Комплексная итоговая работа на межпредметной основе 4 класс
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Инжуваткина Галина Николаевна

Спецификация и текст комплексной работы 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл комплексная работа42.81 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная итоговая работа

на межпредметной основе

4 класс

Спецификация и текст итоговой комплексной работы

Цель работы: оценка сформированности у обучающихся   отдельных универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных) в ходе решения различных задач на межпредметной  основе.

Распределение заданий работы  по уровню сложности

Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.

Из 21 задания проверочной работы 18 заданий относятся к базовому уровню сложности, 3 задания – к повышенному уровню. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в плане работы.

В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, со свободным  кратким ответом, со свободным развернутым ответом.

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом

В работе используются 2 критерия достижения базового уровня:

  1. Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);
  2. Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня (выполнено 65% заданий базового уровня или более).

Как указано выше, критическим значением достижения базового уровня считается 50% от максимального балла, который может получить ученик за выполнение заданий базового уровня. Если ученик продемонстрировал результаты выполнения заданий базового уровня ниже 50%, то для данного ученика необходимо организовать специальные дополнительные занятия практически по всему курсу математики, русского языка или окружающего мира начальной школы.

Время выполнения варианта

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;

2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут;

Работа рассчитана на 2 академических часа с перерывом (40 минут + 15 минут + 40 минут). В процессе выполнения заданий рекомендуется проведение  физкультминутки.

План варианта

Подробная информация о распределении заданий по видам и по уровню сложности приведена в таблице.

Кодификатор тем итоговой комплексной работы

№ заданий

Проверяемые умения

Связь с предметом

Кол-во баллов

Базовый уровень

1

Темп чтения про себя.

Базовые предметы начальной школы

4

2

Умение найти в тексте информацию,  грамотно списать предложения, проверить, исправить допущенные ошибки.

Русский язык

2

3

Умение найти в тексте информацию и упорядочить в алфавитном порядке.

Русский язык

2

4

Умение использовать информацию текста для продолжения высказывания.

Чтение

Русский язык

2

5

Умение разделить текст на смысловые части и озаглавить их.

Чтение

2

6

Умение использовать информацию текста для построения вопроса.

Чтение

 Русский язык

2

7

Умение различать и подбирать родственные (однокоренные) слова.

Русский язык

2

8

Умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и сомнительной согласной в корне, приводить свои примеры.

Русский язык

4

9

Умение дифференцировать мягкие и твёрдые согласные.

Русский язык

1

10

Умение находить грамматическую основу предложения, выписывать словосочетания.

Русский язык

2

11

Умение переводить единицы измерения и находить нужную информацию в тексте.

Математика

2

12

Умение переводить единицы скорости.

Математика

1

13

Умение решать задачи на пропорциональную зависимость.

Математика

3

14

Умение умножать и делить на 1.

Математика

1

15

Умение определять характер взаимоотношения человека с природой.

Окружающий мир

1

16

Умение структурировать информацию по заданным параметрам.

Окружающий мир

4

17

Умение по описанию объекта определять природно - климатическую зону его обитания, знание природных зон.

Окружающий мир

2

18

Умение определять явления природы, характерные для конкретной территории.

Окружающий мир

3

Всего баллов

40

Повышенный уровень (дополнительные задания)

19

Умение определять части речи, ставить слова в начальную форму, классифицировать по заданному основанию.

Русский язык

3

20

Умение находить площадь квадрата через его периметр.

Математика

1

21

Умение отвечать на, поставленный вопрос, приводить необходимые аргументы.

