Доклад "Развитие навыков творчества на уроках и во внеурочной деятельности"
статья по теме

Гурская Галина Федоровна

            Ребенок по своей природе существо весьма любознательное, полное стремления познавать все новое, неизвестное, неизведанное.  И пока велико это природное начало, мы должны использовать его в полной мере. А значит, обучаясь, ребёнок должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий, т.е. креативное  мышление должно стать основой  интеллектуального. Творческое мышление работает на будущее.

             Кто-то скажет: «Сначала научи читать, считать и писать». А я считаю педагогическим заблуждением и непростительной ошибкой начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ведь, что такое творчество?  Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это прорыв за рамки стереотипности, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_navykov_tvorchestva.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Октябрьский.

Доклад:

«Развитие навыков творчества на уроках и во внеурочной деятельности»

Подготовила:  

 учитель начальных классов МОУ СОШ № 2    

Гурская Галина Фёдоровна

Ни для кого не секрет, что сегодня к содержанию педагогической деятельности предъявляются особые требования.

Организуя личностно – ориентированный образовательный процесс в соответствии с одним из основополагающих принципов обновления содержания образования, следует исходить из того, что школа призвана целостно решать задачи социальной адаптации и социальной автономизации личности: быть,  как все, и не быть, как все.

Целостный саморазвивающийся человек в современном представлении – это не набор свойств и функций, не сумма добродетелей и эталонов культурности, это человек, способный с максимальной эффективностью реализовать свои индивидуальные, интеллектуальные и нравственные способности.

К сожалению, многие педагоги считают основной своей задачей научить, сформировать, воспитать, дать чёткие жизненные установки и правила, по которым ребёнок должен жить. Для меня давно уже ясно, что гораздо важнее не дать знания в готовом виде, а научить их добывать самостоятельно, не формировать личность по готовым лекалам и образцам, а поддержать человека, развить человека в человеке и заложить механизмы, которые работают на самоопределение, саморазвитие, самовоспитание,  самореализацию.  Только так мы можем получить в итоге личность.

Ребенок по своей природе существо весьма любознательное, полное стремления познавать все новое, неизвестное, неизведанное.  И пока велико это природное начало, мы должны использовать его в полной мере. А значит, обучаясь, ребёнок должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий, т.е. креативное  мышление должно стать основой  интеллектуального. Творческое мышление работает на будущее.

Кто-то скажет: «Сначала научи читать, считать и писать». А я считаю педагогическим заблуждением и непростительной ошибкой начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ведь, что такое творчество?  Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это прорыв за рамки стереотипности, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Вместе с тем понятно, что на практике творческое мышление как отдельный процесс не существует. Оно присутствует во всех других познавательных процессах:

  • восприятии,
  • внимании,
  • воображении,
  • памяти,
  • речи.

Вдумчивый, творчески мыслящий, заинтересованный в своём труде человек, когда-нибудь выходит на тот виток своей деятельности, где начинается творчество.

Свою педагогическую деятельность хочу представить в виде схемы – треугольника.                                                     

                В центре – вопрос, ведь любая творческая деятельность начинается с вопроса. С вопроса начинались многие открытия, вопрос - это своеобразная мотивация, которая подталкивает к поиску.

                Вершины треугольника – это направления моей деятельности.

         «А» - это уроки.

                На уроках не даю знания в готовом виде, а направляю деятельность ребят на поиск различных вариантов решения проблемы. Добиваюсь, чтобы не было равнодушных, всех вовлекаю в творческий процесс поиска. Например, иногда использую нестандартное начало урока или сказочный сюжет, в котором ребёнок – непосредственный участник. Особенно нравится ребятам, когда они становятся в очередной деловой игре каким-нибудь научным сотрудником или учителем. Почти все мои уроки разные по форме проведения: ролевые и деловые игры, путешествия и заочные экскурсии, приключения и театральные миниатюры, интегрированные и зачёты.

