Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ
статья (4 класс)

Марина Ивановна Алдошина

Статья для родителей, имеющих детей с ОВЗ поможет методически грамотно организовать занятия с детьми дома. Учителя-дефектологи могут выбрать удобные формы для организации работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotrudnichestvo_defektologa_s_roditelyami.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество учителя-дефектолога и родителей,

имеющих детей с ОВЗ

Вместе против проблем, а не против друг друга.

Деятельность учителя-дефектолога в школе направлена на решение обучения и воспитания детей, которые требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи. Так как образовательный процесс перешел на новые Стандарты, то профессиональная деятельность учителя-дефектолога претерпевает изменения. Стандартом предполагается создание специальных условий для обучения и развития, обеспечивает коррекцию и преодоление нарушений в развитии ребенка, то есть учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Начальная школа - это тот период детства, когда происходит интенсивный рост интеллектуального развития и становления личности. Уровень развития ребенка зависит от атмосферы, которую создают родители в семье-это первое. Общий уклад семьи (взаимоотношение, тон общения, воспитательные требования к ребенку) - это второе.

В настоящее время увеличилось число детей с особыми образовательными и социальными потребностями. Проблема в развитии может быть решена с помощью учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог предполагает комплекс, направленный на оказание специализированной помощи в сфере воспитательном-образовательном процессе, а родителям в форме консультаций.

Взаимодействие с родителями учащихся является одной из сложных сторон деятельности учителя-дефектолога. Возможность родителей влиять на психофизическое становление личности ребенка, создать благоприятные условия предупреждение и коррекция отклонений зависит от просвещенности в вопросах дефектологии.

Основная цель: построить работу учителя-дефектолога и родителей в виде партнерства.

Задачи: -помочь родителям понять особенности развития своего ребенка;

- сообщить необходимые знания о развитии и воспитании ребенка;

- помочь создать для ребенка комфортную семейную среду;

- соблюдать принципы сотрудничества во взаимоотношениях с родителями и

детьми;

- соблюдать принципы интереса в сотрудничестве.

Работа учителя-дефектолога строится на доверии и партнерстве. Информацию о проблемах связанную с ребенком не должна скрываться от родителей. Важно найти подход к родителю, так чтобы информация, которая должна быть донесена, не была воспринята отрицательно.

Существуют различные современные формы работы учителя-дефектолога с родителями, к ним относят:

- родительские собрания, проводимые в виде «Круглого стола», «Дефектологической

гостиной»;

- тематические консультации в которых дается квалифицированный совет;

- «Круглый стол» - обсуждение с родителями актуальных проблем;

- конференция с родителями - моделирование жизненной ситуации, проигрывая её;

- организация родительского сообщества в социальной сети;

- клуб для родителей;

- тестирование и анкетирование - помогает определять наиболее актуальную проблему,

а учитель-дефектолог организовать работу наиболее эффективно;

- домашняя игротека - знакомство родителей с разнообразными играми для детей;

- педагогическая библиотека - доведение до сведения родителей о популярной

педагогической и психологической литературе по развитию детей;

- дни открытых дверей - посещение родителями индивидуальных и групповых занятий;

- родительские пятиминутки - получение кратковременных личных консультаций;

- семинары-практикумы - родители слышат новую для них информацию, которая

помогает лучше понять специфику работы учителя-дефектолога;

- мастер-класс - происходит обучение родителей новому, становятся ближе в воспитании

к своему ребенку;

- праздники, развлечения, КВНы, викторины - совместная работа дефектолог-ребенок-

родитель.

- совместные проекты - принимают участия все члены семьи где происходит образователь-

ный процесс с интересными развивающими дидактическими играми;

- почтовый ящик - «Задай вопрос специалисту» и получение ответа без личной встречи.

Вспомогательные средства работы с родителями:

- специальные уголки «Уголок дефектолога»;

- информационные стенды;

- пособия, памятки, проспекты.

Они содержат полезную информацию для родителей, создают возможность положительного эмоционального настроя, ориентируют на совместную работу и решение педагогических проблем.

