Характеристика нарушений письма и чтения
статья по логопедии

Павлова Ольга Алексеевна

Описание специфических ошибок при чтении и письме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kharakteristika_narusheniy_pisma_i_chteniya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика нарушений письма и чтения

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи. Частичные нарушения чтения и письма называют дислексией и дисграфией. У детей с нарушением письма отмечается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи.
К специфическим ошибкам в письменных работах следует отнести:
   
Искаженное  написание букв:
-неправильное  воспроизведение  пространственного  соотношения  буквенных  элементов;
-зеркальное  написание  букв;
-недописывание  или  добавление  лишних  элементов.

    
Замены  рукописных  букв:
-графически  сходных  (
и-ш,  п-т,  ц-щ,  о-а,  в-д,  т-ш,  д-з,  у-д,  д-б,  с-э,  и-у);
-
обозначающих  фонетически  сходные  звуки  (ч-ть,  ч-щ,  ц- т,  ц-с,  с-ш,  з-ж,  б-п,  д-т,  г-к,  о-у,  ё-ю,  ё-я,  и-е).

     
Искажения  звуко-слоговой  структуры  слова:
-пропуски,  перестановки  и  добавления  букв и  слогов.

    Искажения  структуры  предложения:
-нарушение  слитности  написания  отдельных  слов  в  предложении  или  неправомерно  слитное  их  написание;
-необозначение  или  произвольное  обозначение  границ  предложений.

     
Аграмматизмы  на  письме:
-слов  и  словосочетаний  (неправильное  словоизменение  и  словообразование);
-предложения  (пропуск  или  неоправданный  повтор  членов  предложения,  нарушение  порядка слов);
-связного  текста  (искажение  смысла  текста,  нарушение  его  структуры).

    
Специфическими ошибками при чтении считаются, если ребенок:
 -заменяет  и  смешивает  графически  сходные  буквы;
 -заменяет  и  смешивает  фонетически  сходные  звуки;
 -искажает  звуко-слоговую  структуру  слов;
 -не  сливает  буквы  в  слоги;
 -допускает  аграмматизмы  при  чтении;
 -не  понимает  или  плохо  понимает  прочитанное  на  уровне  слова,  предложения,  текста  при  отсутствии  расстройства  технической  стороны  чтения.
    
    Если некоторые из выше перечисленных ошибок встречаются в письменной речи вашего ребенка, то ему необходима помощь школьного логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение письма и чтения у детей.

Материал можно использовать на информационных стендах для родителей...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.          В настоящее время является общепризнанным, что между недо...

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая  успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...

« Дифференциация звуков Б – П ». Конспект занятия с группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения.

Занятие является заключительным по теме: "Дифференциация звуков Б-П" (2 класс)....

Нарушения письма и чтения: причины, характеристика, симптоматика.»

В докладе рассказывается о причинах нарушения письма и чтения, а также о приемах работы, направленных на преодоление ошибок....