Работа учителя — логопеда на школьном логопункте
консультация

Малханова Оксана Андреевна

Уважаемые родители, в представленном материале вы познакомитесь с организаций и направлениями работы школьного учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_logopeda.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа учителя — логопеда на школьном логопункте

Уважаемые родители, в этом материале вы сможете познакомиться со спецификой работы учителя-логопеда на школьном логопункте.

  На логопедический пункт зачисляются ученики, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи. В первую очередь на логопедический пункт принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению общеобразовательной программы (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Краткая характеристика речевых нарушений.

Общее недоразвитие речи (ОНР). Этот дефект представляет собой системное нарушение (т.е. недостаточную сформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка).

 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Это означает, что у ребенка имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи: дефекты звукопроизношения, трудности дифференциации оппозиционных звуков; несформированность анализа и синтеза звукового состава слова.

Фонетический дефект. Имеется в виду такой недостаток речи, при котором дефекты звукопроизношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звука.

    Логопедическое обследование детей для выявления нарушений речи и  зачисления на логопедический пункт проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Все дети с выявленными недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта.

Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

   Основной формой организации логопедической работы на школьном логопункте являются групповые занятия.

В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных обучающихся с первичной речевой патологией могут быть скомплектованы следующие группы (количество детей  указано в скобках):

  •  с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им (4-5);
  • с фонетико-фонематическим недоразвитем речи (ФФНР) или фонематическим недоразвитием речи (ФН) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им (5-6).

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: ОНР (2 уровня); нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия), дети, имеющие в анамнезе с моторную алалию.

Основная работа, на школьном логопункте, ведется по коррекции нарушений чтения и письма. Такие нарушения имеют определения.

   Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

    Овладение процессом письма находится в тесной связи со степенью сформированности всех сторон устной речи:

– звукопроизношения,

– фонематического восприятия,

– лексико-грамматической стороны речи,

– связной речи.

       К появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в перенатальном, натальном, постнатальном периодах (патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты, энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка).

        Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с двуязычием в семье (билингвы), различными речевыми нарушениями, ЗПР.

    Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФНР или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

   

      Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения и коррекции.

          Ошибки, над которыми работает учитель-логопед называются специфическими. На письме это:

  • ошибки не связанные с применением орфографических правил;
  • данные ошибки носят стойкий систематический характер;
  • эти ошибки не связаны с нерегулярностью школьного обучения.

Специфические ошибки на письме.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  • пропуски букв и слогов (огороде - «огорде», молодой -«малдой», страна -«стана», кисель - «кисл», )электровозы - «электрозы», колокольчики - «калкочи».;
  • недописывание букв и слогов (красивый человек - «красивы человек», белое платье - «белое платье»);
  • наращивание слов лишними буквами и слогами (девочка - «девочика», дружно - «дуружно», гуляем - «гулямем», «тасакали» - таскали);
  • искажение слова (магазин - «магазим», за машиной - «за зашиной», спускались - «спуспуклись», горка - «гогка»);
  • слитное написание слов (пришел домой - «пришёлдомой», хотел найти - «хотел найти»);
  • произвольное деление слов (идет домой - «и дет домой», );
  • нарушение или отсутствие границ предложения (Осенью.

        Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. - «Осенью.

        Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью яркие краски радуют глаз падают сухие листья земля покрылась пестрым ковром шуршит под ногами пожухлая трава влесу смолкли птичьи песни вода в лесных ручьях чистая хорошо дышать свежим воздухом» или «Осеню.

       Мы часто ходим. Вближний лисок. Крсив русскийлес. Осенью. Ярки краски радуйут глас. Падают сухие листя….»);

  • замена букв по акустическим и артикуляционным признакам (вот примеры таких смешений: собака - «сопака», три - «дри», звёзды - «свости», пароход - «бароход», долго - «долко», шишки - «сыски», привезли - «привежли», щенок - «сенок», часто - «цасто», щуки - «чуки», чертит - «черчит», цветы - «светы», руль - «луль»);
  • ошибки в обозначении мягкости согласных (зубы - «супи», любит - «лубит», письмо - «писмо»).

