«Запрещать нельзя разрешать»
статья (1 класс)

Наталья Звонцова

«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.»

Л.Н. Толстой

 

Не только современное специальное (коррекционное) образование в настоящее время развивается в режиме инновационного поиска эффективных форм и приемов обучения. Но и дошкольное. И начальное общее.

Еще каких-то 20 лет назад было принято считать, что понятие «формирование учебной мотивации и познавательной активности» можно и следует относить к категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих особые и повышенные образовательные потребности в связи с определенными физическими, психологическими или интеллектуальными ограничениями, оказывающими прямое влияние на способность таких детей принимать полноценное участие в образовательном процессе.

Ведь для формирования личности ребенка, способной к познавательно-деятельной самореализации, проявляющей исследовательскую активность и творческий подход в решении различных бытовых, учебных и игровых задач, помимо становления первичных представлений о Себе, социуме и объектах окружающего мира, определяющим фактором выступает именно познавательное развитие.

Однако, уже сегодня, низкая успеваемость именно в силу отсутствия интереса и мотивационно-целевой основы образовательной деятельности, из-за низкого уровня саморегуляции и самоконтроля, трудностей переключаемости и низкой концентрации внимания, высокой утомляемости, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением способности к запоминанию по мере утомления - являются общей характерной чертой подавляющего большинства младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapreshchat_nelzya_razreshat.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.»

Л.Н. Толстой

Не только современное специальное (коррекционное) образование в настоящее время развивается в режиме инновационного поиска эффективных форм и приемов обучения. Но и дошкольное. И начальное общее.

Еще каких-то 20 лет назад было принято считать, что понятие «формирование учебной мотивации и познавательной активности» можно и следует относить к категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющих особые и повышенные образовательные потребности в связи с определенными физическими, психологическими или интеллектуальными ограничениями, оказывающими прямое влияние на способность таких детей принимать полноценное участие в образовательном процессе.

Ведь для формирования личности ребенка, способной к познавательно-деятельной самореализации, проявляющей исследовательскую активность и творческий подход в решении различных бытовых, учебных и игровых задач, помимо становления первичных представлений о Себе, социуме и объектах окружающего мира, определяющим фактором выступает именно познавательное развитие.

Однако, уже сегодня, низкая успеваемость именно в силу отсутствия интереса и мотивационно-целевой основы образовательной деятельности, из-за низкого уровня саморегуляции и самоконтроля, трудностей переключаемости и низкой концентрации внимания, высокой утомляемости, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением способности к запоминанию по мере утомления - являются общей характерной чертой подавляющего большинства младших школьников.

По итогам проведенных обследований воспитанников нашего Центра, на момент начала социального обслуживания наблюдаются схожие специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленных нарушением активности и внимания. И, как следствие, отмечается единая тенденция к снижению уровня общего познавательного и речевого развития: дети испытывают схожие трудности в выражении собственных мыслей, их речь недостаточно выразительна – ей характерна общая бедность и однообразие синтаксических конструкций. Объем активного словаря сильно не соответствует возрастной норме. У очень многих отмечаются нарушения в звукопроизношении. Общий кругозор сильно ограничен, знания даже о непосредственно окружающем мире отрывочны. Бессистемны.

 Особенностью познавательных процессов у большинства современных ребят выступает запаздывание формирования мыслительных операций в целом – они через усилие овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, способностью к абстрагированию и логическим построениям. Дети испытывают серьезные трудности в распределении внимания (оно быстро истощается, часто требует переключения на другой вид деятельности), отмечается общая несформированность мнемических процессов, особенно слабо развита слухо-речевая память - дети не способны корректно воспринимать, обрабатывать и запоминать даже небольшой объем информации (например, многозвеньевые учебные инструкции).

Почему же наблюдается такая негативная тенденция?

Причин может быть великое множество. Это и экологические, биологические, наследственные, социальные факторы, влияющие на психо-эмоциональное и физическое состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, с которой невозможно не согласиться сегодня - это малая двигательная активность и подвижность наших детей.

