Памятка для родителей по исследовательской деятельности младших школьников.
консультация (4 класс) на тему

Юлия Леонтьевна Деменкова

 

Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и для родителя. Исследовательская деятельность подразумевает самостоятельную работу ученика, однако задача родителя – знать суть исследования, его этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в исследовательскую деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей.

 Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и для родителя. Исследовательская деятельность подразумевает самостоятельную работу ученика, однако задача родителя – знать суть исследования, его этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в исследовательскую деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:

· Что такое учебное исследование в школе? (очень немного теории)

· Каковы этапы выполнения учебного исследования?

· Какова возможная роль родителя на каждом этапе исследовательской деятельности?

· Что такое учебное исследование в школе? (очень немного теории)

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Итогом исследовательской работы может быть макет из самых разнообразных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; научный отчет о проведенном эксперименте. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. При выполнении исследования важно, чтобы ребенок опирался на памятку, рекомендованную учителем.

 Каковы этапы выполнения учебного исследования?

Выполнение учебного исследования предусматривает несколько последовательных этапов:

· выбор темы исследования;

· выдвижение первоначальных идей;

· сбор материала;

· обобщение материалов;

· реализация проекта (доклад, макет и т.д.)

· защита проекта.

Какова возможная роль родителя на каждом этапе исследовательской деятельности?

На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

 Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей:

· помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;

· записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

В ходе сбора материала родители могут посоветовать дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

 На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, приготовить тексты, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

  На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

  Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

  Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Классификация тем для исследовательской деятельности учащихся

Общие направления исследований:

1. Живая природа

2. Человек.

3. Общество.

 4. Культура.

5. Земля.

6. Вселенная.

7. Наука.

8. Техника.

9. Экономика.

Основные науки и виды деятельности:

 Живая природа: зоология, ботаника, генетика, природопользование.

Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма, медицина, психология человека, деятельность, выдающиеся мыслители.

Общество: цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели.

Культура: язык, религия, искусство, образование.

Земля: география, климат, строение Земли.

Вселенная: галактики, Солнце, звезды, инопланетные цивилизации.

Наука: математика, физика, химия, астрономия, история науки. Техника: транспорт, промышленность, техническое конструирование и строительство.

Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки.

 

 Специфическими ключи к поиску и систематизации информации.

 

 Направление - живая природа, область знаний - зоология:

· где живет?

· чем питается?

· основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид;

· поведение;

· кто главные враги.

 

Направление «Выдающиеся мыслители» или «Государственные деятели».

· общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился;

· характеристика обстановки, в которой рос (семья,

ближайшее окружение и т.п.);

· где провел жизнь;

· первые серьезные работы;

· основные достижения и результаты деятельности;

· основные работы о нем;

· как к нему относились современники;

· как к нему относятся в наше время.

 

 Направление—Земля, область знаний— география. «Крупнейшие озера мира»

· название крупнейших озер;

· их географическое положение, климатические условия; основные характеристики:

· пресные или соленые;

· животный и растительный мир этих озер;

· какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности;

· характеристика экологической ситуации.

 

 Направление "Вселенная», тема «Планеты Солнечной системы»:

o перечень планет;

o происхождение названия;

o общая характеристика каждой:

o размеры;

o удаленность от Земли;

o время обращения вокруг Солнца;

o удаленность от Солнца;

o исследования планеты людьми;

o условия на планете.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Памятка. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Проектно-исследовательская деятельность - эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...