – грамматической стороны речи.
  • Ошибки, обусловленные из-за  несформированности зрительного  анализа и синтеза, пространственного восприятия.
  • Ошибки из-за неправильного звукопроизношения
  • Ошибки из-за  несформированности фонематических процессов и слухового восприятия.
  • Ошибки из-за  несформированности лексико – грамматической стороны речи.
  • Ошибки, обусловленные из-за  несформированности зрительного  анализа и синтеза, пространственного восприятия.

Артикуляторные  и акустические ошибки

  • Замены  букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством: звонкие – глухие, твердые - мягкие, свистящие-шипящие, потому что схожа артикуляция,
  • Пропуск гласных и согласных в словах
  • Неправильно произносит звуки-неправильно их пишет

Ошибки из-за  несформированности фонематических процессов и слухового восприятия.

  • Пропуски гласных и согласных букв («комнта», «комата» - комната).
  • Пропуск, перестановка слогов и частей слова («стрки» - стрелки, «онко - окно»).
  • Замена гласных и согласных («сесен» - сосен, «тва» - два).
  • Недописывание, наращивание букв и слогов(«чере»-через, «детити» - дети, «сснег» - снег).
  • Искажение слова («мальни» - маленький).
  • Нарушение смягчения согласных («болшой» - большой, «мач» - мяч )

Приемы преодоления ошибок, вызванных нарушениями фонематического восприятия.

  • Повторение слогов, слов  с усложнением;
  • Определить одинаковый звук в ряду;
  • Придумать слоги с одинаковыми гласными;
  • Повторить ряд слогов  в обратном порядке;
  • Повторить только первый и последний слог ряда;
  • Выделить ударный слог;
  • Назвать первый, второй звук слога;
  • Сравнить слоги, найти общий звук;
  • Придумать слог на заданную букву;
  • Придумать слог, состоящий из одного гласного и двух согласных звуков;
  • Сравнить слоги, найти общий звук (ИНТ-ЫНТ);

Ошибки из-за  несформированности лексико – грамматической стороны речи

  • Нарушения согласования слов («с еловый ветки» - с еловой ветки, «огромная бабочки» - огромные бабочки).
  • Нарушения управления («с ветка» - с ветки, «сидит стул» - сидит на стуле).
  • Замена слов по звуковому сходству 
  • Слитное и раздельное написание предлогов («вроще» - в роще, «настене» - на стене)
  • Пропуски слов в предложении

Приемы работы, направленные на преодоление ошибок, обусловленных несформированностью лексико – грамматической стороны речи

  • Подобрать действие к предмету (род, число);
  • Составить слова в правильном порядке;
  • Игра «Подружи слова»;
  • Составь предложения из слов;
  • Придумать предложения с данным предлогом;
  • Игра «Скажи предложение правильно»;
  • Как сказать короче?;
  • Закончи предложение(потому что, чтобы, потом, и,но);
  • Найти логические ошибки в предложениях;
  • Работа с антонимами, синонимами, фразеологизмами.
  • Подобрать действие к предмету (род, число);
  • Составить слова в правильном порядке;
  • Игра «Подружи слова»;
  • Составь предложения из слов;
  • Придумать предложения с данным предлогом;
  • Игра «Скажи предложение правильно»;
  • Как сказать короче?;
  • Закончи предложение(потому что, чтобы, потом, и,но);
  • Найти логические ошибки в предложениях;
  • Работа с антонимами, синонимами, фразеологизмами.

Ошибки из-за несформированности зрительного анализа и синтеза

  • Замена букв, отличающихся разным положением в пространстве («ш – т», «д – в», «д – б»)
  • Замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов («и - ш», «ц -щ»)
  • Замена букв, имеющих дополнительные элементы («и - ц», «ш - щ», «п - т», «х - ж», «л -м»)
  • Зеркальное написание букв : С, Э, Ю, Е, Ч, У
  • Пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв

Преодоление ошибок, обусловленных несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

  • Развитие пространственных и временных представлений;
  • Графические диктанты;
  • Конструирование букв;
  • Узнавание неправильно написанных букв; восстановление букв;
  • Узнавание букв (зрительно, на ощупь, по описанию);
  • Выделение букв из других, слогов, слов;Игра «Шифровальщики».

Дизорфография-стойкое  нарушение в усвоении и использовании  правил орфографии,

Учащиеся не находят орфограммы - «опасные места» при написании

затрудняются в решении орфографической задачи (не умеют подбирать слова для проверки).