Давайте попробуем вспомнить, как проводили свое свободное время мы и наши родители в детстве: гоняя мяч во дворе или бегая босяком по траве у бабушки в деревне, прыгая в скакалку, резиночку или классики, кто-то катался на роликах или велосипеде, кто-то активно лазил по деревьям, собирая свой собственный урожай из соседских вишни, абрикос или грецких орехов, кто-то играл в командные дворовые игры: прятки, казаки-разбойники, пятнашки, тише едешь – дальше будешь, городки и многие другие. Мы, дети прежних поколений, проводили все свободное время на улице на свежем воздухе с друзьями, вырабатывая навыки общения, командной игры и позитивного взаимодействия, не говоря уже о развитии общей координации движений, силе, выносливости, ловкости, гибкости, умении держать равновесие, переключаемости движений, ориентировке в пространственных отношениях и схеме собственного тела. А не у компьютеров или с гаджетами в руках, это факт.

        Да, мы живем в эпоху высоких цифровых технологий и искусственных нейронных сетей с почти безграничным потенциалом использования, а дошкольники лучше и быстрее нас разбираются в технике и становятся уверенными пользователями интернет-браузеров, мобильных приложений и ютуба. «Запрещать нельзя разрешать» - расставьте знаки препинания на свое усмотрение.

Но любой практикующий коррекционный педагог сегодня согласится с утверждением, что с каждым годом современное поколение детей становится физически, психически, соматически заметно более ослабленно. Отсюда наши, казалось бы, здоровые, «нормотипичные» дети - часто с задержкой речевого развития, с низкой познавательной активностью, невнимательные, моторно неловкие, гиперактивные или заторможенные, с повышенной утомляемостью и психической возбудимостью, с трудностями коммуникации или поведения и, как следствие, с перманентными проблемами в учебе и плохой успеваемостью в школе.

Ориентируясь на схожие особенности познавательного развития и интересы современного поколения детей и подростков, наш социально-реабилитационный центр создает комплексные условия для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей и способностей каждого воспитанника, успешно и эффективно внедряя не только самое инновационное и интерактивное оборудование (из существующих в стране) с самыми современным игровым и диагностическим программным обеспечением, но и востребованными развивающими, художественными, здоровьесберегающими, арт-терапевтическими методиками социально-реабилитационной работы с детьми. Мы верим и убеждены, что «среда определяет сознание» (А. Цесаревский), формируя в дальнейшем тип мышления и поведения, привычки и поступки подрастающего человека.

Так, на своих коррекционно-развивающих занятиях учитель-дефектолог отделения социальной диагностики и разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних применяет методы и приемы нейропсихологической коррекции, помогающие детскому мозгу «проснуться» и гармонично включиться в последующую учебную деятельность без стресса, негатива и какого-либо эмоционального принуждения через «не хочу». Занятия с элементами нейрокоррекции строятся так, чтобы сохранять баланс между специальными двигательными упражнениями в игровой форме (веселыми, смешными, интересными, необычными), часто в парах и на время, и учебной деятельностью за столом для развития когнитивных и высших психических функций. Благодаря комплексу телесно-ориентированных упражнений (самые разнообразные динамические игры и задания с подключением мыслительных процессов и зрительного анализатора, обеспечивающего сложный зрительно-пространственный анализ и синтез воспринимаемых предметов, процессов и явлений действительности), работа дефектолога идет быстрее и выполняется наиболее качественно: ребята становятся не просто более усидчивыми, сообразительными, внимательными, старательными, они лучше ориентируются в схеме собственного тела, обретают согласованность и координацию движений, моторную ловкость, чувство ритма.