                 Многие уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, развитие внимания, воображения, воспроизведения, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества. Если сумели открыть для себя что-то хоть что-то новое, значит, цель достигнута. Ребёнок на моих уроках – творец, потому что он мыслит. А главное хочет это делать. Удовлетворить спрос таких детей нелегко, хотя и интересно. Каждый урок – открытие для меня и детей.                 

                         

                Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умений ставить новые цели. Например, прошу ребят самостоятельно сформулировать вопрос к содержанию текста, задать вопрос к отвечающему. Для формирования гибкости мышления  даю  задания с возможностью решения в разных вариантах. Аналитические способности развиваю, когда предлагаю детям задания на сравнение. Сравнить можно с прежним заданием или с подобным, а также сравнить можно и решения.  Необходимо выделять новые элементы, которых не было ранее. Развивать у  учащихся нешаблонный анализ помогают мне такие задания, как решение задач с недостающими или с отсутствующими значениями, составление текстов по первому предложению или абзацу, составление предложений по картине, придумывание своего финала изучаемого произведения и пр.

                Развивая творческое мышление ребёнка, необходимо помнить о побуждении ребёнка к самоанализу, к самостоятельной проверке результатов работы. Ребёнок должен знать, как проверить себя, какое правило применить, какой алгоритм применить в данной ситуации лучше.

                На уроках чтения, как можно чаще даю возможность говорить о том, что они чувствовали, какие эмоции переживали, какое настроение испытали. Это даёт возможность детям научиться оценивать поступки героев, сопереживать, осуждать, а главное, делать самостоятельные выводы по прочитанному. Включение в структуру урока подобных заданий создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

                Считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны учения. Работа с использованием различного дидактического материала позволяет активизировать работу учащихся, увеличивает темп урока, повышает интерес учащихся к предмету, экономит время, что позволяет увеличить объём изучаемого материала, развивает память,  обеспечивает творческий процесс обучения и развитие творческой личности.

                Предлагая ученикам занимательные  нестандартные задания, часто с неизвестным алгоритмом выполнения, я преследую следующие цели:

  • вызвать интерес и желание их решать,
  • научить и вызвать желание самим составлять подобные или другие задания.

        Ребята с удовольствием включаются в эту работу. Дети смело задают вопросы друг другу, учителю, пытаются найти ответы в учебниках, словарях, энциклопедиях. Многие могут аргументировано отстаивать свою точку зрения. Составляют задания друг для друга, придумывают задачи – «ловушки», сложные упражнения, составляют кроссворды,  сочиняют ребусы, загадки и стихи,  придумывают сказки. И это, согласитесь, непосредственное проявление творческого подхода, демонстрация творческих находок, реализация личности.

 А  последняя творческая работа была  на уроке математики . Ребята составляли свою контрольную работу.  Лучшую работу прорешивал весь класс, а проверял автор. Детям работали с большим интересом.

           В

        Особое внимание я уделяю урокам, которые я называю уроками творчества. На моей схеме – это особая вершина.

        «В» - уроки творчества.

        Это уроки, где продуктом творческой деятельности является что-то конкретное: сочинение, сказка, поделка. Это могут быть уроки любой дисциплины. К примеру, на уроках русского языка часто рождаются детские шедевры, в которых ребята рассуждают, мечтают, анализируют действительность, описывают предметы, создают великолепные словесные образы природы. Оформляют свои работы творчески, часто сопровождают иллюстрациями. Это готовые работы на любой конкурс. На уроках математики придумывают сказки, героями которых становятся цифры и  геометрические фигуры. И в продолжение всего урока живут и действуют в придуманном сюжете. А прикладное творчество развивают дети на уроках трудового обучения. Эти уроки ими любимы особенно. Ведь результат труда можно воочию увидеть, порадовать себя и окружающих готовой поделкой.          

        Я уверена, что данная деятельность помогает активизировать мыслительные процессы, повышают работоспособность и настойчивость в овладении знаниями, создают дополнительные условия для появления радости и чувства удовлетворенности от самостоятельно выполненной работы.