Чтение

Русский язык

2

Всего баллов

6

Итого баллов

46

Формирование универсальных учебных действий

№ заданий

Диагностируемые

универсальные учебные действия

Баллы

Познавательные УУД

2, 3, 6, 11

ПУУД 1. Поиск и выделение необходимой информации

8

5, 16

ПУУД 2. Структурирование знаний

6

4, 6, 18, 21

ПУУД 3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

9

7, 8, 20

ПУУД 4. Анализ и синтез

7

Всего баллов

30

Регулятивные УУД

2, 8, 9, 10

РУУД 1. Принятие учебной цели, контроль, коррекция

9

5, 8, 10, 13, 19

РУУД 2. Определение последовательности промежуточных целей и плана действий

14

Всего баллов

23

Инструкция перевода полученных результатов итоговой диагностической работы в уровне успешности предметного обучения и сформированности УУД

Уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за все задания базового уровня:

  • от 0 до 20 баллов – пониженный уровень, т.е. обучающийся не достиг базового уровня сформированности предметных умений по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру;
  • от 21 до 40 баллов – базовый уровень, т.е. обучающийся достиг базового уровня сформированности предметных умений по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру;

Повышенный уровень сформированности предметных умений рассчитывается по сумме баллов за задания как базового, так и повышенного уровня: не менее 26 баллов за задания базового уровня и не менее 4 баллов за задания повышенного уровня.

  • от 0 до 29 баллов  - не достиг повышенного уровня сформированности предметных умений;
  • от 30 до 46 баллов – обучающийся достиг повышенного уровня сформированности предметных умений;

Если обучающийся при выполнении заданий базового уровня набрал от 30 до 40 баллов, но не набрал минимум 4 баллов за задания повышенного уровня, то делается вывод о том, что он не достиг повышенного уровня сформированности предметных результатов.

        Уровень сформированности универсальных учебных действий рассчитывается по сумме баллов за выполнение определённых заданий как базового, так и повышенного уровней, указанных в кодификаторе тем.

Регулятивные  универсальные учебные действия:

  • 0 - 12 баллов – низкий уровень сформированности;
  • 13 - 18 баллов – базовый уровень сформированности;
  • 19 -  23 баллов – высокий уровень сформированности.

        Познавательные универсальные учебные действия:

  • 0 – 15 баллов – низкий уровень сформированности;
  • 16 – 25 баллов – базовый уровень сформированности;

26 – 30  баллов – высокий уровень сформированности

Полученные данные в баллах заносятся  в таблицу «Результаты итоговой комплексной  работы четвероклассника» (в баллах). Делается вывод об уровне сформированности предметных умений и УУД  четвероклассника (баллы переводятся в уровни).

Рекомендации по оценке выполнения заданийитоговой комплексной работы (вариант 1)

1. Задание «Темп чтения про себя»

Критерии и оценка темпа чтения про себя:

- 4 балла – темп чтения составляет более 100 слов в минуту;

- 3 балла – темп чтения составляет от 91 до 100 слов в минуту;

- 2 балла – темп чтения составляет от 81 до 90 слов в минуту;

- 1 балл – темп чтения составляет от 70 до 80 слов в минуту;

- 0 баллов – темп чтения составляет ниже 70 слов в минуту.

2. Задание «Умение найти в тексте информацию,  грамотно списать предложения, проверить, исправить допущенные ошибки».

Вариант 1: Её характерные особенности - кисточки на концах ушей и длинный, пушистый, широкий и лёгкий хвост. Окраска шерсти этого зверька зависит от времени года и места обитания. У белок, живущих в средней полосе России, шерсть летом рыжая, a зимой светло-серая.

- правильно списал предложения, если допустил ошибки, нашел и исправил их – 2 балла;

- списал не всё, списал лишнее предложение, не исправил ошибки – 1 балл;

- не списал, списал, но допустил более 3 ошибок и не исправил их – 0 баллов.

3. Задание «Умение найти в тексте информацию и упорядочить в алфавитном порядке».

Вариант 1: Бабочки, грибы, желуди, жуки, кедровые орешки, орехи, почки растений, семена шишек, фрукты, ягоды.

- все слова сгруппированы в алфавитном порядке – 2 балла;

- не все слова выписаны или выписаны не в алфавитном порядке –        1 балл;

- задание не выполнено – 0 баллов.

4. Задание «Умение использовать информацию текста для продолжения высказывания».

