Рабочая программа учителя. Из опыта работы по ФГОС
консультация по теме

Представляю размышления о  рабочей программе учителя, о ее содержании, структуре и об ответственности за реализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как составить рабочую программу20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя как инструмент проектирования учебно-воспитательного процесса

  1. Должны ли учителя писать Рабочую программу?

Вслед за появлением Федеральных государственных образовательных стандартов НОО в 2010 году появились типовые должностные инструкции учителя, которые поставили, наконец, точку в споре – должны ли учителя писать рабочую программу.

В соответствии с должностной инструкцией,  учитель

  • Разрабатывает рабочую программу по предмету и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов и способностей;
  • Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

(источник:  Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», http://edu.resobr.ru).

В соответствии с законом РФ «Об образовании», требованиями ФГОС НОО, Типовым положением об общеобразовательном учреждении в школе разработано Положение о рабочей программе учителя. В этом Положении закрепляется статус Рабочей программы по учебному предмету как нормативно-правового документа, обязательного для выполнения в полном объеме. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом. Рабочая программа должна обеспечить достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.

Рабочая программа учителя конкретизирует реализацию Основной образовательной программы гимназии по каждому учебному предмету.

  1. Кому нужна Рабочая программа?

Пришло время переосмыслить не только содержание Рабочей программы учителя, но и ее ценность и необходимость.

Четыре года назад у нас не было ничего, кроме текста ФГОС, Примерных образовательных программ и Примерной основной образовательной программы ОУ. В тексте ФГОС были Требования к результатам освоения ООП НОО. Чтобы достичь результатов,  нужно было спроектировать образовательный процесс. Таким проектом и стала тогда первая Рабочая программа учителя.  Но как только для учителей появились готовые  программы, и даже краткие методические рекомендации для написания рабочей программы (разработанные НМЦ Л.Занкова), появился соблазн воспользоваться готовыми материалами. И сегодня остается открытым вопрос: При каких условиях Рабочая программа будет востребована учителем  и  станет реальным инструментом в проектировании УВП, а не формальным документом? Чтобы ответить на него, попытаемся разобраться в том, что и в каком виде должно быть в учительской Рабочей программе.

2.1.  Содержание Рабочей программы

Структура Рабочей программы учителя в «общем виде» задана Стандартом. Однако, опыт,  сложившийся в результате четырехлетней работы учителей гимназии, показывает, что некоторые структурные компоненты могут быть уточнены и конкретизированы.

Рабочая программа по любому предмету учителей гимназии №23 начинается с краткой пояснительной записки. Цель ее – обосновать собственную индивидуальную стратегию достижения образовательных результатов. В пояснительной записке зафиксированы сведения о том, кому адресована программа (вид ОУ, контингент обучающихся и особенности, влияющие на освоение ими ООП НОО). Отмечается, на основе программы какого автора разработана рабочая программа. Конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, дается общая характеристика учебного курса, описание ценностных ориентиров  учебного предмета, содержание учебного курса (дается ссылка на полный текст авторской программы по предмету). Указывается, в какую образовательную область входит учебный предмет, сроки реализации программы. Количество учебных часов в соответствии с учебным планом. Объем этой части Рабочей программы 1-2 страницы.

Обязательным структурным элементом  Рабочей программы учителя являются требования к результатам освоения ООП НОО. Опыт показывает, что для детального анализа личностных, метапредметных и предметных результатов, выбора методов их формирования на уроке учителя обращаются к первоисточнику – ФГОС и Программе УМК. Подробное описание всех результатов в Рабочей программе учителя может излишне перегрузить этот документ. Указываем в пояснительной записке, что требования к подготовке учащихся (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения)  по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой по предмету и даем ссылку на авторскую программу.  Здесь же кратко излагается система контроля и оценки достижений учащихся, указывается основной инструментарий для оценки результатов (дается ссылка на Положение о контроле образовательных достижений учащихся). Объем этой части Рабочей программы 1-2 страницы.

Самый большой по объему и самый востребованный учителями раздел Рабочей программы – это Календарно-тематическое планирование на учебный год.  Он открывается описанием планируемых результатов - личностных, предметных и метапредметных; тематическим планом предметного курса с указанием количества часов, выделенных на изучение каждого раздела и темы (дается фрагмент программы автора УМК). Запись в классном журнале и количество часов  должны соответствовать этому разделу Рабочей программы учителя. По итогам каждого полугодия учителя гимназии фиксируют выполнение программы, а в случае несоответствия, обосновывают причины возможного расхождения. 