         Вот некоторые приёмы, используемые мною на уроках,:

  • «Соедини несоединимое» (развитие гибкости мыслительных процессов)
  • «Запутывания ниток» (развитие логического мышления, формирует умение аргументировать)
  • «Бросание в воду неумеющего плавать» (развитие самостоятельности, ответственности) Этот приём рождает творцов.
  • «Сотворчество» (развитие навыков творчества, индивидуальных особенностей)
  • «Право выбора» (развитие адаптивных, социальных качеств и компетенций личности)

 Обучение есть процесс целенаправленной, организованной, познавательной деятельности детей. В задачу обучения входит также и формирование положительной мотивации к обучению. Что немаловажно.

Положительную мотивацию к обучению каждый учитель формирует по-своему. Здесь важно знать, что способствует её формированию. Я стараюсь не опекать ребёнка постоянно, не докучать ему систематическими сравнениями с прежними заслугами, и уж, конечно,  не сравниваю его с другими более успешными учениками. Для каждого – особый подход. А вот для всех обязательно создаю условия комфорта, педагогической поддержки,  ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности, демонстрирую значимость каждого ребёнка, делаю всё для формирования уверенности и стабильности. Помогаю родителям найти контакт со своим ребёнком, даю рекомендации по организации режима маленького школьника.  Есть у меня и специальные приёмы:

  • необычные  оценки,
  •  Записи – (благодарность или похвала) в дневнике для ребёнка и родителей, работа в круговой тетради, с целью поощрения.
  • Грамоты по итогам четверти, года. Необычный табель

Главным своим  результатом я считаю стабильные показатели в учёбе:                              

Неоценима роль внеклассной работы в развитии творческих способностей детей.

Вершина «С» - это внеклассная  работа.

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.

        Моя задача дать возможность детям попробовать себя в различных сферах деятельности. В планировании, подготовке, проведении мероприятия участвуют дети, учитель, родители. Праздники, конкурсы, соревнования придумываем вместе.  В создании сценариев участвуют все.  Здесь огромное поле деятельности для проявления творчества. Часто в этих целях использую выступления детей без предварительной подготовки. Например, придумать поздравление товарищу, другую концовку сказки, сочинить скороговорку, инсценировать номер и пр. Праздники и мероприятия проводим не только на базе школы, но и на природе, в ДК, в ДДТ, в поселковой библиотеке,в детском саду, участвуем в школьных и районных выставках выставках. Интересно и полезно проводим каникулы..

        Систематически для расширения кругозора организую экскурсии, походы, поездки. Практикую встречи с интересными людьми. Это возможность для формирования у детей положительного образа взрослого человека, примера увлечённости, самореализации личности.

        

        В моём классе создана атмосфера творческого поиска, дети всегда чем-то увлечены, к чему-то готовятся, что-то обсуждают. Они заражают друг друга творческой энергией, ищут себя в различных видах  деятельности.

        Я стараюсь сделать так, чтобы школа стала для моих учеников не только местом для получения прочных и нужных знаний, но и очагом, где бы они развивали свои творческие способности.    

         И если наши ученики сумеют достойно жить в обществе, находить контакт с окружающими, будут увлечены своим делом,  будут способны постоянно учиться, искать – значит, не зря мы делаем свое дело.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерное творчество учащихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности

Задачей учителей нашей школы является воодушевление учащихся на создание своими силами компьютерных продуктов, реализующих их интерес в различных учебных предметах. Предлагая ребёнку работу за компьют...

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, ...

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочной деятельности

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативному воздействию на современного ребенка потока информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. ...

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.

Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...

Использование ИКТ технологий на уроках и во внеурочной деятельности как средство формирования исследовательских навыков обучающихся.

В рамках реализации требований ФГОС НОО  наша школа получила современное учебно-лабораторное оборудование для организации образовательного процесса в начальной школе....

Техническое творчество на уроках и во внеурочной деятельности

Техническое творчество на уроках и во внеурочной деятельности...