Вариант 1: Врагами белки являются куница, горностай, колонок, лисица, росомаха, ястреб-тетеревятник, сова, филин, канюк.

- предложение построено верно, использована вся информация из текста – 2 балла;

- использована не вся информация из текста, предложение оформлено правильно – 1 балл;

- предложение оформлено неправильно – 0 баллов.

5. Задание «Умение разделить текст на смысловые части и озаглавить их».

- выделены 5 смысловых частей, верно озаглавлены – 2 балла;

- выделены не все смысловые части, верно озаглавлены – 1 балл;

- задание не выполнено – 0 баллов.

6. Задание «Умение использовать информацию текста для построения вопроса»

- вопрос сформулирован конкретно, предложение оформлено со знаком вопроса – 2 балла;

- вопрос сформулирован конкретно, предложение оформлено без знака вопроса – 1 балл;

- задание не выполнено – 0 баллов.

7. Задание «Умение различать и подбирать родственные (однокоренные) слова»

Вариант 1: беличьи (запасы), бельчата, бельчиха, (белочка).

- выписаны все слова и подобрано ещё 1 однокоренное слово – 2 балла;

- выписаны все слова, но не подобранно однокоренное слово – 1 балл;

- задание не выполнено – 0 баллов.  

8. Задание «Умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и сомнительной согласной в корне, приводить свои примеры».

Вариант 1: Гнездо – гнезда; орешками – орешек.

- выписаны слова, выделены орфограммы, правильно подобраны проверочные слова и слова с орфограммами (за каждое слово) – 4 балла;

- количество баллов выставляется по количеству правильно  выполненных слов;

- слова выписаны без задания – 0 баллов;

9. Задание «Умение дифференцировать мягкие и твёрдые согласные».

Вариант 1: росомаха, пожар, корм.

- выделено правильно – 1 балл;

- задание не выполнено – 0 баллов.

10. Задание «Умение находить грамматическую основу предложения, выписывать словосочетания».

Вариант 1: Хвост служит белке рулем и парашютом.

Служит рулем, служит парашютом, случит белке.

- выделена грамматическая основа предложения, выписаны словосочетания – 2 балла;

- выделена грамматическая основа предложения, выписаны не все словосочетания – 1 балл;

- задание не выполнено – 0 баллов.

11. Задание «Умение переводить единицы измерения и находить нужную информацию в тексте».

Вариант 1: Через два месяца – 60 (62) дня.

- выполнено правильно - 2 балла,

- выписана информация из текста, но нe переведена в дни - 1 балл;

- задание не выполнено - 0 баллов.

12. Задание «Умение переводить единицы скорости»

Вариант 1: 2400:60 = 40 (м/мин)

- выполнено правильно – 2 балла;

- задание не выполнено – 0 баллов.

13. Задание «Умение решать задачи на пропорциональную зависимость».        

Название

Масса съеденной пищи (в граммах)

За сутки

4 суток

7 суток

Соболь

1000 г

4000 г

7000 г

Белка

700 г

2800 г

4900 г

Куница

800 г

3200 г

5600 г

- выполнено правильно (за каждую строку) – 3 балла

- за две правильные строки – 2 балла;

- за одну правильную строку – 1 балл;

- задание не выполнено – 0 баллов.

14. «Умение умножать и делить на 1»

Вариант 1: 36 и 1

- выполнено правильно – 1 балл;

- задание не выполнено – 0баллов.

15. Задание «Умение определять характер взаимоотношения человека с природой».

Вариант 1:  2

- выполнено правильно – 1 балл;

- задание не выполнено – 0баллов.

16. Задание «Умение структурировать информацию по заданным параметрам».

Вариант 1.

Сколько детёнышей рождается?         4-8

Какими рождаются?        Крошечные, голые, беспомощные.

Чем питаются?        Бельчиха кормит их молоком

Когда становятся самостоятельными?        Через год они покидают гнездо

- балл выставляется за каждую правильную строчку (всего) – 4 балла.