Ежедневно применяя нейродинамические методы по развитию познавательных функций через движение, в том числе по систематической  синхронизации межполушарного взаимодействия (различные комплексы по работе двумя руками одновременно: двуручное письмо, полушарное рисование песком и т.д.) на каждом коррекционно-развивающем занятии в качестве коротенькой нейроразминки на протяжении последних 1,5 лет, мы наглядно увидели позитивные структурные изменения и динамику общего познавательного развития у наших воспитанников, выражающуюся в общем улучшении мыслительных процессов (дети начинают лучше «слышать» и воспринимать (обрабатывать) информацию, быстрее понимать суть и выбирать оптимальный ход своих дальнейших учебных действий, быстрее отдают результат – т.е. становятся более продуктивными), повышении работоспособности и когнитивной выносливости, снижении утомляемости, активнее происходит речевое развитие, улучшается память (произвольная, зрительная, слухо-речевая и т.д.), повышается иммунная система, лучше происходит адаптация в новом коллективе и повышается способность к эффективному обучению в режиме многозадачности в школе, кружках и секциях дополнительного образования.

И ничего в этом удивительного и сверхъестественного нет.

Ещё известный советский учёный, физиолог И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические  коррекционно-развивающие и формирующие программы.

А великий русский физиолог И. М. Сеченов первым высказал мысль о том, что мышечный, двигательный анализатор функционирует не сам по себе, а играет огромную роль в целостной деятельности мозга, и «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения человека, но и объединяет их.

Таким образом, современные нейродинамические игры и упражнения можно и стоит отнести к здоровьесберегающим технологиям (как физминутка и динамическая пауза, дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, упражнения для глаз и т.д.), направленным в том числе на улучшение и стабилизацию психо-эмоционального состояния воспитанников, на преобладание положительных эмоций над негативными, нормализацию процессов возбуждения и торможения.

Помимо прочего, находясь в режиме того самого инновационного поиска и внедрения эффективных форм и приемов обучения, в нашем Центре выстроилась устойчивая модель междисциплинарного взаимодействия учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре, применяющего методы сенсорной интеграции, мозжечковой стимуляции и комплексы кинезиологических упражнений на базе работы с сенсорно-динамическим комплексом «Дом Совы», как уникальным пространством, в котором наши дети чувствует себя безопасно, уютно, где им интересно, и они познают, исследуют свой внутренний и окружающий мир через движение.

И совместная, в чем-то дублирующая друг друга коррекционно-развивающая деятельность педагогов: дефектолога и инструктора по АФК, строящаяся на единых принципах побуждения к познавательной активности как средству формирования устойчивой учебной мотивации через двигательную активность с подключением мыслительных процессов, стала той самой действенной и эффективной формой современного коррекционно-развивающего обучения, помогающей нашим детям быть более внимательными, собранными, способными быстрее и качественнее перерабатывать огромный поток информации, поступающей из внешнего мира.

Главное – ориентироваться на актуальный (реальный, действительный) уровень развития ребенка, его интересы, проявляющиеся способности, зону ближайших возможностей, помогая осознать значимость и ценность обучения в широком смысле слова для будущей взрослой жизни и карьеры. Не забывая при этом поддерживать и активно поощрять, признавая, пусть постепенные и небольшие, но собственные достижения и результаты маленького человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Как мы разрешаем конфликты"

рРазвитие умений распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации, формировать умение социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях; разрабатывать навыки конструктивного разреш...

Здравствуйте! Разрешите представиться! «Слово “МЫ”- сильней, чем “Я” Вместе – дружная семья!»

Аннотация к самопредставлению учащихся 2 «А» класса «Слово “МЫ”- сильней, чем “Я” Вместе – дружная семья!» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования...

учителю запрещено

Учителю запрещено— Применять к учащемуся меры физического и психического насилия. (1) — Опаздывать на урок. (2) — Выгонять ученика с урока. (3) — Выставлять в журнал оценку не за ответ,...

Что категорически запрещается родителям?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7308648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"152","width":"246"}}]]...

Как запрещать ребёнку

для родителей...

"Гаджеты в школе: за и против?" или "Разрешить нельзя запретить.Куда поставить запятую?"

Муниципальный этап научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее" Первые шаги в науку. Технологии не стоят на месте, детей ХХI века, третьего тысячилетия сложно представить без э...