Дизорфография возникает на фоне  фонетико-фонематического недоразвития речи и общего недоразвития речи

У детей начальных классов могла быть на начальных этапах обучения дисграфия и дислексия, а потом возникла дизорфография

Причины и механизмы дизорфографии

  • Нарушение речевых функций
  • - ограниченный объем словаря
  • - низкая познавательная активность
  • - неумение сравнивать единицы речи и находить сходства, отличия
  • - неумение образовывать новые слова / недостаточная сформированность словообразования
  • - низкий уровень усвоения грамматических норм языка

Работа по преодолению дизорфографии

  • Формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа;
  • Отработка алгоритмов решения орфографических задач сначала на легком речевом материале: вставка букв, выделение орфограмм, письмо под орфографическую диктовку, выбор из нескольких вариантов написания — верного;
  • Использование не только метода сознательного применения правил, но и альтернативных приемов усвоения навыка правописания. (списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (упрочение зрительного образа слова), использование  «орфографическое чтение» и пр.)

Диагностика письма

  1. Списывание  букв печатных и прописных, маленьких и заглавных;
  2. Письмо  букв под диктовку   букв и(выявление ошибок на слух на уровне буквы)
  3. Диктовка слогов  - различные сочетания
  4. Письмо под диктовку слов
  5. Письмо предложений после однократного прослушивания (смотрим слухоречевую память)
  6. Диктант с учетом класса
  7. Списывание с печатного, рукописного текста (смотрим на уровне текста)
  8. Самостоятельное письмо – детям на конец 1 класса и второго дают картинки, картинки должны подписать, но должны дети должны знать что нарисовано на картинке.
  9. «Ребята посмотрите на эти картинки вы знаете что на них изображено, напишите об этом!.

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляется в стойких ошибках

Симптоматика  дислексии

  • низкая скорость чтения;
  • не соответствующий программе способ чтения - замедленный темп продвижения по ступеням овладения навыком чтения;
  • наличие большого количества технических и смысловых ошибок чтения;
  • нарушение понимания прочитанного.
  • низкая скорость чтения;
  • не соответствующий программе способ чтения - замедленный темп продвижения по ступеням овладения навыком чтения;
  • наличие большого количества технических и смысловых ошибок чтения;
  • нарушение понимания прочитанного.

Ошибки чтения

  • Ошибки угадывающего чтения-  из-за неверной смысловой догадки
  • Ошибки в чтении окончаний –иногда окончания проглатываются,
  • Смешения букв –  могут быть связаны с недостатками звукопроизношения, либо со сходством звуков на слух
  • Перестановки букв и слогов
  • Пропуски и добавления букв
  • Неправильная постановка ударения – связано с не поминаем смысла слова

Причины дислексии

  • Медленно работают органы артикуляции – нечеткость проговаривания,
  • Недоразвитие фонематической стороны речи  – не закрепляется образ звука, будет неправильный выбор буквы
  • Лексико-грамматическая сторона –  неправильное угадывание - недостаток приводит к нарушению понимания прочитанного
  • Трудности  оформления самостоятельного высказывания (устная речь) –не умение согласовывать, маленький  словарный запас -   затруднено  понимание
  • Недостаточность слухоречевой памяти – мало  слов ребенок может удержать в процессе чтения и поэтому не может  рассказать то о чем он прочитал

Классификация дислексии (по видам ошибок)

Оптическая дислексия – связана  с недоразвитием зрительного  и пространственного анализа и синтеза.

Страдает у детей: 

  • Предметный гнозис
  • Буквенный гнозис
  • Затруднено рисование по образцу и рисование по памяти
  • Отмечаются трудности конструирования букв из одной в другую

Семантическая дислексия – нарушение понимание прочитанного.

Особенно выражена  при слоговом чтении. Часто данная форма встречается у детей с нарушением интеллекта.

Дети не могут пересказать, ответить на вопросы

Семантическая дислексия – нарушение понимание прочитанного.

Особенно выражена  при слоговом чтении. Часто данная форма встречается у детей с нарушением интеллекта.

Дети не могут пересказать, ответить на вопросы

Мнестическая дислексия - трудности запоминания букв и их недифференцированные замены

Взаимосвязь специалистов в коррекции недостатков письменной речи

В работе с нарушениями речи очень важна взаимосвязь всех специалистов.

Учитель- формирование и коррекция письменной речи в учебной деятельности;

Логопед – коррекция специфических нарушений;

Психолог – формирование мотивационного компонента письменно-речевой деятельности; коррекция системы отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение письма и чтения у детей.

Материал можно использовать на информационных стендах для родителей...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.          В настоящее время является общепризнанным, что между недо...

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая  успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...

« Дифференциация звуков Б – П ». Конспект занятия с группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения.

Занятие является заключительным по теме: "Дифференциация звуков Б-П" (2 класс)....

Характеристика нарушений письма и чтения

Описание специфических ошибок при чтении и письме...