17. Задание «Умение по описанию объекта определять природно - климатическую зону его обитания, знание природных зон»

- записано более трёх природных зон и выделена среда обитания - 2 балла;

- записано менее трёх природных зон или выделена только среда

обитания - 1 балл.

18. Задание «Умение определять явления природы, характерные для конкретной территории».

Вариант1: Ледоход, таяние снега, прилет птиц.

- верно названы все явления – 3 балла;

- балл выставляется по количеству правильных ответов.

19. Задание «Умение определять части речи, ставить слова в начальную форму, классифицировать по заданному основанию».

- выписаны слова, поставлены в начальную форму - 3 балла,

- выписаны слова, но не поставлены в начальную форму - 2 балла,

- выписано частично, но в начальной форме - 1 балл.

20. Задание «Умение находить площадь квадрата через его периметр»

Вариант 1: 16 : 4 = 4 м - сторона квадрата

                   4 - 4 = 16 кв. м - площадь клетки

- вычислено правильно - 1 балл,

- задание не выполнено - 0 баллов.

21. Задание «Умение отвечать на, поставленный вопрос, приводить

необходимые аргументы»

- ответ сформулирован с помощью законченных предложений, объясняющих точку зрения - 2 балла,

- ответ сформулирован коряво, но смысл понятен - 1 балл.

Текст итоговой комплексной   работы  для 4 класса

Фамилия, имя ___________________________________________________

Вариант 1

Задание № 1

Возьми руки карандаш и начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Белка

9

19

29

39

51

60

71

81

91

100

112

123

134

144

148

157

167

177

186

196

207

217

229

240

247

254

264

272

279

Кто не знает белки? Её характерные особенности – кисточки на концах ушей и длинный, пушистый, широкий и лёгкий хвост. Хвост служит белке рулём и парашютом. С его помощью она совершает акробатические прыжки с дерева на дерево. Окраска шерсти этого зверька зависит от времени года и места обитания. У белок, живущих в средней полосе России, шерсть летом рыжая, а зимой светло-серая.        

В нашей стране белки живут везде, где есть лес. Они устраивают себе жилище в гнезде, которое называется гайно. Гнездо сплетено из прутьев и похоже на шар, внутри выстлано мхом, листьями, сухими травинками, шерстью и другими материалами. В таком уютном гнезде даже в стужу тепло. Гнездо, как правило, имеет два выхода – главный и запасной. В морозы белки затыкают их мхом. У белки обычно много таких домиков: для детёнышей, для сна и чтобы спрятаться от непогоды. В сильные морозы в одном гнезде собирается несколько зверьков. Они спят, согревая друг друга.

        Врагов у белок немало: из зверей – куница, горностай, колонок, лисица, росомаха. А из птиц – ястреб-тетеревятник, сова, филин, канюк.

        В хвойных лесах белки питаются семенами шишек сосны и ели, кедровыми орешками, а в лиственных - желудями, орехами. Кроме того, белки поедают ягоды, грибы, почки растений, фрукты, ловят жуков и бабочек. Если увидите на сучке сухой гриб – знайте, это беличьи запасы. Иная хлопотунья на зиму до двух тысяч грибов заготовляет. Запасает белка на зиму и орехи, жёлуди, шишки – складывает их в ямку, загоняет зубами поглубже в землю и засыпает. Когда белочки делают по осени большой запас орехов, можно ожидать холодной зимы.

        В апреле появляются бельчата, крошечные, голые, беспомощные. Рождается 4 – 8 бельчат. Бельчиха кормит их молоком. Только через два месяца они смогут питаться самостоятельно и осваивать окрестную территорию. Через год они покидают мамино гнездо.

Задание № 2

Выпиши из текста описание белки. Постарайся написать без ошибок. Проверь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3

Выпиши из текста всё, чем питается белка в алфавитном порядке:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4

 Продолжи предложение.