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  • аграмматизмы (маленькое окно - «маленькая окно», «большая белая пятно», «дети бежит»; «на столом», «играю из девочкой Леной»; «козлёнки»);
  • слитное написаниие предлогов и раздельное написание приставок (наступила - «на ступила», в доме - «вдоме».).

Ошибки, обусловленные нарушениями оптико- пространственного гнозиса и конструктивного мышления:

  •  замены и смешения оптически сходных букв (с - о, с — е и т.д., золотился - «золопился», брат - «драт», мохнатые - «можнатые», муха - «миха»);
  • замены и смешения кинетически сходных букв (о- а, л - м, х - ж и т.д., туча - «точа», клюква -«клёква»);
  • особую группу ошибок представляет собой зеркальное написание букв.

  Итак, перечислены основные группы ошибок, которые считают специфическими. Вместе с тем, имеются разные варианты трактовки тех или иных ошибок. Написание «щветы» вместо «цветы», «трешали» вместо «трещали» может быть смешениями букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам звуки. Но и буквы ц-щ-ш схожи между собой и это может быть графическая ошибка. Такие различия в трактовке ошибок объясняются тем, что каждая из них может иметь несколько вероятных механизмов возникновения.

    Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

      Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Специфические ошибки при чтении.

1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях фонетически, артикуляционно близких звуков и графически сходных букв при чтении (тевочка, лобата, одувантик).

2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова.

3. Искажение звуко-слоговой структуры слова.

пропуск согласных при стечении (скамейка-камейка);

пропуски согласных и гласных (парвоз,);

добавление звуков (под диждием );

перестановка звуков (лотапа);

пропуски перестановки слогов (кавана).

Замена слов (захлестнула-захлопнула).

Нарушение понимания прочитанного.

Аграмматизмы при чтении (Красивая платье, голубой брюки).

Медленный темп чтения (не соответствующий по срокам обучения).

 Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от уроков с учетом режима работы учреждения. По согласованию с родителями и учителями обучающегося, индивидуальные занятия по коррекции произношения у детей с фонетическими нарушениями, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, могут осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).

Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся не менее 3 раз в неделю, с группой детей, имеющих ФФН и ФН; нарушения чтения и письма, обусловленные ими, 2-3 раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетический дефект, 2-3 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой - 40 мин.; с подгруппой с меньшей наполняемостью - 25-30 мин.; продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребенком - 20 минут. С первоклассниками первые 12 занятий работать 35 минут.

  Обучающиеся с нарушениями речи, при необходимости, с согласия родителей (лиц, их заменяющих), могут направляться учителем-логопедом в районную поликлинику для обследования врачами специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения уровня психофизического развития ребенка и установления соответствующего диагноза, определения программы обучения.

Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несут родители, учитель-логопед, учитель класса и администрация школы.

Все направления работы учителя-логопеда:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению основной общеобразовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся с  ТНР;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении  (адаптированной) основной общеобразовательной программы начального образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками -  учителями, родителями (законными представителями) — 1 час в неделю.

Содержание коррекционно-развивающей работы:

- системное и разностороннее развитие речи и коррекция речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);

- совершенствование коммуникативной деятельности;

- формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности;

- развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у обучающихся с ТНР;

- развитие познавательной деятельности, высших психических функций;

- формирование или коррекция нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;

- достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах учебной и внеучебной деятельности, различных коммуникативных ситуациях.

Уважаемые родители, если у Вас есть вопросы по речевому развитию ребенка, школьной успеваемости, то учитель-логопед проведет для Вас индивидуальную консультацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.

В статье рассказывается об особенностях работы учителя-логопеда на школьном логопункте....

Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.

Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....

Годовой план работы учителя-логопеда на школьном логопункте на 2014-15 учебный год

Годовой план работы учителя-логопеда на школьном логопункте на 2014-15 учебный год...

Направления работы учителя-логопеда в рамках реализации программы "Адаптация первоклассников к школьному обучению"

В материале представлены современные методики логопедической работы с первоклассникми....

Специфика работы учителя-логопеда в условиях школьного логопункта

В этой статье описана вся важность работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе...

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте

Программа коррекционной работы учителя-логопеда направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общег...