Пояснительная записка к рабочей программе в нашей гимназии пишется перед 1 классом на все четыре года обучения, а раздел  «Календарно-тематическое планирование» пополняется ежегодно. Именно этот раздел и является показателем методической грамотности и степени осознания учителем ответственности за  образовательные результаты. Формальное отношение к Рабочей программе в этом разделе прослеживается очень ярко. Календарно-тематическое планирование на год представлено в формате таблицы. За основу берется авторское планирование, представленное в программе или на сайте УМК. В различных УМК, и даже в одной образовательной системе  у разных авторов, эти таблицы отличаются друг от друга степенью детализации. Но все они содержат Характеристику деятельности учащихся и Планируемые результаты. Учителя вносят необходимые изменения и коррективы. Эти изменения зависят от уровня квалификации, индивидуальных предпочтений учителя и особенностей учащихся класса. Планирование уроков математики и русского языка включает также  текущий и промежуточный контроль, сроки его проведения. Опыт показывает, что дополнение календарно-тематического планирования колонками ухудшает восприятие и загромождает таблицу. График контроля, описание моделей инструментария контроля лучше представить в приложениях к Рабочей программе. Там же могут быть представлены и тексты итоговых контрольных работ по предмету (или ссылка на электронный Методический портфель учителя с материалами).

   Завершает Рабочую программу учителя  раздел «Оснащение образовательного процесса». Здесь представлен полный УМК для учащихся и учителя на четыре года обучения, дается краткий список демонстрационного, учебно-практического и лабораторного оборудования, доступного для учителя и учащихся (ссылка на полный каталог информационной образовательной среды в Паспорте кабинета начальных классов). Объем этой части Рабочей программы не более 1 страницы.

2.2. В каком формате может быть представлена

Рабочая программа учителя?

Как видим, Рабочая программа учителя достаточно объемный документ. А учителю нужны 7 предметных программ, плюс 2 программы  внеурочной деятельности. Как сберечь время учителя и его силы? Выход, вероятно, в кооперации учителей в параллели, когда, анализируют и обсуждают программу вместе, а затем  каждый выполняет техническую часть общего дела.

Бумажный вариант Рабочей программы по русскому языку за 4 года  составил 170 страниц. Как сделать их удобными для ежедневного использования? Выходом может быть электронная версия Рабочей программы, сконструированная как цифровой образовательный ресурс  или учительский Портфолио в сети Интернет, размещенный на сайте гимназии.

  1. Когда придет осознание

личной ответственности учителя за результаты?

С введением ФГОС заметно усилился контроль  за выполнением государственных программ и качеством образования. Четкие критерии контроля приводят к осознанию личной ответственности за результаты образования учащихся. Хотелось бы разделить ответственность и с авторами учебно-методических комплектов, разработавших учебники и программы. Именно авторы, в первую очередь, гарантируют  достижение планируемых результатов средствами УМК.  Груз ответственности лежит и на учителе.  Авторы УМК надеются на то, что учитель самым внимательным образом изучит не только программу курса, но и пояснительную записку к программе, воспользуется авторскими рекомендациями для построения образовательного процесса. Ведь разрабатывая собственную Рабочую программу, учитель берет на себя ответственность за каждое слово этой программы. И прежде чем что-либо написать в ней, приходится задуматься – а смогут ли учащиеся достичь результатов, заявленных в ФГОС? Какими средствами это будет достигаться? Ведь Рабочая программа учителя – это инструмент и стратегия учителя для достижения педагогических целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьезберегающие технологии в работе учителя.( из опыта работы)

Практическая значимость предоставленного опыта заключается в возможности применения его в повседневной  практике. Применение здоровьезберегающих тенологий помогает растить детей здоровыми, ...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.

Аннотация к рабочей программе по  изобразительному искусству 2 класс     Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.

Аннотация к рабочей программе по  изобразительному искусству 2 класс     Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.

Аннотация к рабочей программе по  изобразительному искусству 2 класс     Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.

Аннотация к рабочей программе по  изобразительному искусству 2 класс     Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Б. М. Неменского (УМК «Школа России»). Учитель: Костин Ю.С.

Аннотация к рабочей программе по  изобразительному искусству 2 класс     Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственн...

Профессия - учитель (из опыта работы Ильенковой Л.Н., Корниловой Е.Г., учителей начальных классов)

Профессия - учитель (из опыта работы Ильенковой Л.Н., Корниловой Е.Г., учителей начальных классов)...