Врагами белки являются ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5

Раздели текст на смысловые части и составь, озаглавь каждую часть.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6

Придумай и запиши вопрос, на который можно ответить, зная содержание текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7

Выпиши из текста слова, однокоренные слову БЕЛКА, придумай ещё одно слово.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 8

Выпиши подчёркнутые слова. Обозначь в каждом слове орфограмму на правописание согласных и гласных в корне слова, подбери проверочные слова. Придумай свои примеры (по одному слову) на эти орфограммы и запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 9

Отметь  строку, в которой записаны слова, в которой все согласные твердые.

 белка, зверек, блестящий

 росомаха, пожар, корм

 семь, день, хищники

 черёмуха, рябина, голубика

Задание № 10

Запиши предложение, выделенное жирным шрифтом. Подчеркни главные члены предложения (грамматическую основу). Выпиши из него словосочетания.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 11

Запиши, через, сколько дней маленькие бельчата начинают быть самостоятельными?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 12

Белка за 1 час может пробежать 2 км 400 м. Сколько метров она пробежит за 1 минуту?

Задание № 13

Изучи таблицу и заполни её.

Название

Масса съеденной пищи (в граммах)

За сутки

4 суток

7 суток

Соболь

1000г

Белка

2800г

Куница

5600г

Задание № 14

Произведение и частное двух чисел равны 36. Какие это числа? Отметь √.

 4 и 9               36 и 0              34 и 2               36 и 1

Задание № 15

Обведи цифру, под которой указана деятельность человека, наносящая вред природе.

1) очистка сточных вод на предприятии;

2)сбор цветущего ландыша весной в лесу;

3) посадка деревьев на склонах оврагов;

4) уничтожение сорняков на дачных участках.

Задание № 16

Заполни таблицу данных о детёнышах белки.

Сколько детёнышей рождается?

Какими рождаются?

Чем питаются?

Когда становятся самостоятельными?

Задание № 17

Запиши названия природных зон. Поставь около природной зоны, в которой обитает белка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 18

Подчеркни названия явлений природы, характерных для весны в средней полосе России.

Ледоход, радуга, таяние снега, листопад, прилёт птиц, уменьшение продолжительности дня.

Дополнительные задания

Задание № 19

Из второго абзаца выпиши в таблицу 3 имени существительных, 3 имени прилагательных, 3 глагола. Все слова ставь в начальную форму.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Задание № 20

В зоопарке клетка белки имеет квадратную форму. Длина ограждения составляет 16 м. Какова  площадь клетки?

Задание № 21

Напиши, как ты думаешь, почему белка не живёт в степи?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе

В рамках введения ФГОС НОО в школе административный и педагогический персонал школы проходят курсовую подготовку. предлагаю фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе для учащихся...

Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса

Содержание работы соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4-го класса четырёхлетней начальной...

Анализ итоговой комплексной контрольной работы на межпредметной основе автора О. Логиновой за 1 класс

Анализ контрольной работы трудоемкий процесс, тем болле, если нужно просчитать успешность в процентах. Файл, созданный в программе Exel, позволяет быстро получить результаты успешности по классу, отде...

Презентация к семинару «Измерительные материалы итоговой оценки по математике и русскому языку. Комплексные итоговые работы на межпредметной основе"

Презентация  составлена к городскому семинару «Измерительные материалы итоговой оценки по математике и русскому языку. Комплексные итоговые работы на межпредметной основе". Данная презентация мож...

Комплексная проверочная работа на межпредметной основе

Работа предназначена для проведения процедуры контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметным областям «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Окру...

Комплексная итоговая работа на межпредметной основе по предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Математика» для обучающихся 4 класса

Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:✔ системы знаний и представлений о природе, обществ...

Мастер-класс на тему: «Разработка комплексной проверочной работы на межпредметной основе».

Стандарты второго поколения начали осваиваться учителями начальной школы в 2010 году. Затем эстафету продолжили остальные педагоги. Те учителя, кто планировал набирать первый класс по новым стандартам...