Данные формы работы привлекают к активному участию родителей в коррекционный процесс, устанавливает между педагогами и родителями доверительные партнерские отношения. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение социальной деятельности во все сферы воспитательного-образовательного процесса. Учитель-дефектолог помогает ребенку адаптироваться и социализироваться к окружающему миру. Это процесс длительный и трудоемкий. Поэтому необходимо вовлечение родителей в образовательный процесс. Это помогает семье настроиться на позитивное восприятие, взаимоотношение между ребенком-педагогом-родителями. Немаловажный компонент успешности в коррекционной работе-это обратная связь. Родители всегда могут обратиться за помощью к специалисту. Занятия должны проходить регулярно, это обеспечивает ускорение процесса коррекции, а сотрудничество учителя-дефектолога и родителей, помогает формированию азов учебной деятельности. Практика показывает, что многие дети с ЗПР часто не умеют играть. Поэтому занятия проходят в игровой форме, в игре дети развиваются и познают новое. Можно заняться с детьми проектной деятельностью, которая стимулирует развитие познавательного процесса, активности, индивидуальности. Этот метод позволяет привлекать к работе родителей, которые становятся источником информации и помощником. В свою очередь родители получают педагогический опыт. Для учащихся этот метод деятельности активизирует компенсаноторные ресурсы.

Занятия по коррекции детско-родительских отношений могут проводиться в индивидуальной или групповой форме:

- беседы;

- дискуссии;

- библиотерапия;

- тренинг;

- игротерапия;

- арттерапия;

- сказкотерапия;

-арткоррекция;

-телесная психокоррекция;

- час звезды;

- игровое моделирование родительского поведения;

- танцевальная терапия;

- изотерапия (аппликация, лепка, рисование);

- семейная фотография (изучение структуры семьи);

- соломенная башня (упражнение Пекмана 1984г);

- ролевые игры (выявление распределений обязанностей в семье);

Все эти формы позволяют исправить ошибки воспитания и избежать проблем во взрослой жизни.

Советы дефектолога родителям

- Постоянно разговаривать с ребенком. Постоянная речевая практика способствует развитию навыкам речи, расширению словарного запаса, запоминанию информации о окружающем мире.

- Соблюдение спокойного тона, средней скорости, выделение важной информации интонацией.

- Правильное проговаривание не коверкание слов. Правильное построение предложений, постепенное усложнение.

- Задавание вопроса, требующее развернутого ответа.

- Выдерживание паузы после заданного вопроса, давая время подумать над ответом.

- Внимательное вслушивание в звуки окружающей среды, определение их происхождения. Превращение это в игру.

- Рассказывание занятных историй, а затем просить ребенка пересказать. Это можно превратить в семейную игру.

- Работайте вместе с профессионалами. Результатов можно добиться, совмещая занятия с закреплением.

- Проявляйте терпение, не раздражайтесь, не называйте ребенка глупым, не ругайте за медлительность реакции.

- Найдите единомышленников, вместе легче справиться с психической нагрузкой, решать сложные ситуации.

- Не опекайте чрезмерно. Ребенку необходима самостоятельность, новый опыт, контакт с нестандартными задачами. Контролируйте, как справляется ребенок с ними, но не делайте это за него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Рекомендации учителя-дефектолога родителям будущих первоклассников

Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....

Консультация учителя-дефектолога для родителей на тему- "Мелкая моторика это интересно"

Консультация учителя-дефектолога для родителей в начальной школе....

«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»

Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...

Рекомендации учителя-дефектолога родителям.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям  детей с ОВЗ....

Консультации учителя-дефектолога для педагогов и родителей

Консультация учителя-дефектолога для педагогов и родителей...

Методическая разработка: «Закрепляй-ка» - преемственность в работе учителя-дефектолога с родителями, программа сотрудничества с семьей

laquo;Сотрудничество с родителями – залог успеха учителя-дефектолога». Ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении и воспитании детей с нарушениям...